Вера и Жизнь 1, 2000 г.
- Слово редактора
- Божий дар
- Светлое будущее? и настоящее тоже
- На вопросы читателей отвечает
- Блажен народ,у которого Господь есть Бог
- «И узнаешь, что шатер твой в безопасности»
- Допустимо ли поклоняться Богу в танцах
- Несколько вопросов к читателю
- Свидетельство
- Из поэтических тетрадей
- Насыщенный днями
- Смерь приходила
- Мост спасения
- О чем пишет христианская пресса
- И проповедано будет Евангелие...
- Письма читателей
Блажен народ,у которого Господь есть Бог
Мартин Хиршмюллер
Доклад, сделанный в г.Киеве на конференции МО «Свiло на сходi»
Я очень рад, что могу быть сегодня здесь среди вас. В Киеве на конференции я впервые. Брат Давидюк попросил меня сказать на тему: «Блажен народ, Господь которого есть Бог». Я размышлял об этом: что это за народ, у которого Господь есть Бог? Может быть, это американцы? Немцы? Или русские, у которых христианство сегодня – почти государственное? Нет. Ни американцы, среди которых есть, возможно, 30–40 процентов возрожденных христиан, ни немцы, среди которых, думаю, всего 5 процентов населения являются истинными христианами, не могут быть народом, у которого Господь есть Бог.
Я нашел место Писания, которое мне предложили как тему, и прочел весь стих, включая вторую половину. Он гласит: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Пс. 32:12). Если внимательно рассмотреть этот стих, то из него следует, что есть на земле только один народ, который является наследием Божиим и может сказать о себе: Господь нашего народа есть Бог. Это ни американцы, ни немцы, ни украинцы. Это народ израильский. Но если внимательно читать Библию, то станет ясно, что к этому ветхозаветнему народу Божию присоединены все верующие в Иисуса Христа Нового Завета.
Итак, единственный народ, Господь которого есть Бог, – это Израиль, плюс все верующие в Иисуса Христа. То есть на земле нет другого народа, который мог бы сказать: «Господь Бог – наш Бог», – потому что нет на земле народа всецело христианского, в котором бы каждый принял Христа. Ошибка императора Константина как раз и заключалась в том, что он решил сделать всех своих подданных христианами. Оказывается, это невозможно! Император мог объявить воскресенье нерабочим днем, сделать священнослужителей государственными служащими и платить им зарплату, мог определять, кого поставить епископом или архиепископом, но народ подвластной ему Римской империи так и не стал христианским. Тем более не были христианскими народами те, которые по примеру Римской империи объявили себя таковыми: ни народы России, ни западных государств. Повторюсь: на этой земле нет христианских народов, а есть лишь те, которые в большей или меньшей степени принадлежат к христианству.
Точно так же во многих странах мира живет большая или малая часть народа, который имеет право сказать, что Господь является его Богом, – имеется в виду Израиль. И чем больше представителей этого рассеянного народа живет среди какого-нибудь другого народа, чем лучше на этой земле относятся к евреям, тем благословеннее такая страна. Те народы, правительства, общества, которые благословляют, охраняют или защищают живущих среди них евреев и верующих в Иисуса Христа, будут благословляемы Богом. Вот в чем заключается благословение для Украины.
Каждая страна или государство нуждается в какой-либо этической и моральной основе. Это может быть христианство, которое принято за основу в России или на Западе, в так называемых христианских странах, или философское мировоззрение, возведенное в ранг религии в коммунистических государствах. Это может быть религиозный гуманизм, получивший распространение в последние десятилетия в Западной Европе, в основе которого лежат все те же христианские ценности. Но если какое-нибудь правительство примет решение объявить христианство государственной религией, народ от этого христианским не станет. Невозможно издать закон, чтобы каждый гражданин стал верить в Иисуса Христа, – никто не будет ему следовать.
В Германии были времена, когда законодательство запрещало пропускать богослужения. В воскресенье утром кто-то из членов семьи должен был находиться в церкви. Но так христианами не становятся. Для народа благословением является то, что в основание общества закладываются христианские ценности. Если государство соотносит основы своего законодательства с нормами Священного Писания, а в основе человеческих взаимоотношений лежат библейские заповеди, то это общество будет действительно благословенным.
Очень важно, как общество относится к верующим в Иисуса Христа. Наверное, в вашем правительстве найдется немного возрожденных христиан, и после выборов дети Божии вряд ли составят в нем большинство. Но разве у нас нет возможности говорить правительству о том, что самое лучшее, что оно может сделать для народа, – это дать свободу христианам, обеспечить свободу совести? Нужно находить такие аргументы, которые смогут убедить неверующего человека, что для государства и общества лучше, если в обществе сформируется правильное отношение к христианам.
Не знаю, согласитесь ли вы с тем, что я сейчас скажу, но я думаю, что христиане – это люди, которые не вписываются в общество и в определенной степени мешают ему, потому что во всем мире, в любом государстве и при любом режиме они имеют над собой верховную власть не от мира сего. Да, как гражданин этого государства я законопослушен, но высший приоритет я отдаю Богу. Мы не собираемся отдавать государству ту честь, которая по праву принадлежит Богу. В мире же есть немало государств, которые ждут от своих подданных иного отношения, требуя поклонения себе. Именно поэтому во времена абсолютных монархий и тоталитарных режимов христиане отказывались подчиняться власти в тех пунктах, когда светские законы вступали в противоречие с законами Священного Писания.
