Тропинка 5, 2011 г.
Повседневная жизнь
Сергей Санников
Когда в доме день рождения, мы надеваем лучший костюм, приводим себя в порядок, на стол ставим красивую посуду и лучшее угощение. А на следующее утро наступают будни. Мама надевает фартук и моет грязную посуду, сын берёт в руки портфель. Праздник прошёл, напряжение сил спало, начинается обычная жизнь. Христианство первых трёх веков – это не только подвиги веры, геройское поведение мучеников и яркое свидетельство словом. Христианство проявляется в повседневной жизни: в семье, на работе, дома. И иногда в домашней, привычной, обстановке труднее быть христианином, чем перед страшными зверями на арене цирка.
Христиане первых веков обычно собирались не в больших и красивых храмах или молитвенных домах, где есть удобные стулья, микрофон и проектор, а в домах своих единоверцев, или в лесу, или на кладбище (у могил своих убитых братьев), или в катакомбах, чтобы никто не мешал им помолиться Богу. Сами богослужения обычно состояли из песнопений, молитв и проповеди, разъясняющей Писание. Всё было очень просто, без всяких ритуалов и специальных одежд. Особое место занимала вечеря Господня (хлебопреломление), или, как её часто называли, евхаристия, то есть «благодарение». Её совершали, как правило, вечером и совмещали с так называемой агапе – вечерей любви, когда каждый приносил свою еду и из этого делали общий стол. Но к третьему веку этот обычай почти повсеместно пропал.
Тех, кто только покаялся, называли оглашёнными (по-гречески – катехуменами). То есть они объявляли (оглашали) себя христианами, но ещё только готовились к водному крещению. Часто такая подготовка была очень длительной: два-три года, а то и больше. Само крещение чаще всего совершали в ночь на Пасху или Пятидесятницу, крестить старались в реке. Именно Пасха и Пятидесятница были двумя основными праздниками церковного календаря. Рождество как церковный праздник в первые века практически не отмечалось.
Довольно рано в христианстве возник обычай вспоминать мучеников и наставников. Обычно в годовщину страдания на месте погребения мученика проводили общецерковное собрание, на котором читались его письма и так называемые мученические акты, описывающие его героическую кончину. После этого служители говорили наставления, возносили молитвы; иногда совершалось хлебопреломление с агапе – общей трапезой.
Общество христиан того времени резко отличалось по своему поведению от окружающего мира. Христиане не только отказывались от идолопоклонства, но и вели высоконравственную жизнь. Если в их общине появлялся пьяница, или развратник, или, не дай Бог, злодей-убийца, то его изгоняли из среды верующих. Отступников, которые во времена гонений не проявляли мужества и поклонялись императору как богу или другому божеству, также отлучали от церкви, но после покаяния многие общины принимали их снова.
Более всего поражала язычников деятельная любовь христиан. Каждая церковь содержала многочисленных вдов, сирот, больных, у которых не было средств к существованию. Христиане об- легчали удел заключённых и, где было возможно, содействовали их освобождению; посылали щедрую помощь в районы эпидемий, бедствий; производили сборы с целью выкупа пленных и так далее. И хотя и в те времена в христианском сообществе были недостойные люди, служители, как правило, старались научить общины придерживаться принципов, которые провозгласил Иисус Христос.
Вот как описывает евхаристию живший во II веке Иустин, философ, ставший христианином: «К пресвитеру приносится хлеб и чаша с вином, растворённым водой. Он берёт и именем Сына и Святого Духа благодарит и славит Отца всех... После его благодарения... так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщение хлеба, над которым совершено благодарение, и вина, и воды и относят к тем, которые отсутствуют». К участию в вечери Господней допускались только те, кто принял водное крещение; остальные должны были покинуть помещение.