+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1998 г.

Будем стремиться к цели

Николай Водневский

Стремление... Это и намерение, и желание, и порыв, и влечение, и решительная направленность и устремленность.

О христианском стремлении многократно говорится в апостольских посланиях. Стремление для христианина означает внутреннее усердие в познавании Христа и Его любви, усердие духовно возрастать «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Об этом стремлении апостол Павел писал: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13–14). Он считал себя недостигшим, а стоял на такой духовной высоте, что посмотришь на него – и шапка с головы падает...

Что же мы можем сказать о себе? Достаточно ли в нашей жизни стремления, чтобы познать Бога?

Нужно с горечью признать, что с таким стремлением, как у апостола Павла, живут немногие христиане. Что же нам мешает стремиться к заветной цели – быть ближе ко Христу, чтобы возрастать в познании Его любви? Причин много, мы отметим только некоторые из них. Основная – это грех. Он мешает христианину стремиться к духовному возрастанию. Не такой грех, который бросается всем в глаза, как, например, пьянство, воровство, прелюбодеяние. Дети Божии к этому непричастны. Дьявол редко искушает нас такими грехами. Он не хочет трудиться напрасно. Нам мешают в стремлении к Богу такие, казалось бы, не очень заметные согрешения, которые мы считаем несущественными: зависть, гордость, гнев, сребролюбие, высокомерие и т. п. (имя им легион). Вот почему Дух Святой через апостола Павла призывает: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр. 12:1). Запинающие грехи (в других переводах они названы прилипающими грехами) – это тяжелый груз, с которым многие верующие свыкаются, несут со стоном, но не оставляют его. Их можно сравнить с грязью на размытых дождем проселочных дорогах, которая прилипает к нашей обуви. Тяжело идти с таким грузом.

Всем известно, что после обращения ко Христу христианин бывает полон энергии, радости, любви, ревности; он свидетельствует необращенным грешникам. Но со временем эта ревность начинает ослабевать, а огонь любви и радости – угасать.

Причина в том, что при обращении ко Христу не все грехи были принесены к Его ногам. От многих «любимых» согрешений мы не отказались, особенно от грехов характера. Джон Буньян в «Путешествии пилигрима» называет их «дьявольцами». Этот оставшийся груз затрудняет наш духовный рост.

Вспоминаю 1934 год. К весне в нашей деревне уже ни у кого не было хлеба. В колхозе на трудодень давали двести граммов зерна. В городе (шестнадцать километров от деревни), постояв в очереди, хлеб можно было купить, но давали только одну буханку (1 кг). Помню, как я, двенадцатилетний, ходил в город за хлебом и стоял в очередях в нескольких магазинах, покупал шесть – семь буханок с надеждой, что груз не будет слишком тяжел. И верно: первые три – четыре километра, подкрепившись хлебом, я не испытывал усталости, а потом эти семь килограммов казались мне пудом, и я несколько раз садился у дороги отдохнуть.

Вот так бывает и в христианской жизни. Если обращение к Богу было без полного очищения и посвящения себя Господу, «дьявольцы» вскоре начнут поднимать голову и тормозить стремление к духовному росту. Начинают проявлять себя и зависть, и недружелюбие, и властолюбие, и самое губительное – гордость.

Апостолу Павлу было чем гордиться. Он говорит о себе: «Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей... по правде законной – непорочный». Но все, чем он мог бы гордиться, он почел за сор, чтобы «приобрести Христа»: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Флп. 3:5–8).

Многие христиане слишком высокого мнения о себе, а в душе у них – пустота: только кичливость, хвастовство и т. п. В таком положении нет желания углубляться в Писание и стремиться к познанию истины. Они уже все знают. В школах бывают разные ученики: одни – всезнайки, горделивые, высокомерные, а другие – средние, но усердно стремящиеся постигнуть уроки. И часто к концу года последние становятся первыми.

Помехой христианину в стремлении к цели является и самоуверенность: «Я спасен. Что мне еще надо?» Отсюда и духовное охлаждение, и даже падение.

Жизнь истинного христианина – в постоянном движении вперед. И если он не идет вперед, устремляясь к намеченной цели, то начинает отступать. Вспомним отступление Красной армии в начале второй мировой войны. Это было бегство побежденного войска. Такого в христианской жизни не должно быть, но, к сожалению, отступление от истины – печальный факт. Остановить это отступление может только Бог. Он знает, как ставить Своих детей на колени.

Но бывает и топтание на месте. Вспоминаю, как в студенческие годы я жил на квартире вблизи военного городка. Однажды рано утром я проснулся от многоголосого пения и равномерного топота. Я понял, что это маршируют солдаты. Была глубокая осень, земля уже замерзла, и звук шагов создавал впечатление, что батальон идет по улице. Когда же я приподнял занавеску, то увидел, что батальон марширует на месте. Такое положение наблюдается иногда и в церковной жизни. Все есть: хорошие хоры, проповедники, учителя, а духовного роста нет. Почему? Угасло стремление быть ближе к Господу. Испарилось стремление углубляться в Священное Писание и в нем находить духовный хлеб, без которого не может быть духовного роста.

Угашает стремление к духовному росту и ложное смиренномудрие. Одна христианка говорила: «Куда уж нам в рай... Только бы в ад не попасть».

Но ведь третьего положения для души нет. На членских собраниях такие христиане отказываются от поручений: «я не способен», «у меня нет призвания», «у меня нет опыта» и так далее.

А причина на самом деле – в ложном смиренномудрии или в нежелании нести ответственность. В душе нет стремления к духовному возрастанию и труду на ниве Божьей, который требует времени и усилий.

Что нужно, чтобы исправить подобное состояние? Исповедание перед Господом и покаяние в своих греховных привычках. Господь, верный Своему Слову, обеспечит победу над всеми «дьявольцами», омрачающими жизнь христианина. Враг будет побежден, и христианин, почувствовав, как с его плеч упала тяжелая ноша, легко пойдет навстречу Господу.

«Будем стремиться познать Господа... Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6:3). Дождь благодати не замедлит, если в сердце будет стремление ко Христу.

     
ЕСТЬ ЗА ЧТО!
    
Мне есть за что благодарить Творца:
Он снял с меня греховную проказу.
О, пусть теперь польется без конца
Хвала Ему в поэмах и рассказах.
    
Душа взывать к Христу не устает,
Где падала – прощения просила.
Ведь Он в беде мне руку подает,
Он в трудностях – прибежище и сила.
    
Вот почему мне хочется любить
Его сильнее, искренней и чище.
Мне есть за что Христа благодарить –
Он мне купил небесное жилище.
    
Все от Него, и все идет к Нему,
Душа поет небесным отголоском.
Придет мой день – я ноги обниму
Того, Кто умер на кресте голгофском.

Архив