Тропинка 4, 2004 г.
Иов и его друзья
Александар Семёнов
Прочитав в журнале о дружбе Давида и Ионафана, мой сын Кирилл подошёл ко мне и спросил:
- Дружба этих молодых людей была крепка, но не долга! Взрослые люди дружат долго?
- Спасибо за интересный вопрос, сынок, - ответил я и задумался.
И тут я вспомнил о книге Иов. Её каждый найдёт в Библии перед книгой Псалтирь.
- Не читал ли ты об Иове из земли Уц и его друзьях Елифазе, Вилдаде и Софаре? - спросил я сына.
- Нет, к сожалению, не успел.
- Так я расскажу тебе. Это были взрослые люди, отцы многодетных семейств. Особенно был уважаем всеми Иов за свою праведность. К тому же он был местным царьком, весьма богатым. А у богатых людей, ты знаешь, бывает много завистников. И вот эти завистники считали, что Иов благочестив и богобоязнен недаром. Бог - сторож его богатства, вот Иов и доволен, и хвалит поэтому Бога.
- А нельзя было это как-то проверить? - спросил сын.
- Да-да, можно было. Иова проверили... обстоятельствами, причём весьма страшными, - вздохнул я. - Представь себе: сначала савейцы и халдеи угнали весь скот Иова и слуг его убили; и в тот же день ураган обрушил дом, в котором сыновья Иова собрались на молодёжную встречу, и все его дети погибли.
- Ого! Не сошёл ли Иов с ума от этих несчастий? - посерьёзнел Кирилл.
- Представь себе, нет. Несчастный отец только разодрал одежды свои и вспомнил любимый лозунг: «Нагим появился я на свет, нагим и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!»
- Молодец Иов!
Я нашёл в Библии историю Иова и дал Кириллу прочитать о том, что Иов заболел проказой - болезнью, которая поражает кожу, мышцы, гортань, внутренние органы.
- А друзья Иова как отнеслись к тому, что с ним случилось? - спросил Кирилл.
- Слушай о друзьях Иова. Они узнали о его страданиях и поспешили к нему, чтобы утешить. Неплохое начало, не правда ли? Семь дней они молчали. Сейчас такое редко встретишь. Все спешат себя выразить. Затем один из друзей Иова, Елифаз, не хотел посочувствовать другу и стал твердить прописную истину о справедливости Бога, Который поощряет правого и наказывает грешника. Иов возражал и предлагал указать хотя бы на один его плохой поступок, но Елифазу сказать было нечего.
- А другие приятели посочувствовали?
- Вилдад убеждал Иова, что его несчастья временные, что в будущем Бог вознаградит его за праведность. А Софар говорил, что Иов не может знать себя лучше, нежели знает его Бог, а потому и не должен возражать против своих несчастий. В словах Софара - нечестность и неискренность. Если бы с ним подобное случилось, ещё как стал бы возражать! Помнишь поговорку: «Чужую беду руками разведу? В общем, все проявили себя изрядными эгоистами, хотя считали себя людьми верующими.
- А какую заповедь друзья Иова нарушили? Не убивали, не воровали, Бога, гляди, как почитали! - с этими словами сын положил правую руку на Библию и заглянул мне в глаза.
- Думаю, девятую. Помнишь её?
- Минутку... «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. Так, кажется?
- Молодец! А теперь подумай, где в Новом Завете мы сможем найти лекарство от душевных недугов друзей Иова? Ладно, не спеши с ответом. Вот только одна подсказка: рекомендацию даёт «наименьший из апостолов. Когда сын удалился в свою комнату, я сел за стол, открыл Первое послание апостола Павла к коринфянам (13:4) и ещё раз прочитал о наиважнейшей заповеди Господа - о любви, которая не завидует; не превозносится; не радуется неправде, а сорадуется истине; милосердствует; не ищет своего. Она-то и скрепляет настоящую дружбу.