+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1994 г.

Обидность

Павел Рогозин

Кому из нас незнакомо содержание притчи Спасителя, которая с давних пор носит название «Притча о блудном сыне»?! Было бы правильнее назвать ее притчей о блудном сыне и его негодном брате.

При разборе притчи внимание обычно бывает сосредоточено на младшем сыне и редко — на его старшем брате. По словам известного шотландского богослова Генри Друммонда, Спаситель изобразил в притче два разных типа людей, вывел два разных характера, и сопоставление этих двух личностей таит в себе глубокий смысл. Для поверхностного читателя блудный сын — это «паршивая овца в стаде», а старший сын — человек высоких нравственных правил и достоин всякого подражания. Но посмотрим, так ли это?

Мы видим, что младший тяжко согрешил и низко пал, но покаялся, порвал с порочной жизнью, возвратился и стал новым человеком. Старший же сын, хотя и слыл порядочным и примерным, был тоже далеко не безгрешен. Младший сын разбил сердце отца своим уходом из семьи и разгульной жизнью; старший же разбил отцовское сердце своим эгоизмом, себялюбием, упрямством и бессердечностью.

Возникает вопрос: кто из двух сыновей хуже, или какой из них согрешил тяжелее и больше виновен?

Кстати сказать, деление грехов на тяжкие и легкие, маленькие и большие — наше собственное изобретение. Мы забываем о том, что мы — только люди, и у нас нет нужных приборов, определяющих ту или иную степень греховности тех или иных наших чувств, мыслей, слов, мотивов и поступков. Слово Божие, говоря о грехах, не признает никаких наших градаций. Грех во всех его проявлениях, самых грубых и самых, казалось бы, невинных, всегда остается только грехом, только тьмою, какая не может устоять пред светом Божественной правды и святости.

Все проявления греха можно подразделить на грехи физические, какими являются убийство, разврат, драка, пьянство, наркотики, кража и тому подобное, и грехи душевного настроения: вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, раздражительность, вспыльчивость, неуживчивость и так далее. Отсюда следует, что младший брат согрешил физически, а старший его брат — представитель скверного характера. Но заметили ли вы, что апостол Павел, перечислив грехи тела и грехи характера, пишет: «Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют!» (Гал. 5:19—21)?

Мы говорим о дурном характере, но что такое характер вообще?

Ученые-психологи дают нам такое определение: «Характер — это выражение психической, внутренней жизни человека, которая определяет его личность...»

Человек познается по его характеру, а характер — по духовному состоянию его сердца. Каково сердце, таков и характер, таков человек.

Поэтому неудивительно, если все учение Христа занято сердцем — характером человека.

Люди могут быть легко введены в заблуждение нашей внешностью, богатством, положением, титулами и санами, мнениями о нас, исходящими от наших друзей или врагов; но богатство может «...сделать себе крылья и, как орел, улететь» (Притч. 23).

Наша телесная оболочка безошибочно отображает наши характерные особенности и душевные свойства. Ученые- физиономисты и физиогномики определяют черты характера по лицу: «Что в сердце варится, на лице не утаится», — говорит народная мудрость. О Каине сказано: «Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» (Быт. 4:5—7). Часто характер определяется по глазам. «Глаза — зеркало души...» Часто — по смеху, по одной фразе или слову, а иногда и без всяких слов — как говорится: «Видно птицу по полету...» Характер царицы Тамары Пушкин описал двумя строками: «Прекрасна, как ангел небесный. Как демон, коварна и зла».

Дурной, скверный характер человека, как ложка дегтя в бочке меда, — непременно скажется. Частая обидчивость, лукавые подозрения, гневливость говорят о нехристианском характере, вскрывают страшный изъян души.

В притче о блудном сыне Христос обнажил замаскированный под благочестие порочный характер старшего брата. Многим людям грех старшего брата может показаться пустяшным. «Ну, что здесь особенного, — минутная вспышка обиды, стоит ли об этом говорить?» — скажут они. Но Христос посчитал необходимым упомянуть именно об этом пустяшном грехе и показать, как самый пустяшный грех способен сделать человека несчастным.

Помните? «Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, признав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».

При этих словах брат, казалось бы, должен был воскликнуть: «Брат, говоришь, возвратился?! Какая радость! Наконец-то! Ну, слава Богу! Так долго горевали, молились...»

Но нет... Мы наблюдаем печальную картину. Старший брат мрачнее грозовой тучи или осенней ночи. «Он осердился и не хотел войти».

Ангелы на небесах радуются, отец радуется, радуются слуги, соседи и собравшиеся гости, но не он. Демон обиды овладел его сердцем. «Этот бродяга, прожигатель жизни — на почетном месте... Отец заколол... Где же здесь отцовская любовь, справедливость и благодарность?» — думает он.

