Вера и Жизнь 1, 1993 г.
- Свидание с родиной
- Сердце - Христу
- "Там не может не быть великого Бога"
- Спасибо
- "Возьми меня, Боже!..."
- Наше интервью
- Благовестие в чужой культуре
- История Библии
- Из поэтических тетрадей
- Милосердие
- На вопросы читателей отвечает
- Необыкновенная школа
- Письма читателей
- "Когда в пути от бурь изнемогаю..."
Свидание с родиной
Николай Водневский
Когда в моем почтовом ящике среди множества писем в русских конвертах я нашел приглашение от Союза евангельских христиан-баптистов посетить родину, сердце сразу подсказало: «Откладывать нельзя. Бог открывает двери, и ты должен ехать!»
15 октября самолет компании «Люфтганза» легко поднялся в воздух и взял курс на Москву. Через 16 часов мы с женой ступили на родную землю, которую оставили ровно 50 лет тому назад.
Подлетая к Москве, я вижу из окна самолета, как снежный покров своим светлым одеянием преобразил землю. Самолет коснулся родной земли, и в сердце родилась молитва: «Господь, отвечающий на молитвы, Ты совершаешь чудеса?»
Было время, когда таможенный досмотр волновал пассажиров. Особенно, когда они везли с собой в Россию Слово Божие. Но, когда я подошел к окошку для проверки паспортов, чиновник меланхолично взглянул на мое лицо, сверив с фотографией в паспорте, и без слов вернул документ.
На четыре чемодана и две сумки никто не обратил внимания.
А за перегородкой махали руками и приветливо улыбались встречающие меня братья по вере: А. Фирисюк (секретарь братского союза), Н. Епишин (директор издательства «Протестант»), А. Савченко (пастор церкви из Мариуполя и поэт), П. Кравчук (старший пресвитер по Орловской и Брянской областям) и другие братья.
Да, я на родной земле, и хотя Москва встретила нас морозом, радость от встречи с братьями по вере согревала и радовала мое сердце.
И тут же мелькнула мысль: «А не сон ли это?»
Вот проснусь и окажусь у себя в Аппельгейте. Такие сны бывали. Но нет! Все это явь!
Бог ответил на многолетние молитвы!
«Волга» - служебный автомобиль издательства «Протестант» - привезла нас на квартиру Н. И. Епишина. Лифт поднял нас на 10-й этаж. Из окна, насколько можно окинуть оком, видны громады многоэтажных зданий. Тысячи огоньков светились в окнах этих жилых массивов.
В скромную двухкомнатную квартиру Н. Епишина приехали и несколько братьев, встречавших нас в аэропорту Шереметьево. Мы принесли молитвы благодарения за радостную встречу, за духовное родство, а после - беседа до полуночи. А на следующий день П. И. Кравчук и я с женой отправились поездом в Брянск, мой родной город.
На перроне в Брянске нас встретили братья, служители разных церквей. Их в городе четыре, и все они вышли из одной матери-церкви, которой было суждено вести долгую и неравную борьбу за существование с атеистами и КГБ. Несмотря на давление этих противоборствующих сил, церковь росла и укреплялась.
В субботу утром меня привезли на собрание в эту церковь. Когда мы подошли к зданию церкви, раздались победные звуки духового оркестра, известного христианам всей России. Звуки гимна оглашали окрестность, а мое горло сдавили спазмы, слезы застилали глаза.
- Добро пожаловать, брат Николай, на родной земле! - сказал один из братьев, Я мог сказать только три слова:
- Спасибо. Слава Богу!
В этот день была назначена встреча с пресвитерами и другими служителями церквей Брянской области, а церквей в области более тридцати!
В молитвенном доме началось богослужение, затем - ответы на вопросы, а после - братское совещание, закончившееся общим обедом.
Много радости и благословений я пережил на вечернем богослужении этой же церкви, переполненной посетителями. Господь был с нами.
На следующий день я посетил богослужение в другой, недавно созданной церкви, которая теперь насчитывает более двухсот членов. Зал клуба инвалидов, где проходило собрание, был переполнен. Бог явил Свою благодать в спасении нескольких душ.
