+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 1999 г.

Прекрасная задача

Павел Минаев

Этим летом мы посетили 23 города Украины. Палатки ставили на 6–12 дней. Во всех городах мы получали разрешение на проведение мероприятий, хотя труднее, чем в сезоне «Лето-98». Впереди еще три города – Константиновка, Лисичанск и Дзержинск. К последним походам мы подготовлены, только просим у Бога хорошей погоды. Если прохладно, люди не так охотно приходят на встречи.

На улице уже осень, но на Божьем календаре лето – «лето Господне благоприятное».

«ПОЛТАВСКИЙ БОЙ»

С 21 по 25 июля мы работали в Полтаве. С точки зрения благовестия, это был трудный город. Евангельское движение в нем до боли слабенькое. На трехсоттысячный город всего три евангельские общины. Это мало. А в городе много молодежи, студентов. Вот бы здесь остаться и поработать над созиданием новой церкви! Думаю, что это возможно. Почва людских сердец добрая, как в пословице: «Воткни веточку, и вырастет верба». Общество на переломе эпох: в душах – смятение, людям не на что опереться. Старая государственная идеология рухнула, новой нет. Впрочем, есть. «Новый завет» – вот что нужно людям! Но им об этом необходимо сказать. Искренне, убедительно, с любовью. В силе Духа Святого. Иметь бы несколько жизней!

«И грянул бой, Полтавский бой». Эти слова классика вспоминались в начале служения в Полтаве. Хоть и скромное мы делали дело, но тем не менее чувствовалось духовное противостояние. Как будто две армии стояли друг против друга. Господь сражается за каждую душу. Но кто мы, Господи? Не мудры, не сильны, не благородны. Но Ты ободрял нас, Боже. В Тебе мы сильны, и в имени Твоем победа! Без веры нет спасения, без проповеди нет веры. Так говорил апостол Павел (Рим.10:14). И мы проповедовали. И получалось! Лично я ощущал сильное вдохновение, проповедь как бы сама собой текла. Великолепно пела группа «Вечность» из Ровно. И слава Божия наполняла наш скромный храм. И внимали люди, и менялись лица, и принимали люди Христа.

Евангелизация проходила с переменным успехом. В первые вечера палатка была полупуста. Приходилось объяснять, что мы не кусаемся. И таял лед сердец под действием милости Божией. Палатка наполнялась. Последние вечера были благословенны. Атмосфера доверия, сердечные аплодисменты. Ради таких моментов стоит жить и работать. Человек 25 откликнулись на призыв и вышли вперед.

Вспоминались строчки поэта:

К этому никак нельзя привыкнуть,

Это – как ребенка первый шаг:

Со слезами, в искренней молитве

Кается еще одна душа.

Господи, укажи им дорогу к храму, к Церкви Твоей. Чтобы возрастать в вере и познании Тебя, Господи, совершенного и несравненного.

Полтаву называют культурной столицей Украины. Театры, музеи, много памятников прошлого. Здания великолепной архитектуры, возведенные прославленными российскими зодчими. Старый город дышит историей. Особенно впечатляет центральный парк: по его периметру, кругом – белоснежные здания, колонны, барельефы. Посередине парка – монумент во славу русского оружия. В 1709 году здесь разыгралось великое сражение, вошедшее в историю как Полтавская битва.

Полтавская область – аграрный край. Бесконечные поля, перелески. Разбросаны по пригоркам села. Белеют украинские хаты, многие покрыты еще соломой. Великолепные пейзажи. Внешне –идиллия: тихо, мило и мирно. Но что внутри – в душах людей?

Эти края любил русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Он здесь жил, писал, творил. Мистик Н. В. Гоголь сумел заглянуть в тайники славянской души, национального характера. Заглянул и в ужасе отшатнулся: сколько там тьмы, греха, дьявольской мерзости! «Мы не можем устремить общество к прекрасному будущему, не показав ему всю глубину настоящей мерзости», – писал он. Мерзость-то он показал, причем глубоко и гениально. Но выхода не показал. Хотя верил в Бога. В Бога верил, а христианином был или не был? Господь ему Судья. А может, и воззвал он ко Христу в предсмертный час, кто знает...

ИСТОРИЯ ДРУЖБЫ

Евангелизацию мы проводили с новой миссионерской общиной «Крест Христов». Пастор – Михаил Власенко, мой армейский друг. Молодой, красивый, образованный парень. Искренний и твердый христианин, имеет большую семью. Мы вместе с ним в 80-х служили в рядах Советской Армии. Мы отказались от присяги на верность коммунистическому режиму. Это была интересная история. Были испытания, но был к нам близок Бог.

Таких, как мы, посылали подальше, в глубь страны. Уже брезжила перестройка, и потому нас не посадили. А попугать – попугали и в ссылку отправили.

Мы оказались в Горьковской области, в строительной части. В Горький в то же время был сослан и академик Сахаров. «Веселое» было время. Поселок в глубине леса, военный заводик, казармы. Солдаты валили лес, обрубали сучья и ошкуривали деревья. Как в зоне. Рядом знаменитая в истории России дорога – Владимирка, – обильно политая слезами и кровью. По ней на протяжении столетий гнали арестантов в кандалах в Сибирь, на каторгу. Сохранился Екатерининский мостик через речку. Говорят, по нему пару столетий назад проезжала великая императрица, объезжала свою необъятную страну.

В селе, на пригорке, развалины большого монастыря. Мощные стены с кельями монахов, огромный собор, колокольня. Звон колоколов должен был долетать до другой колокольни, и так цепочкой до самой Сибири. За десятки верст был слышен их бой, передавая весть стране о радости или горе. Такая вот система коммуникации.

