Вера и Жизнь 5, 1999 г.
- Есть о чем подумать
- Осень
- О двух сыновьях
- На вопросы читателей отвечает
- «Да уверует мир!»
- Ложные взгляды на брак
- Десять советов родителям молодоженов
- Поэтические дебюты
- Из поэтических тетрадей
- Брак на всю жизнь
- Есть ли шанс у вымирающего человечества?
- Ракеты как повод для благовестия
- Богач, прошедший сквозь игольные уши
- Несколько вопросов к читателю
- Освобождение
- Письма читателей
«Да уверует мир!»
Павел Гараджа
Христианская пресса: проблемы и перспективы
Евангелие, прочтенное мною впервые всего шесть лет назад, потрясло меня. Со мною произошло то, что происходило со многими. Будучи абсолютным, дубовым атеистом, несколько раз в своей беспутной жизни я пытался прочитать Библию для эрудиции. И не смог. Теперь же я одним духом пролетел по страницам Нового Завета и сразу сказал своему изощренному в самообмане, изворотливому «я»: «Только не пытайся обманывать себя, ты сразу понял, что все, написанное в этой великой книге, от начала до конца – правда. И ты это знаешь, всем опытом своей души, всем существом своим чувствуешь: здесь – истина!» Той ночью я стал верующим...
По своей первой журналистской профессии я – репортер. И Евангелие воспринял как репортаж с места происшествия, как отчет о самом грандиозном, имевшем место на земле событии, о котором сообщают очевидцы, свидетели, не упуская малейших деталей и подробностей. Подлинная жизнь далекой от нас эпохи наполняет это ни с чем не сравнимое повествование. Евангелисты были первыми христианскими журналистами, на которых Господь возложил ответственнейшее задание – сообщить миру о том, что Сын Божий сошел с небес на грешную землю и стал человеком, чтобы спасти и возвысить нас до небес.
Вдохновленные Духом Святым, они написали то, что называется сегодня Евангелием, или Доброй, Благой, Радостной вестью, ставшей на все века сенсацией номер один, о которой не перестает спорить и говорить изумленное человечество. Пестрая, многоликая картина разворачивается перед нами. Постоянно бурлящий вокруг неприметной фигуры водоворот людей, и Он, испытывающий одиночество в этой непонимающей Его толпе. Голоса, диалоги, живая речь людей того времени; будто из самой жизни вырванные, с плотью и кровью, страданиями и радостями, сцены вселенской драмы, разыгравшейся в небольшой провинции Римской империи 2000 лет назад.
Вот Иисус оборачивается в толпе к Своим ученикам: «Кто прикоснулся ко Мне?..» Вот четверо, которые принесли разбитого параличом несчастного, разбирают кровлю, чтобы доставить своего товарища к Его ногам... Брошенный на пол разбитый алебастровый сосуд из-под дорогого мира и разлившийся по комнате, заполнивший собою все запах благовоний, вылитых на голову Иисуса Марией. Закхей, влезший на дерево, чтобы увидеть Его. Вот Он, идущий по волнам Геннисаретского моря, и тонущий Петр... Петух, трижды пропевший об отречении Петра, и безутешные слезы последнего... Слепой у дороги: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня!..»
Крест, распятие, воины, делящие хитон... Кто мог выдумать это?! Не человеческое, не гениальное вовсе – сверхъестественное! Это Сам Бог говорит с нами! Какой обманщик, лишенный внутреннего слышания, осмелился сказать, что этого не было?! Евангелие вопиет к нам: люди, услышьте, вот истина! Примите – и будете спасены...
Это слово было обещано людям. «Господь даст слово», – сказано в 67-м псалме. И вот Он дал его, Свое животворящее слово. Но мир, разделенный на сытых и голодных, страждущих и благополучных, глух к голосу Бога. Убийственное равнодушие, отсутствие интереса к Евангелию как вести спасения поразительны, но вполне естественны, ибо вытекают из греховности человеческой природы, которая противится Богу. Но это не может служить преградой для нас. Мир должен услышать благую весть, и он услышит ее, ибо такова воля нашего Господа.
Но как мы несем Его слово в погибающий мир, не считающий себя таковым?
К сожалению, наша христианская печать, возникшая в результате дарованной Богом свободы, носит внутренний, замкнутый характер, рассчитана в основном на верующих, и в этом ее существенный недостаток. Безусловно, она необходима, служит к назиданию и духовному росту христиан, является элементом христианской культуры. Но этого явно недостаточно.
У нас нет или почти нет евангелизационных изданий, адресуемых неверующим, тем, кто осознанно или нет ищет Бога, но еще почти или совсем ничего не знает о Нем. Конечно, отдельные экземпляры наших газет и журналов попадают к таким людям. Но всегда ли эти читатели находят в них то, что им необходимо? Очевидно, что нет. Информация, рассчитанная на определенный духовный возраст верующего, не всегда воспринимается светским человеком. К нему нужно обращаться по-другому, привычным для него языком, не перегружая повествование библейскими ссылками. Христос говорил с простыми людьми языком улицы, используя понятные для них образы и примеры.
