Вера и Жизнь 6, 1999 г.
- Рождество и наш век
- Он управлял и солнцем, и луною
- Автор жизни
- Звезда надежды нашей
- На вопрос читателя отвечает
- Сенсационное открытие?
- Письма читателей
- О справедливости в свете благодати
- Великое и важное
- Поэзия
- «Живая этика», или агни-йога, в свете Библии
- Прекрасная задача
- Православная церковь на пороге реформ?
- Не ударить ли нам мечом?
- Несколько вопросов к читателю
- За ним пришли два мужа в белых одеждах
- Письма читателей
Православная церковь на пороге реформ?
Журавлев Сергей Юрьевич – священник. В девятнадцать лет стал чтецом в православном храме, затем диаконом; в 1991 году его рукоположили в пресвитеры. Служил в качестве священника сначала в Рязанской области, затем в Брянской. В 1996 году отец Сергий был предан анафеме за так называемую пятидесятническую ересь. Решение было вынесено судом Священного синода и подписано секретарем патриарха Алексия II архиепископом Сергием Солнечногорским. Обвинение состояло в том, что молодой человек, участвуя вместе с пятидесятниками в евангелизации, говорил нечто, якобы порочащее православную церковь. Сотрудничество с евангельскими церквами действительно было, и осуществлялось оно с благословения архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. Письменные обращения к патриарху о личной встрече с целью оправдаться, рассказав правду, остались без ответа. Сейчас Сергей Юрьевич вместе с женой и двумя детьми живет в Киеве, занимается преподавательской работой.
Корр. Историю Вашей жизни нельзя назвать ординарной. Человек, с юности воспитывавшийся в православии, выросший в православном окружении, вдруг начинает принимать то, что глубоко чуждо православной церкви...
Отец Сергий. Когда я познакомился с протестантами, я понял, что они совсем другие. На уроках сектоведения нам преподавали совсем иное. Нам говорили, что пятидесятники – это опаснейшая секта, но когда я начал общаться с ними, то увидел, что это нормальные люди, которые любят Иисуса Христа, рождены свыше и всю свою жизнь строят в соответствии с волей Божьей. На служениях протестантов я явственно ощущал Бога, чувствовал Его незримое присутствие. Эти люди молились Иисусу Христу. Как же я мог назвать их сектантами? Мне понравилось, что они молятся просто, от всего сердца; молятся своими словами, на русском языке. Меня это очень сильно тронуло. Хотелось, чтобы миряне и моей церкви не были пассивными прихожанами, но тоже активно принимали участие в богослужении.
Я познакомился с другими священниками, которые вынашивали идеи реформирования православной церкви, такими, как Георгий Чистяков, Александр Борисов, Георгий Кочетков, и другими. Некоторые из них поплатились своей жизнью, на других сейчас большие гонения – дьявол свирепствует, но дело Божье продолжается.
Корр. Реформаторы хотят изменить старую церковь или же вырастить некую новую ветвь православия?
Отец Сергий. Подавляющее большинство российских реформаторов остаются в недрах старой церкви, стараясь как-то приблизить богослужение к людям: пытаются ввести проповедь Слова на общеупотребительном языке, чтение Библии... но церковное начальство пока не одобряет нововведений.
Корр. Ни для кого не секрет, что церковь – это очень консервативное образование и вводить в нее новое очень нелегко. И тех нововведений, о которых Вы говорили, на мой взгляд, очень и очень мало...
Отец Сергий. Я говорил о практических шагах, которые уже предпринимаются, но когда священники собираются и заходит речь о реформировании, то затрагиваются буквально все сферы церковной жизни. И догматика, и Предание, и обряды – все требует реформирования. Возьмем для примера вопрос о Священном Писании и Священном Предании. В исторических церквах принято ставить между ними знак равенства. Но в Предании есть много вещей, противоречащих духу и букве Писания, и поэтому Предание не может быть поставлено на один уровень с Библией. Им можно пользоваться, только пересмотрев его в свете Писания.
Корр. В православное служение вошло много, что основано именно на Предании: поклонение иконам, поклонение святым мощам, кресту и т. п. Что думают об этом реформаторы?
Отец Сергий. Есть иконы как предмет поклонения и есть просто изображения, которые являются предметами почитания. Последние можно встретить во многих молитвенных домах протестантов, и это хорошо, это благочестиво.