Незабываемым было вечернее богослужение в другой, по счету - третьей, церкви Брянска. Здесь дети и молодежь подготовили специальную программу - стихи и песни на слова, которые дал мне в свое время Господь. Я был тронут до глубины сердца выступлением детей, прославляющих не человека, а Бога. От Него исходят все благие даяния. Был тронут также речью одной сестры (жаль, не записал имя), жены полковника КГБ в отставке. Ее муж два года тому назад обратился к Господу и стал членом церкви. Он присутствовал на собрании.
А утром с братьями Геннадием Пыхтиным и Сергеем Герасимовым мы отправились в мою деревню, от которой остались только одна избушка да кладбище, где похоронены моя мать и две сестры.
После пятидесятилетней разлуки я посетил свою племянницу.
Город Новозыбков стал жертвой чернобыльской катастрофы. Радиоактивное облако так долго висело над этим районом, что город с 70 000 населением был «приговорен» к поголовной эвакуации. Но как выехать, не имея достаточно средств для переселения в другие области? И все же многие люди выехали, а оставшиеся доживают свой век при повышенной радиации. Ее действие я почувствовал, когда вошел в избу племянницы. Голова отяжелела, ослабло тело. Странное ощущение почувствовали и мои спутники. Я должен был лечь в постель на час, а потом как-то акклиматизировался.
Следующий день мы посвятили посещению памятных для меня мест. Дорожки и стежки, по которым я когда-то бегал мальчиком, распаханы или заросли травой и кустарником. В прошлом судоходная, река Ипуть за 50 лет превратилась в речушку, шириною не более семи метров в том месте, где я причаливал свою лодочку. Церкви, которая стояла возле школы-семилетки, нет и в помине.
Щемящая грусть не покидала меня весь день. Могилы матери, сестер и брата рождали множество горестных воспоминаний.
Город, в котором я учился четыре года, обновился настолько, что многие улицы стали неузнаваемы.
Дом, в котором два года снимал маленькую комнатушку с коллегой-студентом, принадлежит теперь другим хозяевам и - о чудо! - хозяйкой его оказалась женщина, которая в мои студенческие годы была «дамой моего сердца». Война все перекроила и повела нас каждого своей дорогой.
Посетил я также и других дальних родственников, но времени для общения с ними было мало. А вечером в Новозыбкове небольшая общинка евангельских христиан-баптистов (25 членов) имела специальное богослужение. Они собираются в частном доме. Приняли меня как земляка и как брата во Христе. Комната, где мы собрались, не вмещала всех желающих. Многим пришлось стоять. Эта маленькая церковь, маленький светильничек, нуждается в молитвенном доме. Об этом мы решили молиться.
В этой церкви два года тому назад обратились к Господу преподаватель математики и его жена-учительница. Господь находит и спасает Своих. (Мф. 1:21).
Утром мы выехали в Брянск, где предстояло еще одно собрание в четвертой церкви.
Чудесный молитвенный дом этой церкви недавно построен на окраине города - в бедном, запущенном районе, на неприметной, глухой улице. Так распорядилось начальство города, не веря в то, что верующие могут построить такой величественный и удивительно красивый храм. Он мог бы быть украшением центра города.
Несмотря на проливной дождь, молитвенный дом был полон народа. Господь и здесь благословил наше общение и радовал нас Своими благословениями.
И снова Москва...
Низкие серые тучи, холодный ветер, временами снег, ночью мороз. Днем начинает пригревать, тает снег, и образуется грязь. Снующие грузовики несколько раз обливали наш «Москвич» грязью. За три недели моего пребывания в России я видел только три солнечных дня.
Я посетил издательство «Протестант». Кроме газеты, издается христианская литература, и притом большими тиражами. Надо видеть, как совершается это служение. Около 300 служащих заняты одним общим делом: донести духовно изголодавшимся людям Слово Божие, дать им здоровый духовный хлеб.
Мое посещение Москвы совпало с приездом в столицу Билли Грэма для специальных евангелизационных собраний. На олимпийском стадионе пел хор в 8 000 голосов.