Христианская пресса оторвана от мира, о ее существовании большинство наших сограждан даже не подозревают. Странно, но это никого не беспокоит. Более того, при полном отсутствии средств и литературных сил на местах продолжают создавать новые газеты и журналы для «самоназидания». В них вы непременно найдете перепечатки классических проповедей прошлого века, очень слабые стихи, а также многочисленные портреты христианских лидеров и «семейные» фотографии общин. Хорошо это или плохо – развитие подобного рода печати? Это было бы просто замечательно, если бы мы обладали свободными средствами и силами и выпускали такие газеты и журналы в дополнение к тем, которые несут в мир Евангелие. Или, может быть, мы уже завоевали для Христа мир и можем позволить себе расслабиться и заняться литературными опытами для собственного назидания?..
Боюсь, что нет. Боюсь, что во всем этом есть нечто нездравое: в Луцке выпускают, а мы что, хуже? В Ровно, где выходит журнал «Свет Евангелия», поместная церковь тоже начала издавать журнал – «Свічник». Ничего не имею против самого журнала, но именно таким образом мы распыляем мизерные возможности вместо того, чтобы, объединив их, выпускать одно-два христианских издания, которые могли бы мощно заявить о себе в мире прессы. Если местечковым журнализмом подменяется проповедь благой вести, то кому это выгодно? Конечно, редакторские звания и публикации в прессе тешат авторскую гордыню, но не того ли и добивается враг?..
Понимаю, что во многом виной тому наш демократизм, благодаря которому каждая церковь, а тем более областное объединение, самостоятельно решает, как им жить, на что тратить деньги, тем более когда они спонсорские. Потому с тоской смотрю на свидетелей Иеговы, жесткая централизация которых позволяет им выпускать всего несколько красочных изданий для пропаганды своего лжеучения. Распространением этих журналов, которые имеют достаточно высокий оформительский и полиграфический уровень, занимается каждый член их организации с известной всем навязчивостью. Но о подобной дисциплине и постановке дела в целом мы можем только мечтать.
Надо признать, что занятые выпуском газет и журналов «для внутреннего потребления», мы так и не нашли возможностей для налаживания единого популярного христианского издания, которое могло бы показать зашедшему в тупик обществу выход, указав на Христа. Неужели баптистские союзы СНГ не в состоянии объединить усилия в этом важном деле?
Есть и другой путь евангелизации печатным словом – светская пресса. Имеющая большие тиражи, проторенные пути к сердцу читателя, подающая информацию в привычной для него упаковке, она осталась вне нашего внимания, и абсолютно напрасно. Удачная публикация в крупной газете или солидном журнале мира сего может быть гораздо эффективнее, чем наши евангелизационные усилия в христианской прессе. К сожалению, эта евангелизационная сфера полностью упущена, а нишу успешно заполняют рубрики иных христианских направлений...
В итоге по прошествии немалых лет после прихода свободы мы можем с сожалением констатировать, что наши сограждане в большинстве своем так же, если не в большей степени, предубеждены против евангельских верующих, как и при атеизме. Конечно, мы не обольщаемся тем, что в мире зла, где гоним был даже Христос, что-либо может кардинально измениться. Но не можем тем самым оправдывать собственную бездеятельность.
В католической Италии, где Федерация протестантских церквей объединяет всего лишь до 70 тысяч верующих, смогли создать Агентство новостей, которое работает со светскими средствами массовой информации и распространяет правдивые сведения о евангелических церквах. Разве у нас нет нужды в этом? Христианское информационное агентство могло бы работать на должном представительском уровне, распространяя по информационным каналам объективные данные в противовес тем, которые не так уж редко публикуются в печати и передаются по радио о евангельских верующих. Оно могло бы стать связующим звеном между светским обществом и христианским миром.
Проблем в нашей христианской прессе и в издательской работе в целом немало. Удручает подчас низкий уровень литературного редактирования; слабое место наших изданий – стихи, которые нередко не отвечают элементарным требованиям. Все варятся в собственном «творческом» соку, изобретая плохие велосипеды. Литературное рецензирование, как и литературная критика, отсутствует, в результате подчас появляются весьма слабые книжки. Труды зарубежных авторов нередко плохо переведены и отредактированы. Хочется спросить: неужели экономия на этом столь важна, чтобы ради нее жертвовать содержанием книги?
Слишком много дилетантов пришло в столь специфическую, требующую определенной подготовки и немалого опыта сферу деятельности, в которой почему-то многие без видимых на то причин считают себя специалистами. Эта самонадеянность приводит подчас к печальным результатам, когда наши книги и периодика не выдерживают самой доброжелательной, «домашней» критики, не говоря уже о конкуренции со светскими изданиями. А почему, собственно, наша печатная продукция должна быть хуже?
Поэтому необходима учеба. Может быть, следует подумать о подготовке христианских журналистов на базе наших духовных учебных заведений или хотя бы о введении ознакомительного цикла лекций по журналистике в семинариях, христианских университетах и колледжах, о создании творческого союза христианских журналистов и литераторов, который мог бы способствовать творческому росту одаренной молодежи.
... Великое доверил нам Господь – Слово Божие. Перед восхождением на Голгофу в молитве Он сказал Небесному Отцу: «Я передал им слово Твое» (Ин. 17: 14). Оно дано нам не только во спасение собственных душ и для воспарения к духовным высотам. Если бы так, христианский мир давно бы сузился до небольшой группы людей, ищущих самосовершенствования и лишь иногда принимающих в этот избранный круг новообращенных. Но нет, Христос изначально наставлял учеников для служения, в котором главное – нести Евангелие всему миру, даже до края земли.
«Да уверует мир!» (Ин. 17: 21).