Корр. Известно, что литургия является душой православного богослужения; если ее устранить, то служение уже трудно будет назвать православным...
Отец Сергий. Если мы обратимся к семинарскому учебнику, то сможем там прочесть, что литургия – это общественное богослужение, во время которого совершается таинство евхаристии, или хлебопреломления. В Восточной церкви официально приняты три литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория папы Римского. Еще есть литургия апостола Иакова, но она совершается только в Иерусалимской церкви и в русской церкви за границей. Эти чины были записаны в начале пятого столетия, и в течение нескольких веков они совершенствовались. Именно Василий Великий упразднил в литургии молитву своими словами, что произошло в конце четвертого века. Я не буду описывать все то множество обрядовых элементов, которые появлялись постепенно, на протяжении долгого времени, выскажу лишь свое мнение: к обновлению литургии нужно подойти с библейских позиций. Это в первую очередь – воспоминание о смерти Иисуса Христа, о Его ломимом теле и пролитой крови. Сама схема может остаться, но ее первоначальная евангельская суть должна быть ей возвращена.
Корр. Основным средством нашего общения с Богом является молитва...
Отец Сергий. В церковь нужно возвратить простую, идущую от сердца молитву своими словами. Сегодня священникам запрещено в храме молиться своими словами, тем более мирянам, хотя попытки восстановить эту забытую практику предпринимались даже в сравнительно недавние времена. Так, Иоанн Кронштадтский, известный реформатор Российской церкви, нарушал этот запрет, и царь Николай II благословлял его в этом. Для Российской империи это было шоком...
Корр. В православии также очень широко практикуется поклонение святым...
Отец Сергий. Эту систему, если ее так можно назвать, ступенчатого ходатайства придумали византийцы, но Библия говорит только об одном Посреднике, Которым является Человек Иисус Христос. Апостол подчеркнул – Человек, то есть Он понимает все человеческое и может быть настоящим посредником. Апостол пишет о Нем также как о Первосвященнике. Но византийцам это показалось слишком просто, и они придумали множество посредников между Богом и людьми, что совершенно не по-библейски. Православно – молиться Иисусу, через Иисуса Христа – Отцу Небесному.
Корр. Не кажется ли Вам, что в этой обновленной церкви по сути ничего не останется от традиционного православия?
Отец Сергий. Когда в конце четвертого столетия император Феодосий впервые произнес слово «православие», то он заявил, что церковь должна быть не только католической, то есть вселенской, но и правильно славящей Бога. И православие тех времен значительно отличалось от того, которое мы имеем сегодня, потому что многие люди изучали Библию, и проповедовалось рождение свыше. И нам надо вернуться к тому, что церковь растеряла на протяжении своей истории. Покаяться нужно в практике предания анафеме инославных и инакомыслящих, избавиться от сектантского мышления, когда только свое признается за истинное, а все остальное – ересью. От этого всего нужно избавляться. Но в то же время в православии есть много ценного, чего не нужно выбрасывать. Например, деяния тех же подвижников веры. Их труды нужно просеять через Слово, отделить зерно от плевел и отобрать те многочисленные жемчужины, которые в нем есть. Апостол Павел писал: «Подражайте мне, как я Христу». Так и святые. Им можно подражать там, где они подражают Христу; там же, где они противоречат учению Иисуса Христа, духу и букве Писания, им подражать нельзя.
Корр. Можно ли сказать, что Вы хотите очистить православие от всего, что противоречит Слову Божьему?
Отец Сергий. Да, именно так.
Корр. Как практически Вы собираетесь осуществлять свою мечту?
Отец Сергий. Церковь созидает Сам Господь, а мы являемся орудиями в Его руках. Мы сеем, насаждаем, поливаем, но все – Господь взращивающий, и реформация Церкви – это воля Бога. Я благодарен Ему, что могу быть орудием в Его руках. Мы собираемся начать с малого, без чего церковь просто не может обеспечить своего существования. Важнейшим сейчас является вопрос подготовки служителей. В сентябре начнутся занятия в новой семинарии, где те люди, у кого есть желание трудиться для возрождения истинного православия, для блага Украины и ее народа, смогут получить необходимое для этой непростой задачи образование. Есть ведение от Бога – открывать множество церквей по всей Украине, а также за ее пределами, где православие является традиционным вероисповеданием. Это многомиллионная паства. Я верю, что Бог вышлет тружеников на эту великую жатву.
Корр. Божьих вам благословений!