+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1997 г.

Большая семья

Евгения Вавринюк-Солдатова

Когда я нахожусь в большой христианской семье, меня охватывает какое-то острое беспокойство, и мне хочется плакать, плакать и молиться.

Нет, это не чувство зависти стареющего человека к юным.

Я почему-то снова и снова оглядываюсь на свое прошлое и, вспоминая себя их сверстницей, в который раз задаю себе один и тот же вопрос: как я тогда могла жить без Бога? А ведь все мы, представители так называемой «золотой молодежи», тоже считали себя духовными людьми...

Но вся наша «духовность» сводилась к красивым монологам со сцены, к призывам в радиоэфире, к приукрашенным статьям-отчетам в газетах и журналах. И рассуждали мы о духовности часто не на трезвую голову. И тут же совершали поступки, которые шли вразрез с той самой духовностью, о которой так любили рассуждать. Мы уродовали жизнь наших близких, родных и любимых.

И еще, когда я вглядываюсь в эти милые, приветливые, добрые лица ребят, изучающих богословие, начинающих свой день с молитвы, строящих свою жизнь по Слову Божьему, я почему-то вспоминаю другие лица, которые вижу в многочисленных киосках нашего города и в торговых рядах. Лица торговцев, менял и рэкетиров, всевозможных бизнесменов, дельцов, лица тех, кто и сегодня живет без Бога.

Впрочем, у них есть свой божок – мамон, которому они служат неистово, с кровавыми приношениями, вознося на его жертвенник разбитые сердца и человеческие жизни.

Но речь не о них, а о тех, кто получает богословское образование в стенах Донецкого христианского университета. Как знать, может, судьбы тех и других чудным образом однажды переплетутся, и молодой богослов засвидетельствует о Божьей любви своему неверующему сверстнику и уведет его от кровавого жертвенника мамона в мир чистоты, святости и истинной духовности. Разве так не бывает?

Я хочу рассказать вам о том благословенном месте, где юноши и девушки учатся быть проповедниками и богословами, радиоработниками и миссионерами. Поведать о тех, кто здесь самоотверженно и с любовью трудится, делится с юным поколением и духовным опытом, и обширными знаниями в области богословия, приобщает молодое поколение, и не только на лекциях, но и всем укладом жизни, к служению Христу.

Педагоги, учащиеся, работники всех служб представляют собой одну большую дружную семью, где обмануть и слукавить невозможно: все на виду друг у друга, и все ходят перед Богом.

Донецкий христианский университет расположен в самом живописном и экологически чистом районе города.

Рядом ботанический сад, который весной расцветает яркими красками экзотических цветов. В пятистах метрах отсюда начинается лес. А через дорогу по весне нежным яблоневым и абрикосовым цветом белеют нескончаемые сады – район этот так и называется «Дачи». Это целый студенческий городок.

Из-за того, что он расположен вдали от заводов, воздух здесь по-весеннему чист и бодрящ.

В городке построены дома, где живут студенты, преподаватели и работники университета со своими семьями, здесь же просторная светлая столовая, где студенты питаются три раза в день.

Никоненко Валентин Иванович, заместитель ректора по внешним связям, ведет меня в большое одноэтажное здание, построенное буквой «П», – это учебный корпус.

Я попадаю в чудо современной техники – компьютерный класс и узнаю, что весь процесс работы отлаживает компьютерная сеть машин со специальными программами. «Эти шесть машин предназначены для студентов», – объясняет мне Валентин Иванович. – Мы хотим, чтобы выпускники владели этой техникой в совершенстве, чтобы они могли писать свои работы слепым методом, не глядя на клавиатуру».

А вечером я беру интервью у ректора университета Мельничука Алексея Ивановича, недавно окончившего Денверскую семинарию, одну из лучших в США, и получившего степень магистра богословия.

Я, естественно, прошу его рассказать о себе. Его свидетельство о жизни в Иисусе Христе настолько потрясло и захватило меня, что я начисто забыла, зачем сюда приехала. Жаль, что у меня нет возможности поместить его в этой статье, равно как и свидетельства его непосредственных помощников – Никоненко Валентина Ивановича, Мосейчука Александра Даниловича, Клименко Нелли Виссарионовны и многих других.

Ректор

Алексей Мельничук

– Алексей Иванович, я слышала, что обучение в университете бесплатное. Откуда же вы берете средства на жизнь такой многочисленной семьи? Какая миссия или какая организация является вашим спонсором?

– Никакой такой миссии нет. Помогают друзья – немного от этой группы, немного от той церкви. Кто-то всегда приходит на помощь, когда слышит, что у нас есть особенная нужда. Например, со строительством нового здания для студентов нам помогло просто чудо, чудо, совершенное Господом. Средств не было. Мы отослали 260 писем в разные церкви, но в ответ получили незначительную сумму. И вот неожиданно, в одну из моих поездок, Господь ввел меня в дом старых знакомых переночевать. Мы разговорились, и хозяева, которым Бог дал возможность помогать, стали активно содействовать строительству студенческого общежития. В этом месяце у нас есть чем оплатить счета, а в следующем месяце опять будем ждать помощи от Бога.

Так и живем.

За пять лет работы мы получили много подарков от нашего милосердного Бога, но, пожалуй, самым ценным все еще остается первый: Господь послал нам на помощь одного брата. Он жил в Америке, родился в семье русских эмигрантов. Отец его был пастором славянской церкви. Раньше Рей Пригодич с женой Ниной благовествовал в Азии и Африке; в последнее время он был профессором Денверской семинарии.

Имея опыт работы в других странах и будучи человеком большой жертвенности и смиренного сердца, он так вписался в нашу работу, которую продолжает и сейчас в качестве академического директора, что вряд ли покровительство какой-либо другой организации заменило бы нам вклад этой семьи.

