+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Тропинка 6, 2011 г.

Христианство у власти

Сергей Санников

Когда я ещё учился в начальной школе, в нашем классе был мальчик, которого мы почему-то называли Пона. Мы вместе играли на переменах в разведчиков и стреляли друг в друга из рогаток и самодельных пистолетов. Однажды Пона пришёл в класс и громко заявил перед началом урока: «А папа у меня теперь большой начальник, и мы переезжаем в новую квартиру». Пона с этого времени действительно изменился. Хотя мы по-прежнему гонялись друг за другом на переменах, утром его привози ли в школу на папиной служебной машине. А когда его мама как-то пришла в школу и увидела, что Пона целится в меня из рогатки, она закричала: «А ну, перестань! Нечего тебе с босяками водиться! Они тебе не ровня!» Нам было очень жаль Пону, потому что теперь он не играл с нами, а на следующий год его забрали из нашей школы. Я всегда вспоминаю эту историю, когда рассказываю о том, как император Римской империи Константин стал христианином.

В 312 году Константин, войсками провозглашённый императором, выступил против Максенция, которого тоже провозгласили императором. У Константина было почти в четыре раза меньше войск, чем у Максенция, который к тому же сидел за крепкими крепостными стенами Рима. Одержать победу в таких условиях было почти невозможно. Но как-то в полдень, когда войска готовились к сражению, Константин и его свита увидели на небе знак креста и надпись: «Этим побеждай». Константин был в шоке. Он не был христианином, но его друзья много рассказывали ему о Христе, и он истолковал это видение как обещание победы, если он и его воины станут христианами. Он велел сделать знамёна с изображением креста и монограммой имени Иисуса, которую видел у христиан, и такие же изображения на щитах и шлемах солдат и вступил в бой.

Максенций тоже хотел заручиться помощью богов, и языческие жрецы Рима прочили ему победу, если он первым вступит в бой. Он вышел за стены Рима и занял очень невыгодную позицию. Его войско было полностью разгромлено, а сам он был убит в этом бою. Всё это убедило Константина в силе Христа, и он публично объявил себя христианином и не только прекратил гонения на христиан, но дал им большие привилегии и сделал христианских епископов своими советниками. Он даже перенёс столицу своей империи, которая тогда охватывала почти весь мир, в новый город на Востоке, названный в честь его Константинополем. Там не было ни одного языческого храма, а стояли только христианские знаки и святыни.

Положение христиан с этого времени полностью изменилось. Из гонимого меньшинства они стали господствующим большинством. Теперь никто не смел угрожать им. Наоборот, христиане стали уничтожать языческих идолов и их храмыкапища. Теперь стало выгодно быть христианином. Можно было получить хорошую должность или заключить выгодную сделку, потому что император дал христианам большие льготы и права. Это привело к тому, что вскоре все стали принимать крещение, и появилось много христиан, которые только по виду были христианами, но посещали служения по необходимости и держались христианских норм только внешне.

К сожалению, царственное положение плохо повлияло не только на служителей церкви, но также на многих искренних христиан. Они стали больше думать о роскоши, о выгоде в бизнесе и о материальных удобствах, чем о Христе и Его Царстве. Первые три века христианство не было связано с государством и являлось солью для мира. Её не видно в пище, но она придаёт ей вкус. Начиная с IV века, христианство стало массовым. Оно соединилось с государством, и ему пришлось принять его нравы и порядки. Конечно, оно стало красивым и богатым, но потеряло простоту, а зачастую и верность.

Архив