Все разрушено. Но даже в развалинах чувствуется величие. Стены собора исписаны ругательными или бранными надписями. Крепки кирпичи стен собора, контрастны белые пятна штукатурки. На них писаны лики святых, которые смотрят на все это недоуменно, как со святых небес на грешную землю. Вместо куполов – голубое небо. А в небе – облака светлые, чистые. А внизу – «мерзость запустения». Кто-то за это должен ответить. Уже отвечаем. Нищетой, безработицей, пустотой в душах. Распущенностью нравов, повальным блудом и пьянством.

Бедная матушка Россия… Дойдет ли до тебя добрая весть о смирении, покаянии и вере?

Командир стройбата, майор Вайман, был евреем. Высок, строен, умен. Типичные национальные черты лица, особенно нос. В беседах чувствовалось, что он тайно симпатизирует нам. Видно, что искорки веры были у него в душе. Может быть, на уровне подсознания. Но для порядка гонял нас. Советский Союз доживал последние годы. Но мы тогда еще не знали об этом. Правдивая информация была скудна, империя казалась незыблемой. Но это был «колосс на глиняных ногах». В такой ситуации Бог давал нам веру и верность.

Помню, как командир части заставил верующих новобранцев маршировать по плацу. Строевым шагом с утра до вечера за отказ принять присягу. Конечно, это было не самое тяжелое наказание. Час за часом мерно печатали шаг по асфальту восемнадцатилетние мальчишки-христиане. Усталость, боль, но в сердце радость. Верили, что выстоят. Они еще не научились мотать портянки на ноги и потому разбивали ноги в кровь в тяжелых армейских сапогах.

Как сейчас помню это. Поздний вечер. Прозвучала команда: «Отставить!». Упали солдаты на землю, с трудом стягивают с ног сапоги. А портянки у всех окровавлены... И вспомнились слова: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха».

ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ ЗОНА

После Полтавы отправляемся в Коростень. Город западнее Киева, чернобыльская зона. Десять лет прошло после страшной аварии, а уровень радиации остается высоким. Люди живут, точнее, выживают. Во время пребывания в городе у нас было легкое головокружение и першило в горле. Нам сказали, что это от радиации. А как тем, кто живет здесь постоянно? Здесь понимаешь, что родина – это не просто слова.

Эти места оставили в сердце особый след. Едем по трассе. Десятки километров пусто, ни одной машины. Справа и слева попадаются деревеньки. Черные избы, окна забиты крест-накрест, как в войну. Улицы зарастают лесом. Безлюдно, тихо, странно и страшновато. Как будто рядом притаилась беда. А природа великолепна: ярки краски буйной растительности Полесья. Леса, озера, полевые цветы и травы. Аисты в глубоком голубом небе. А какой запах! Фантастика, сюрреализм. Читал в ученых трудах, что дозы радиации, как ни странно, стимулируют рост растений.

Служение проводили совместно с союзной церковью города. Община очень интересная! В ней не «зима» противостояния бывшему режиму, а «лето Господнее» любви, свободы и проповеди Евангелия. Верующие сумели отойти от мертвых традиций. Они, «забывая заднее, простираются вперед». В общине много молодежи, интеллигенции, и она очень уютно себя в ней чувствует. Пастор, без сомнения, талантливый человек. Умеет работать с людьми. Строят великолепный дом молитвы в центре города. Но не только строят. Активно благовествуют, возрастают в вере, занимаются вопросами внутрицерковного образования...

Палатка была полна все дни, с 27 июля по 1 августа. Звучала слава Богу в песнях и музыке. Молодой коллектив ребят из церкви г. Хмельницкий хорошо вписался в нашу программу. Очень активно участвовали братья и сестры из церкви: свидетельства, авторское пение, стихи.

Евангелизация имела хороший резонанс в этом небольшом украинском городке. Верю, что пастор Павел со своей группой продолжит работать с теми, кто обратился ко Христу в палатке.

И еще. Мы, наверное, схватили небольшую дозу радиации. Совсем небольшую. Не думаю, что это отразится на нашем здоровье. Но, как ни странно, мне это приятно сознавать. Мы и в этом «причастились» к стране, мы вместе с нашим многострадальным народом.

В БЕРДЯНСКЕ

А потом был Бердянск, курортный городок на берегу Азовского моря. Небольшой, уютный, светлый. Несколько евангельских общин. Живут дружно, евангелизируют, «светят». Влияние верующих заметно в городе. В центре города стоит красивое старинное здание лютеранской церкви. Есть небольшая община лютеран, и они пробуют получить назад здание у государства. Пока не получается. Но они не унывают, терпеливо ждут и просят. Бог им в помощь.

Молодежь церкви активна. Быстро были расклеены афиши, розданы пригласительные. Все было хорошо организовано: проживание и питание группы благовестия, занятия с детьми, показ христианских фильмов. Энергичный, способный пресвитер Александр Молибог. О палаточном служении там остались очень хорошие впечатления. Каждый вечер палатка не вмещала всех желающих. Стояли на улице. Смотрели и слушали, беседовали. И так до поздней ночи. Методика нашей проповеди такая. Первые три вечера мы говорили о Библии, о Боге, об Иисусе Христе. Чтобы человек получил представление о вере, о христианстве. А затем – призывные проповеди. Так бывает везде, так было и в Бердянске. Господь благословил призыв, и в три последних дня приняли Христа человек сорок.

Мы не только благовествовали, но и отдохнули. Пару раз даже искупались в море, ласковом и теплом...

Архив