+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 3, 2001 г.

О вере

Меир бен Нёмен

В мире очень распространено мнение, будто вера в Бога иррациональна, т. е. не основывается и не может основываться на разуме, на научных представлениях. Это серьезное заблуждение, хотя оно вполне может быть аргументировано тем, что очень многие верят в Бога иррационально, помимо разума. Если такая чисто эмоциональная вера объяснима среди людей не вполне образованных, то в современных условиях с широким распространением средств массовой информации среди людей с достаточным уровнем образования такое положение не может считаться оправданным. Если для первых в вопросах веры в существование Бога-Творца не возникает сомнений, то образованные верующие часто просто не дают волю своим сомнениям, диктуемым разумом. Они полагают, что разум к вере не причастен, т. е. вера и наука, вера и религия не могут быть совместимы. Это не соответствует истинному положению дел: вера может и должна базироваться на разуме, на науке. Для многих то обстоятельство, что величайшие умы науки, как прошлого (Ньютон, Паскаль - XVII в.), так и настоящего (Бор, Резерфорд - ХХ в.), были верующими, не кажется достаточно убедительным. Правда, относительно Эйнштейна существуют противоположные мнения: одно - будто бы Эйнштейн сомневался, другое - что он верил в существование Творца. Для таких отметим, что современная космология рассматривает три модели Вселенной. Статичную, в соответствии с которой Вселенная с ее бесконечным количеством звезд и планет мыслится неподвижной, неподвижной в смысле не расширяющейся, хотя некоторые звезды и планеты вращаются вокруг больших звезд и планет. В соответствии с этой моделью Вселенная могла быть сотворена Разумом, но и вполне может мыслиться существующей вечно, без вмешательства Разума, Чьей-то воли. Пульсирующую, в соответствии с которой, кроме вращения звезд и планет, Вселенная то сжимается, то расширяется. В настоящее время происходит цикл расширения Вселенной. Такая модель тоже допускает вечное существование Вселенной без вмешательства Бога. И, наконец, третью - так называемую открытую модель, в соответствии с которой Вселенная постоянно расширяется, и со временем все звезды погаснут, воцарится ледяная тьма, придет конец Вселенной. Поскольку есть конец, было и начало, когда вся материя и энергия Вселенной была сосредоточена в одной точке, вне этой точки ничего не было. Затем произошел грандиозный взрыв, причина которого должна была существовать вне материи и энергии. Таким образом, эта третья модель Вселенной не может мыслиться без чего-то трансцендентного, сверхъестественного, то есть Бога.

Так вот, современная космология пришла к выводу, что из трех названных моделей открытая модель Вселенной наиболее вероятна. После бурных аплодисментов, вызванных докладом одного из сотрудников НАСА на заседании Американского астрономического общества в 1990 году, председатель резюмировал: «Похоже, уже нет сомнений, что аудитория на стороне книги Бытие, по крайней мере, первых нескольких стихов, получивших научное подтверждение».

Каждый человек - как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими

Мандельштам

Архив