+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 1, 2006 г.

Говоря на идиш

Илья Мазл

«Вен гебен мир нихт Яаков, дан гебен мир Эйсав»

(ЕСЛИ НЕ ДАЕМ ИАКОВУ, ТО ДАЕМ ИСАВУ),

можно подразумевать очень многое. Но чтобы вообще как-то интерпретировать эту пословицу, необходимо определить характерные черты братьев, сыновей Исаака, и вспомнить, что говорит о них библейский текст.

Об Исаве Писание говорит, что он был «человеком полей» (Быт. 25:27). Одно из его прозвищ – «красный» (евр. Адом), оно созвучно с еврейским словом «Адома» (земля), что намекает на приземленность его мыслей и интересов. Влечение к материальным благам и сиюминутным удовольствиям побудили Исава продать брату право первородства.

Об Иакове же сказано, что он стал «человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт. 25:27). Именно кротость является тем качеством, которое угодно Богу. Поэтому Господь и возвестил через пророка Малахию: «Не брат ли Исав Иакову?.. И однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел...» (Мал. 1:2–3).

Видимо, находясь всегда рядом с родителями, живя «в шатрах», Иаков постоянно помышлял о горнем. Иначе как могла прийти ему в голову мысль о получении первородства, когда Исаву некогда было об этом думать? Ему было просто не до того, и он ответил брату: «Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» (Быт. 25:32)

Но этого практичного и приземленного сына отец его, Исаак, любил больше и готов был отдать ему право первородства за одну лишь снедь, хорошо приготовленную дичь.

Жена же Исаака, Ревекка, любила больше Иакова и пошла даже на обман, чтобы обетование Божье, данное ей еще во время беременности, осуществилось при ее жизни. Оно гласило: «Больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23).

Как братья, так и их родители, представляют две группы людей:

одни мыслят приземленно, а другие помышляют о горнем.

Одни готовы вкладывать все свое состояние в преходящее и низменное, подобно Исааку, желавшему передать наследие ветреному Исаву. Иные же (таких мало) готовы пожертвовать всем, чтобы вложить состояние, надежды и будущее в духовные ценности, подобно Ревекке, которая лишилась радости видеть любимого сына до конца своей жизни ради непреходящего наследия Божьего.

Во что вкладываем мы свои силы, время, надежды? Кому даем мы?

Если не даем Иакову, то даем Исаву, а это противоречит совету нашего Учителя Иешуа: «Более всего ищите Царство Божие, и это все приложится вам» (Лк. 12:31).

Архив