Тропинка 4, 2004 г.
Зачем?
Елена Микула
Живая книга
Я не знаю, как назывался тот жук, в которого тыкал палкой мальчик. Это было в Крыму, на морском пляже. Жук был необыкновенный - большой, фиолетовый и очень красивый. Глеб, семилетний сын моей подруги, подбежал к мальчику с криком: «Зачем? Зачем ты это делаешь? Ведь ему же больно!»
Мальчик был старше Глеба, упитаннее и выше, так что на крики Глеба он не реагировал. Я уже хотела было вмешаться, но произошло следующее. После очередного толчка жук приподнял брюшко и выстрелил струёй тёмной жидкости прямо в лицо своему обидчику. Мальчик бросил палку, заорал и схватился за глаза. Его мама, лежавшая рядом на песке, подлетела к сыну, который корчился от боли. Весь пляж переполошился. Мальчика быстро отвели в санаторий к врачу, где ему промыли глаза.
Глеб стоял в стороне, и я заметила на его лице особенное выражение - радость, удовлетворение справедливостью и сочувствие чужой боли. «Выстрел» жука для человека не смертелен, но имеет сильное воспитательное действие. Я думаю, что тот мальчик в следующий раз подумает, прежде чем ткнуть палкой, раздавить или ударить живое существо.
И вот недавно эта история повторилась. С другими людьми, в другом месте, да и финал у неё был немного иной. Мы были на базе отдыха под Киевом с моей подругой Наташей. Жили мы в деревянном домике в сосновом лесу. За оградой базы раскинулись луга, среди которых разбросано множество озёр - больших, маленьких и совсем крошечных. Стоял июль, было очень жарко, а вода в озёрах была прозрачная и прохладная. Это были настоящие озёра: глубокие, с подводными ключами. Плавая, можно было вдруг ощутить ледяной холод подводного источника. На глубине вода казалась чёрной, а на песчаной отмели можно было наблюдать за жизнью подводных жителей озера. Особенно мы полюбили Щучье озеро. Не знаю, почему оно так называется. Щуки мы там не поймали ни разу. Может быть, более опытным рыбакам везло больше, но нам на удочку попадались только маленькие краснопёрки.
Берег Щучьего озера окаймлён ивами, которые наклонились к самой воде. Вдоль берега росли кувшинки. Их плоские листья-тарелки укрывали кромку прибрежной воды. Жёлтые головки кувшинок поднимались над поверхностью озера, как бы с любопытством разглядывая всё вокруг. Длинное озеро причудливо изгибалось среди невысоких холмов. А на изгибе, недалеко от мелкого места, где был брод, возвышался прекрасным букетом куст белых водяных лилий. Листья лилий отличаются от листьев кувшинок. Они не лежат, распластавшись по воде, а немного приподнимаются над гладью озера, напоминая заботливые ладони, поддерживающие великолепные белые цветы. Каждый раз, проходя мимо, мы невольно останавливались, любуясь этой красотой. Сначала был виден один цветок и несколько бутонов, потом бутоны распустились и образовали посреди озера прекрасный букет из семи больших, нежных и величественных цветков.
В тот день из-за жары рыба не хотела клевать. Было очень тихо, только стрекотали кузнечики, в вышине пел жаворонок, и иногда квакала какая-то ляryшка, вероятно, спросонок. Вдруг эту тишину нарушил звук моторов двух машин, которые подъехали к озеру и остановились. Из них высыпало шестеро ребятишек возрастом от двух до пятнадцати лет, две женщины, наверное, их мамы, и двое мужчин. Мамы с детьми направились купаться. Чуть позже они увидели цветущие лилии. Обе женщины поплыли к цветущим лилиям и оборвали все до единой. Наташа крикнула им: «Зачем вы это делаете? Оставьте хоть несколько, чтобы люди могли любоваться ими!»
Женщины посмотрели в нашу сторону, что-то грубо и насмешливо ответили и поплыли к берегу. Через некоторое время они уехали. Возвращаясь домой, мы увидели на том месте, где они останавливались, увядшие белые лилии. Я подумала тогда: «Господь, ведь Ты так любишь эти цветы. Ты говорил, что они прекраснее одежд царя Соломона - самого богатого и мудрого царя. Они так трогательны и нежны. Но они так беззащитны! Неужели Ты не мог как-то защитить их? Как мне жаль эти цветы! Мне жаль и этих женщин, которые должны были научить своих детей беречь эту красоту, а не уничтожать её».
Я вспомнила того мальчика с папкой, который получил урок, и пожалела, что лилии не умеют стрелять, как тот жук. Они дарят миру свою красоту и не могут защитить себя. Это не садовые цветы, не полевые, они очень быстро увядают на солнце и не стоят долго в вазе, если и удастся донести их до дома. Длинный стебель связывает их с дном прохладного озера. Порвать его - это просто убить лилию. Я смотрела на мёртвые цветы, и у меня в ушах звучал вопрос Глеба и Наташи: «Зачем?»
Но самое интересное произошло через несколько дней. К нам в гости на выходные приехали родственники - Алла и Анатолий. Мы пошли гулять к озеру и остановились возле лилий, которые к тому времени опять начали робко распускаться. Наташа рассказала о случае, который произошёл недавно. И знаете, как отреагировал Анатолий? Он рассмеялся, а потом сказал: «Видите, весь куст лилий окружён мелкими водорослями? Их называют «крапивка». От прикосновения к ним через некоторое время на теле выступает сыпь. Уверен, что эти женщины ночь не спали после того, как сорвали лилии».
Бог защитил лилии таким образом! Я не видела себя со стороны, но думаю, что в этот момент выражение моего лица было похоже на то, которое было у Глеба, когда обидчик жука от боли свалился на песок.
Человек для Бога гораздо ценнее жука и лилий. И, конечно, нельзя радоваться тому, что тот мальчик и те женщины испытывали боль. Но их сердца были настолько жестоки, что Господу пришлось преподать им такие болезненные уроки.
И чтобы тебе не оказаться на их месте, прежде чем что-то сделать, задай себе вопрос: «Зачем?»