Поэтому правительствам не всегда просто с христианами. И чем больше в стране христиан, тем меньше у правительства свободы поступать самоуправно, без оглядки на Слово Божие. Одна христианка как-то сказала мне, что у нее проблемы с шефом фирмы, где она работает. «Я понимаю его, я действительно очень неудобная для него сотрудница, потому что не могу лгать...» И это неудобно не только для шефа той фирмы, но и государства в целом, когда люди ни при каких условиях не соглашаются на ложь.
И еще одно обстоятельство, из-за чего государству тяжело с нами. Христиане отказываются от всякой формы национализма. Я ничего не имею против национального самосознания. Каждый украинец может гордиться принадлежностью к своему замечательному народу. Думаю, что в истории и моего народа есть немало того, чем я могу гордиться. Но я хочу сказать: многие из вас, сидящих в этом зале, мне намного ближе, чем большинство представителей моего народа.
Расскажу о таком случае. Один болгарский гражданин уверовал в Иисуса Христа у нас, в Германии, где он находился как политический беженец. Мы познакомились и, несмотря на языковой барьер, сердечно общались друг с другом. Недавно наше правительство отправило его обратно в Болгарию, и я просил верующих нашей церкви молиться о нем и помочь ему материально. После собрания ко мне подошел один человек и говорит: «Чем ты занимаешься как пастор? Неужели у нас, в Германии, нет людей, которые нуждаются в материальной помощи? Зачем ты заботишься об этом турке?» Поймите меня правильно: я люблю свой народ, считаю, что нужно помогать своему народу, но в первую очередь я принадлежу к народу Божию, его интернациональной Церкви, а уже во вторую очередь я – немец! Государству трудно проводить в жизнь какие-либо националистические программы, если в нем сильны позиции христианства.
Хотел бы привести несколько аргументов в пользу того, что христиане являются благословением для общества. При этом я вовсе не имею в виду, что они настолько хорошие, что и народу от этого хорошо. Это не мы, это Иисус Христос прекрасен, и Он изменяет и преображает нас в Свой образ.
Христиане убеждены в том, что каждый человек, живущий на земле, является индивидуальностью и ценностью в глазах Бога. К сожалению, в мире не все разделяют это мнение, и многие считают, что дети являются их собственностью и они вольны, если захотят, сделать аборт или бросить своего ребенка. Этого не сделает тот, кто знает, что человек является созданием Божиим и что следует чтить и любить каждого человека. Христос умер за грехи каждого из нас, пролил за нас Свою драгоценную кровь, поэтому каждый человек так ценен в глазах Бога – ведь он является кандидатом на вечную жизнь. Если это убеждение вытесняется из общественного сознания, то становится возможным то, что есть: ежегодно 200–250 тысяч детей не рождаются на свет из-за решения взрослых не давать им жизнь.
Христиане знают, что каждый человек даст Богу отчет о своей жизни на земле, и это налагает на него высочайшую ответственность. Один из членов нашей церкви работает инженером на «Мерседесе». Он часто бывает в поездках, и из-за его занятости страдают и его здоровье, и его семья. «Зачем ты отдаешь столько сил этой фирме? – спрашиваю я его. – Хочешь, чтобы она имела больше прибыли? Ты ведь и так занимаешь высокий пост, и выше тебе не забраться.» Он мне ответил буквально следующее: «Я работаю не для фирмы «Мерседес». Да, в фирме я получаю зарплату, но работаю я для Господа, ведь я должен буду ответить перед Богом, как я выполнял свои обязанности. Поэтому я и стараюсь...»
О, если бы такая ответственность за порученное дело нашла распространение в обществе! В Библии написано: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа» (Кол. 3:23). Если бы люди осознавали, что они делают свою работу для Господа, то многое бы изменилось к лучшему. Поэтому там, где живут христиане, которые поступают по Слову Божию, на общество распространяется благословение. Примеров тому можно привести много. Всякая благотворительная деятельность имеет свои истоки в христианской церкви. Я могу лишь призвать политиков: позвольте христианам свободно трудиться для народа и государства! Я могу только сказать ответственным государственным деятелям: если вам нужен человек, который бы поступал честно, даже когда его не будут контролировать, – возьмите христианина. Если вам нужен человек ответственный – возьмите христианина.
В заключение еще об одном. Самое главное, что христиане могут дать своему народу, – это молитва за правительство и народ, за всех, кто несет ответственность за дела в государстве, в его политике, экономике, культуре. Эти молитвы являются каналами, в которые направляются благословения Божии. Проиллюстрирую это на примере. Рядом с городом, в котором я живу, стоит атомная электростанция. Когда она строилась, многие выступали против этого строительства, ведь никто не мог гарантировать, что там не произойдет то же самое, что было в Чернобыле. На меня произвело тогда сильное впечатление высказывание руководителя общины, который сказал: «Мы не можем сейчас определить, хорошо это или плохо, воспрепятствовать строительству мы тоже не можем. Но мы можем вместе помолиться, чтобы, когда эта атомная электростанция будет построена, на ней не произошло никакого ЧП. Будем молиться за ученых, инженеров, чтобы они не допустили никакой ошибки, чтобы Господь сохранил нашу землю».
Если вы даже не знаете поименно членов вашего правительства, все равно молитесь о них. Молитесь, чтобы они хорошо выполняли порученное им дело, чтобы ваши работники культуры могли дать хороший пример детям. Молитва никогда не бывает бесплодной. Бог обещал благословить Свой народ, и Он хочет так благословить его, чтобы это благословение распространилось и на других. И если мы будем молиться, то шлюзы, по которым течет благословение, откроются.