– Скажите, пожалуйста, Алексей Иванович, а если, прочитав в журнале статью, к вам обратятся абитуриенты не только из Украины, но и из ближнего зарубежья, в частности, из России и других республик, вы их примете?

– Вы знаете, Евгения Андреевна, эта часть Украины многонациональна. Конечно, все наши студенты из России, Средней Азии, Прибалтики, Якутии и т. д. чувствуют себя в университете как дома. Это место нам Господь подарил. Думали, что мы здесь временно. Дважды мы предпринимали попытку переехать. Один раз – в Ровно. Второй раз – в Киев. Эти попытки не увенчались успехом. Господь оставил нас здесь.

– Какова духовная направленность вашего университета?

– Очень проста: мы верим, что каждый христианин – это представитель Царства Божьего. И мы знаем, что, хотя мы никогда не изменим мир совершенно (до прихода Иисуса Христа на земле будет царить зло), но можем отвоевать для Царства Божьего место и в сердцах людей, и в обществе: на производстве, в местах отдыха, школах и институтах, то есть там, где дьявол торжествует, там, где его принципы властвуют. Христиане своими принципами и мышлением могут оказывать влияние на людей и окружающую обстановку и завоевывать их для Господа.

Поэтому наша задача – готовить молодых людей для такого служения. Вот об этом мы молимся Господу, молимся о таких абитуриентах, которые были бы согласны посвятить свою жизнь борьбе за Царство Божие, молимся и о соответствующих преподавателях. И программы наши мы строим так, чтобы не только дать богословские знания, но и учить, как применить их в реальной жизни, чтобы не быть отшельником, оторванным от действительности, не быть неразумным революционером, стремящимся все переделать в один день, и вместе с тем не быть приспособленцем. А какие мы предметы предлагаем для изучения и как время проводим – подчинено этой самой духовной направленности.

– Расскажите, пожалуйста, по каким критериям вы подбираете педагогов и каковы ваши требования к преподавательскому составу?

– Первый из критериев – академический, то есть мы хотим, чтобы наш университет соответствовал своему названию: если мы заявляем, что даем знания на уровне бакалавра богословия, то обязаны сделать так, чтобы наши студенты действительно обладали обширными и глубокими познаниями.

Во-вторых, мы хотим, чтобы наши выпускники были достаточно практичными. То есть они должны уметь применять знания на практике.

В-третьих, чтобы они развивались как личности и духовно росли.

Когда мы подбираем педагогов, мы ищем людей, которые в своей преподавательской деятельности учитывают все эти три аспекта. Обычно это люди со степенью магистра или доктора богословия. С другой стороны, наши педагоги должны быть хорошо знакомы и с практикой, например: если кто-нибудь преподает миссиологию, то хорошо, если такой преподаватель сам имеет опыт миссионера. От преподавателей мы ожидаем, чтобы они как личности, как члены семей, как члены церквей зарекомендовали себя примерными христианами. Наши преподаватели – это наши братья и друзья, которые получили образование в СНГ и в признанных семинариях Америки, Германии и других западных стран.

– Какие дисциплины изучают студенты в университете?

– Обучение проводится на трех факультетах:

а) миссионерском (1 год обучения);

б) христианского радиовещания (1,5 года обучения);

в) богословском (3 года обучения).

В зависимости от факультета студенты изучают герменевтику, систематическое богословие, историю церкви, апологетику, душепопечительство, анализ библейских книг, межкультурную коммуникацию, подготовку радиопрограмм и многое другое.

Кроме того, мы преподаем в университете английский язык, чтобы у наших студентов был доступ к мировой христианской литературе. Это лишь краткий перечень дисциплин.

– Какие у вас требования к абитуриентам?

– Мы ожидаем от абитуриентов подготовки интеллектуальной, духовной и социальной. Начну с последней.

Социальная подготовка нужна, ибо живут студенты в условиях общежития. Если человек привык жить только с папой и мамой и не научился считаться с интересами других людей, конечно, ему здесь будет трудно. Он потратит очень много сил на преодоление этих трудностей, а на учебу их может и не хватить.

Подготовка интеллектуальная нужна потому, что мы даем базовое высшее образование. Требования высокие. Тем, кто ленился, у кого имеются пробелы в знаниях по школьной общеобразовательной программе, нелегко будет осваивать наши программы. На вступительных экзаменах мы проверяем общую эрудицию будущих студентов.

Под духовной подготовкой абитуриента мы подразумеваем готовность учиться жизни служения. Тем студентам, которые построили этакую эгоцентричную систему для себя, считая, что они центр вселенной (все крутится вокруг них, и все создано для них одних), будет у нас очень трудно.

Не хотим мы также, чтобы наши студенты оказались зазнайками, которые смотрели бы на человека без образования как на представителя низшего сословия. Ведь полученные здесь знания – это еще не духовность, это интеллектуальные знания, а духовный рост человека может и должен идти параллельно с приобретением знаний.

Мы хотим, чтобы наши студенты были спасенными, возрожденными людьми. Пусть они будут допускать ошибки, но они должны уметь смиряться перед Богом. Они должны понимать и принимать критику и к себе относиться критично.

То есть мы не ждем тех, которые хотят прийти к нам только для того, чтобы получить образование и хорошее рабочее место. Мы, конечно, молимся о том, чтобы наши выпускники в будущем получили хорошие рабочие места, но пусть они будут движимы мыслью посвятить свою жизнь Господу и людям, а Господь уже Сам позаботится о них.

Вот и все. Мое пребывание в Донецком христианском университете подходит к концу.

Тем, кого заинтересовала эта информация и кто согласен с укладом жизни христианского студенческого городка в Донецке, даю более подробный адрес:

Архив