«Он осердился...» На кого?

Старший сын питает уже злобу не только к брату, но и к отцу. Его самолюбие уязвлено, и весь он отравлен ядом обиды и непримиримости.

Не то же ли самое наблюдаем мы иногда и в нашей среде?

Большинство наших обид и всяких недовольств является результатом оскорбленного самолюбия.

Самолюбие — одна из отличительных черт дурного характера. Это — духовная проказа, способная покрыть человека с ног до головы. Когда наше плотское «я» задето, обижено и берет верх над нашими чувствами и разумом, мы, не задумываясь, ввергаем себя туда, куда не ввергли бы нас самые злейшие враги. Недоброе чувство обиды лишает нас любви и к Богу, и к ближнему.

Обиженный Петром Великим, гетман Мазепа сражался против него на стороне шведского короля Карла ХII, но после поражения шведских войск под Полтавой гетман бежал в Турцию и последние годы своей жизни провел в крепости Бендеры. Что привело Мазепу к такому бесславному концу? По словам Пушкина, обидчивость. «И ни единой он обиды с тех пор, как жив, не забывал!» — говорит о нем поэт. Конечно, нельзя отрицать того, что гетманом двигали и другие мотивы. Мы упомянули здесь лишь основную черту характера гетмана.

К сожалению, гетман Мазепа не является каким-то исключением в истории человечества. История запечатлела на своих страницах еще более жуткие случаи обиды. Но история не знала еще такой повальной, массовой обидчивости, какую приходится наблюдать нам, «достигшим последних веков...» Воистину сбывается пророчество апостола Павла: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы... надменны... родителям непокорны... непримирительны»... (2 Тим. 3 гл.).

Что калечит и портит подрастающее поколение? Самолюбие и обидчивость.

Что служит причиной раздоров в мирной семье? Самолюбие и обидчивость.

Что порождает в церкви ссоры, раздоры, разделения и соблазны? Самолюбие и обидчивость.

Обидчивость — страшный бич современных христиан, это тяжкое бедствие во всех церквах, во всем деле Божием. Апостол Павел пишет верующим: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12 гл.).

Грех обидчивости имеет свойство возникать, укореняться, и заражать других. Поэтому главное зло обидчивого характера в его разрушительном воздействии на окружающих.

Обратите внимание на то, как старший брат своей обидой, своим «исканием своего» и жалкой мелочностью испортил настроение всех пирующих. Себялюбец, он возлагает на «жертвенник самолюбия» и приносит в жертву решительно все: отца, брата, слуг, гостей, нимало не задумываясь над своей ответственностью и тяжкими последствиями.

«Не хотел войти...» Отец вышел к обиженному, убеждал его в безосновательности его обиды, ибо что значит один заколотый теленок по сравнению со множеством скота, собственником которого он является и которым он имеет право распоряжаться по своему желанию?!

Но доводы отца не имели успеха. Озлобившийся брат — неприступнее города... Озлобившийся брат «не хотел войти» и, надо полагать, не вошел... К сожалению, притча не заканчивается примирением старшего сына с отцом и описанием трогательной встречи двух родных братьев за праздничным столом. Напротив, занавес в притче опускается, оставляя блудного сына и любящего отца внутри дома, а разгневанного старшего сына — за дверью дома.

Не то же ли самое наблюдаем мы сегодня?

Часто из-за пустяков мы упрямимся и стоим перед закрытой дверью разрушенной нашей обидчивостью дружбы; за дверью семейной жизни; за дверью общения христиан.

Сколько таких случаев... Обиделся человек на кого-нибудь в церкви, покидает церковь и блуждает, как бездомный, по разным церквам...

По-моему, главный урок всей притчи в том, что как блудный сын с его развратной, порочной жизнью, так и старший брат с его скверным, порочным характером нуждаются в возрождении свыше. Ибо только перемена сердца способна произвести в человеке перемену характера. «Древнее прошло, теперь все новое...» Человек, который пережил такую перемену, пишет: «Нас обижают, а мы всегда радуемся...» «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа...»

Апостол Павел понял, что истинное благо души не в «себялюбии», а в «сораспятии...» Он говорит: «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос», а Христос ведь не обижается, не ищет Своего, не раздражается, Он «кроток и смирен сердцем», Он «долготерпелив и многомилостив».

Подлинное христианство основано на Его условиях, а не на наших, и первым Его условием является самозабвение. Так говорит Господь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя...» (Мф. 16). Отвергнуться себя значит переступить через труп нашего гордого плотского «я» и быть всегда готовым ради Христа и Его дела жертвовать собою, своими интересами, удобствами, временем, здоровьем и всей жизнью — забыть о себе и жить для Бога.

Обидчивость — страшный бич современных христиан

Архив