Вера и Жизнь 5, 1999 г.
- Есть о чем подумать
- Осень
- О двух сыновьях
- На вопросы читателей отвечает
- «Да уверует мир!»
- Ложные взгляды на брак
- Десять советов родителям молодоженов
- Поэтические дебюты
- Из поэтических тетрадей
- Брак на всю жизнь
- Есть ли шанс у вымирающего человечества?
- Ракеты как повод для благовестия
- Богач, прошедший сквозь игольные уши
- Несколько вопросов к читателю
- Освобождение
- Письма читателей
Есть ли шанс у вымирающего человечества?
Андрей Горяинов
Уже в 60–70-е годы ХХ столетия очевидность разрушительного воздействия человека на окружающую среду привела к образованию различных природоохранных организаций. Экологический кризис заставляет искать пути его преодоления. Тем не менее, несмотря на широкое распространение экологического движения в современном обществе, его содержание и смысл сегодня более чем когда–либо покрыты туманом. Различные экологические школы дают противоположные ответы на вопрос: какова должна быть реакция человека на искусственное изменение среды его обитания, если это изменение является угрожающим для него.
Сам термин «экология» ( греч. oikos – дом, место, и logos – учение, слово) предложен немецким зоологом Геккелем в 1886 году и определяется им как наука, занимающаяся исследованием взаимоотношений организмов с окружающей средой. Сформировавшаяся под влиянием дарвиновской теории эволюции экология унаследовала от нее весь спектр свойственных ей противоречий. Эволюционные представления о возникновении и развитии жизни на земле при подробном рассмотрении ставят экологов перед серьезными проблемами.
Попытка приостановить изменения окружающей среды при эволюционном подходе является нелогичной, поскольку это есть покушение на эволюцию как таковую. Поэтому предлагается не тормозить ход эволюции, а направлять ее в нужное для человека русло. В экологии даже появился термин «управление эволюцией». Но тогда неплохо было бы узнать, что же является ее (эволюции) движущим фактором, ведь причины ее до сих пор неизвестны. Возможно, под «управлением эволюцией» следует понимать планирование численности организмов, отрицательно влияющих на состояние биосферы. А так как человек особенно провинился перед природой, то, следовательно, его популяция должна, в первую очередь, подлежать контролю и регулированию...
Сегодня, несмотря на глобальные экологические программы, ставящие перед собой цель – приостановить деградацию биосферы, то есть постепенное умирание окружающей нас среды, большинство экологов (вне зависимости от направления) считают, что «изменение биосферы носит фатальный, необратимый, характер, а существующий экологический кризис неизбежно перерастет в экологическую катастрофу». Разрушение природы Земли неотвратимо, и человек является на ней не более, чем вымирающим видом.
Получается, что экология занимается по существу «искусственным воспроизведением вымирающего вида», что, как известно, «не приводит к долговременному успеху, а лишь отдаляет время гибели». Таким образом, «вклад ученого в прогресс человеческого знания, борьба врача за облегчение боли и страданий, усилия дипломата установить мир на земле, жертвы людей доброй воли ради блага человечества – все это оказывается ни к чему. В конечном счете никто из них ничего не меняет. Они не могут ни в малейшей степени рассеять мрак того небытия, в которое всем нам предстоит погрузиться. Поэтому наша жизнь лишена окончательного глубинного смысла, и все, чем мы заняты, равным образом бессмысленно». Вывод о неизбежном конце и бессмысленности существования человечества, к которому пришли ученые-материалисты, оказался настолько пугающим, что «картины обесцененного бытия» решено было не демонстрировать, так как «это лишает людей перспективы».
Эта очевидная, если стать на точку зрения материализма, абсурдность бытия привела к тому, что в экологии стали возрождаться типичные языческие верования, отчасти привносящие в бессмыслицу видимость смысла. Например, в биосфере стали усматривать наличие особых «информационных» принципов, ведущих к упорядоченности. Многие ученые, отвергая господство случайности и фатальное, предрешенное, давление среды, увидели в эволюции целенаправленные потоки особой энергии, ведущие к усовершенствованию, которому нет предела. Стерев же грань между живым и неживым, в природе стали видеть ее творческую сферу. Тем самым был возрожден статический пантеизм Спинозы (религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мир. Ред.), ставший основой неоэкологии – новой экологии. В нашей стране эти идеи получили название «русского космизма», возникновение которого связано с именами В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского. У вселенной вроде бы появилась конечная цель, включающая и наше существование, а проблемы эволюционной модели развития мира стали казаться не такими уж неразрешимыми.
Действительно, взгляд на происхождение жизни, получивший название «философия жизненной силы», или «творческая эволюция», является, по крайней мере, более логичным, чем дарвиновская эволюция. Вот как писал об этом известный христианский мыслитель К. С. Льюис: «Приверженцы этого взгляда говорят, что изменения, посредством которых жизнь на нашей планете развилась от низших форм до человека, были вызваны не случайностями, а стараниями и целеустремленностью «жизненной силы». Этим людям следует задать вопрос: понимают ли они под «жизненной силой» нечто разумное? Если да, то «разум, порождающий жизнь и ведущий ее к совершенству», фактически есть Бог. Если же нет, то нелепо говорить, что нечто неразумное «старается» или «стремится к намеченной цели». Популярность идеи «творческой эволюции» объясняется тем, что она дает эмоциональное удовлетворение веры в Бога без ее менее приятных последствий. Когда вы бодры, здоровы и сияет солнце, вам не хочется верить, что вся вселенная – это просто механическое кружение атомов; вам приятно думать о великой таинственной Силе, которая катится через века и несет нас на своем гребне. С другой стороны, если вы захотите сделать что-нибудь подленькое, «жизненная сила», будучи всего лишь слепой силой без нравственных основ и разума, никогда не помешает вам».