Стадион на 45 000 мест был переполнен. Многие стояли в проходах. На призыв Билли Грэма принять Христа в сердце верою отозвалось 10 тысяч душ на первом собрании. На втором - 12 тысяч, и на третьем, в воскресенье, - 19 тысяч душ. Благодать Божия действовала могущественно. Подсчет обратившихся к Богу производился по регистрационным карточкам. Миссия «Возрождение-92» пригласила этих людей в дом культуры на собеседование. Духовных наставников не хватает.
В этот воскресный день я проповедовал в церкви, опекаемой издательством «Протестант». Молодая церковь насчитывает 200 членов. И здесь на призыв отдаться Господу две души вышли к кафедре и воззвали к Богу в молитве покаяния.
На следующий день мы выехали в Санкт-Петербург. Посетили богослужения в церкви на Поклонной горе и в церкви при Доме Евангелия. На многолюдных собраниях несколько душ обратились к Господу.
В Санкт-Петербурге мы посетили также библейский лицей с трехлетней программой обучения. Имели там специальное собрание. Лицей насчитывает более сотни студентов. Директор - Виктор Авдеев.
Там же мы имели возможность встретиться с сотрудниками христианского просветительского общества «Библия для всех» и познакомиться с его благословенной работой. Общество проводит занятия по изучению Библии в четырех школах Санкт-Петербурга, в шести интернатах, в шести детских домах, в девяти детских садах, в девятнадцати воскресных школах. Количество детей, охваченных регулярными библейскими занятиями, превышает 12 тысяч.
В субботу я вернулся в Москву, где на вечернем богослужении в церкви в Маловузовском переулке пережил радостную встречу с моими читателями и радиослушателями.
Утром, в воскресенье, мы посетили церковь в Мытищах, под Москвой. Здесь так же, как и на других собраниях, несколько душ обратились к Господу, а после собрания многие остались для беседы.
А вечером того же дня в церкви в Маловузовском переулке, где мне пришлось читать стихи и проповедовать, а также отвечать на вопросы, я имел возможность раздавать книги «Хочу знать» и «Избранное», заблаговременно доставленные миссией «Свет на Востоке» по тысяче экземпляров от каждой книги.
Эту раздачу книг следовало бы заснять на видео, чтобы показать, насколько все еще велик духовный голод на родине.
В понедельник меня пригласили в канцелярию Союза евангельских христиан-баптистов, где состоялось знакомство с сотрудниками редакций журнала «Братский вестник» и газеты «Христианское слово».
На следующий день состоялась встреча за «круглым столом» с поэтами и журналистами. Каждый присутствующий имел возможность сказать краткое слово. Памятным останется выступление поэта и редактора А. П. Савченко, прибывшего на эту встречу из Мариуполя.
Здесь я познакомился с поэтессой Лидией Львовной Жидковой, поэтами Я. Бузинным, Н. Милосердовым, Н. Шалатовским, членом Союза писателей, поэтом Л. Болеславским и другими.
Запомнилась встреча с людьми, которые ответили на призыв Билли Грэма отдаться Господу. Такие встречи теперь устраиваются регулярно каждую неделю во многих клубах и домах культуры Москвы.
В зале присутствовало 300 человек. В заключение этого собрания мне пришлось отвечать на многие вопросы. Интерес к Слову Божьему у людей огромен. Нива созрела, но работников мало. Очень мало.
В последний день моего пребывания на родине братья и сестры по вере, включая брянских друзей, которые стали еще ближе моему сердцу, проводили нас в аэропорт. Через 20 часов мы с женой благополучно ступили на калифорнийскую землю.
Благодарю Господа. Он дал мне возможность посетить родину до перехода в вечные обители и даровал мне нужное здоровье для нелегкого путешествия.
Правда, к концу трехнедельного пребывания в России у меня распухли губы от так называемого святого целования (Рим. 16:16). Некоторые братья любят целоваться с усердием. Не знаю, почему святым целованием считается целование только в губы. А ведь можно поцеловать и в щеку, и если это целование будет от сердца, оно будет святым.
Удивительно, что простуду я схватил только в последний день перед отъездом из России. Бог чудесно оберегал мое здоровье. За все Ему слава.