Вера и Жизнь 1, 2000 г.
- Слово редактора
- Божий дар
- Светлое будущее? и настоящее тоже
- На вопросы читателей отвечает
- Блажен народ,у которого Господь есть Бог
- «И узнаешь, что шатер твой в безопасности»
- Допустимо ли поклоняться Богу в танцах
- Несколько вопросов к читателю
- Свидетельство
- Из поэтических тетрадей
- Насыщенный днями
- Смерь приходила
- Мост спасения
- О чем пишет христианская пресса
- И проповедано будет Евангелие...
- Письма читателей
Допустимо ли поклоняться Богу в танцах
Вольфганг Бюне
Недавно в нашей церкви (ФРГ) организовали молодежную танцевальную группу поклонения. Объяснили тем, что в Израиле в старозаветные времена тоже танцевали. Так как вся церковь одобряет танцы, я себя спрашиваю, не ошибаюсь ли я, отклоняя их.
М. К.
Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу сначала разъяснить значение танца и поклонения в Библии.
ТАНЦЫ, ИЛИ ЛИКИ В БИБЛИИ
В Ветхом Завете описываются различные ситуации, в которых израильтяне танцевали. Пройдя через Чермное море и увидев гибель фараона и его войска, израильские женщины танцевали во главе с Мариамью (Исх. 15:20). В этом случае танец – выражение радости и благодарности. Аналогично поступают после победы над Голиафом и филистимлянами израильтянки, встречая с пением и плясками царя Саула. Наверное, и танец царя Давида перед ковчегом завета (2 Цар. 6:14) относится к этой категории. Поэтому неудивительно, что в некоторых псалмах встречаются воззвания к израильтянам прославлять Бога с ликами (хороводами; Пс. 149:3).
Но и врагов народа Божьего мы встречаем за едой, питьем и танцем «по причине великой добычи» (1 Цар. 30:16). Здесь это амаликитяне, которые по-своему, может быть, под воздействием алкоголя, выражали свою радость. В книге Исход, 32, мы читаем о знакомом всем танце вокруг золотого тельца, когда царили застолье и увеселения, и все это, конечно, под девизом: «Праздник Господу!»
На горе Кармил пророки Ваала, видимо, тоже танцевали: «они скакали у жертвенника» и кололи себя ножами и копьями. Этот танец в экстазе был, по-видимому, одной из форм заклинания идолов (3 Цар. 18:26).
Танцевала дочь Иродиады (Мф. 14:6). Ее танец так заворожил Ирода, что он дал ей легкомысленное обещание, которое стоило Иоанну Крестителю головы.
Веселились отец и весь дом его при возвращении блудного сына (Лк. 15:25). В этом случае ясно выражена радость.
ТАНЦЫ В ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
В языческих религиях танцы имеют большое значение. Так, например, знакомы танец смерти, танец плодородия, танцы дервишей, переходящие в исступление танцы шаманов и чародеев, практиковавших их как заклинание.
ТАНЦЫ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ
Ранний этап... Церковь находилась под влиянием языческих культов. Этим можно объяснить проникновение танцев в христианство. В 680 году, после длившихся десятилетиями споров, танцы были запрещены. В те времена верующие разделяли мнение Августина о дьявольской сущности танца. Среди кальвинистов, пуритан и пиетистов танцы всегда были закляты, и только в последние годы харизматы опять начали танцевать во время богослужения, а за ними и евангелические церкви.
ПОКЛОНЕНИЕ
Поклонение – одна из центральных тем Библии, которую нельзя описать несколькими предложениями. Поклонение всегда является реакцией на откровение Божие, которое заключает в себе почтение и поклон (Мф. 2:2, 11; Ин. 9:38).
Приведу несколько цитат из книги «Поклонение» А. П. Гиббса: «Поклонение – это льющаяся через край благодарность сердца, чувствующего Божью милость»; «Поклонение – это сосредоточение внимания на Самом Боге, а не собственных потребностях и благословениях»; «Поклонение – это излияние сердца, успокоившегося присутствием Бога».
ТАНЕЦ ПОКЛОНЕНИЯ
Если в наше время танцевальные группы поклонения становятся модными, то это в лучшем случае возвращение к старозаветным представлениям о богослужении, рассчитанном на восприятие органами чувств: осязанием, обонянием, зрением и слухом.
Объяснять танцы поклонения старозаветными текстами так же бессмысленно, как оправдывать законом истребление врагов Божиих мечом. В псалме 149 мы встречаем воззвание к прославлению Бога с ликами, а также к истреблению врагов Божиих мечом.
Я опасаюсь, что танцы в богослужении – это возвращение к языческим представлениям и обрядам, с помощью которых считается возможным вызвать присутствие Божие или действие Духа Святого. Заставляет задуматься тот факт, что именно в тех кругах практикуются танцы поклонения, где считается возможным дать свободу действия Святому Духу повелением или просьбой: «Дух Святой, приди!»
Богослужения нашего времени все больше становятся развлекательными мероприятиями, где, конечно, и аплодируют удачным выступлениям, где центральное место занимает не истинное поклонение, а набожные чувства и личные переживания.
Итак, вы не одиноки в вашем отрицательном отношении к танцам на богослужениях, и я желаю вам мудрости, чтобы духовно решить эту проблему в вашей церкви.
Перевод с немецкого Герты Зиберт