Мы видим, что вопрос о более логичной позиции перерастает в вопрос о нравственности. И если мы будем считать даже, что вселенная хотя и сотворена, но сотворена не личностью, тогда такие понятия, как честность, сострадание, любовь, просто иллюзорны. Как сказала одна из основоположниц аналогичного по своим взглядам на мир движения «Новая эра» Ширли Маклейн: «Мы ничем не ограничены. Мы просто не осознаем это». Еще более откровенно высказался один из приверженцев крайних взглядов на охрану окружающей среды Линн Уайт: «Мы будем сталкиваться с углублением экологического кризиса, пока не отвергнем христианскую аксиому, согласно которой природа существует для того, чтобы служить человеку».
Так христианская мораль, которая столь благотворно повлияла на формирование современной цивилизации, стала заменяться «моралью» древних языческих религий с их поклонением духу (духам) природы (животных, растений, элементов ландшафта) вплоть до культа богини земли Геи. Процесс подобной переориентации ускоряется повсеместной пропагандой в духе неоэкологии. Что под этим подразумевается, можно узнать, к примеру, из справочника «Здоровое тело – здоровая Земля», изданного известным обществом по защите природы «Sierra Club». Читателю предлагается пользоваться буддистскими медитациями и ритуалами американских индейцев хопи, чтобы «утвердить наши связи с духом живой земли». Кроме того, неоэкология предполагает осуществить прямое «воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки (необходимых) социально-психологических установок». Это уже происходит в некоторых общеобразовательных средних и высших учебных заведениях Украины.
К сожалению, наше законодательство не имеет чего-либо похожего на американскую «поправку Хэча», запрещающую учителям оказывать давление на учеников в вопросах политики, психологии, секса и религии. Поэтому под видом благой идеи охраны окружающей среды неоязычество легко проникает в дехристианизированную систему образования, выполняя функции легкого заменителя дискредитировавшего себя атеистического вероучения. На таком фоне вполне естественным становится растущее увлечение гороскопами, экстрасенсорикой, ясновидением, спиритизмом и прочими элементами древних культов, облекающимися вслед за экологией в приятную для слуха современного человека околонаучную терминологию. Проблема усугубляется еще и тем, что не только учащиеся, но и учителя чаще всего не имеют элементарного религиозного образования, а потому не могут распознать пантеистическую сущность идей неоэкологии и противостоять им.
Библия учит, что обязанности человека по отношению к природе основаны на вере в Создателя всего видимого мира, Который любит Свое творение и заботится о нем. Человек, созданный по образу Божьему, – соработник Бога в мире (1 Кор. 3:9). Следуя Божьим установлениям, человек обязан заботиться о природе. Это предполагает знание природы (науку), а также некий контроль над ней (технологию). Но это вовсе не означает, что человеку дано право злоупотреблять «дарами природы», а тем более – уничтожать ее.
Когда-то мир был иным и всякое творение Божие было хорошо, говорит Книга книг (1 Тим. 4:4). Но человек, будучи свободным выбирать путь жизни или путь смерти – путь к Богу или от Бога, – употребил свою свободу во зло. С тех пор «тварь покорилась суете...», вся она «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:20, 22). Мы ослушались своего Творца, решив, что сами все знаем и умеем. И происшедшее с окружающим нас миром – наглядный пример того, к чему ведет нас наша самоуверенность. Единственная реальная альтернатива – покаяние и принятие искупительной жертвы Христа. Тогда, и только тогда, мы получим освобождение от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:21). Какой выбор сделает человек на этот раз: возвратится к Отцу или навеки отречется от Него?
Использованная литература:
Н. Реймерс. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. «Просвещение», 1992 г.
А. А. Лаптев. Охрана и оптимизация окружающей среды. Киев, «Лыбидь», 1990 г.
Г. Осборн. Science, 1933 г.
Уильям Крейг. Самое начало. Чикаго, SGP, 1992 г.
Р. Глазер. Биология в новом свете. Пер. с нем. М., 1978 г.
С. Бир. Кибернетика и управление производством. М., 1976 г.
Ю. Г. Антамонов. Размышления об эволюции материи. М., 1976 г.
М. Эгейн. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М., 1973 г.
Davies, Paul. Superforce, New York, Simon & Schuster,1984 г.
К. Льюис. Просто христианство. Чикаго, SGP, 1990 г.
Kenneth Boa. Cults, world religions, and the occult, SGA, 1992 г.
Orthodoks Russia. Juli 15/28, 1992 г.
Berit Kjos. Under the Spell of Mother Earth, Whiton, Viktor Books, 1992 г.