+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2000 г.

Спящий на верху мачты

Александр Штульман

«ЕСЛИ ИЗУЧАТЬ ПРОБЛЕМУ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ, МОЖНО ПРИЙТИ К ПОНИМАНИЮ ПРИЧИН МИРОВОЙ КАТАСТРОФЫ».

Корр. Человек привыкает ко всему, и лично у меня сложилось впечатление, что наше общество капитулировало перед наркоманией и алкоголизмом, привыкло к ним и делает вид, что ничего страшного не происходит... Существует ли статистика, которая показала бы нам масштабы поражения?

А. Ш. Учитывая данные, которые приводились в разных источниках в разное время, можно заключить следующее: около 40 процентов взрослого населения больны алкоголизмом и наркоманией; пробовали наркотики 80 процентов подростков (эти данные примерно одинаковы для всех стран СНГ). Опасность в том, что из ста человек, употребляющих наркотики, зависимыми становятся девяносто...

Существует еще одно понятие, которое является более всеобъемлющим, чем сама зависимость. Оно связано с негативными изменениями взглядов на жизнь, самой жизни родственников наркоманов и алкоголиков. Тем, кто постоянно живет рядом с больными химической зависимостью людьми, угрожает опасность потерять себя и стать зависимыми от внутреннего состояния алкоголика или наркомана. Это СОЗАВИСИМОСТЬ. Есть мнение, что на каждого наркомана и алкоголика приходится 3–4 созависимых. Получается, что все мы больны, или, как говорил Джон Бейнс, все мы инвалиды...

Корр. Это позволяет нам наглядно убедиться в том, что мы живем в больном обществе, и наполняет само понятие «больное общество» конкретным содержанием...

А. Ш. Да, но при этом не мешает все же задуматься, является ли оно больным, потому что большинство наших сограждан зависимы и созависимы от химических веществ, или же наши сограждане стали зависимыми и созависимыми от наркотиков и алкоголя, поскольку живут в больном обществе. Это напоминает мне высказывание моего учителя: если изучать химическую зависимость, можно прийти к пониманию причин мировой катастрофы...

Корр. Наверное, общество, в котором были разрушены его тысячелетние духовные основы, просто не может быть здоровым? Поэтому нынешняя алконаркоманизация стран бывшего Союза является логическим следствием безбожия и одновременно причиной болезни общества?

А. Ш. Несомненно. То, что духовные причины химической зависимости стоят на первом месте и являются основными, для меня бесспорно. Однако взятая на вооружение специалистами био-, психо-, социо-, духовная модель болезни учитывает, что явствует из названия, и другие аспекты: биологический, психологический и социальный. Подчеркиваю – болезни. К сожалению, бытует мнение, что люди, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, – просто порочные, недостойные члены общества, а может быть, и ненормальные. Даже называя их состояние болезнью, мы как к болезни часто к ней не относимся, о чем свидетельствуют принимаемые государством законы, которые ущемляют права этих людей. Или взять пример недавнего прошлого – насильственные методы лечения, ничего не дававшие, воинственные общества трезвости, которые боролись с теми, кто пьет...

Тем не менее медицина однозначно считает химическую зависимость болезнью, развитие которой находится вне воли человека, чему существует немало доказательств. В процессе употребления алкоголя или наркотиков происходят изменения на биологическом уровне, что проявляется в наследственности. Установлено, например, что дети больных химической зависимостью в 4 (!) раза чаще болеют алкоголизмом и наркоманией. Сегодня реализуется накопившийся наследственный потенциал болезни, нация деградирует, а в нашем обществе продолжают говорить, что надо создавать культуру «пития». Но в том-то и дело, что культура «пития» у нас развита невероятно, а вот культуры «непития» нет вовсе...

Большинство традиционных методов лечения направлено на то, чтобы человек прекратил употребление вещества, от которого он зависит. А как ему жить, не имея средств адаптации, если душа остается пустой?.. Поэтому программу «Двенадцать шагов» я считаю наиболее успешно решающей эту проблему, эффективность лечения по ней доказана во всем мире. Суть ее в том, что человек признает не только свое полное бессилие перед алкоголем или наркотиками, но и то, что без помощи высшей силы ему не вырваться...

Корр. И он учится взаимодействовать с Богом в деле своего освобождения, ибо Господь, как известно из Евангелия, тоже заинтересован в этом. Он пришел «отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18).

Александр Давидович, Вы пять, я шесть лет ничего, как говорится, не употребляем, не курим, но при этом я считаю себя исцеленным Господом, а Вы – выздоравливающим...

А. Ш. По медицинскому определению, болезнь химической зависимости – алкоголизм и наркомания – является болезнью неизлечимой, хотя это отнюдь не значит, что человек обречен «употреблять», пока не погибнет. Мы можем сравнить это с сахарным диабетом или аллергией. Если больной не употребляет аллергена или сахара, он может жить, но здоровым от этого, заметьте, он не становится. Для алкоголика его «аллерген» крайне опасен. Так все начинается: после паузы трезвости, как только больному покажется, будто он здоров, психика срабатывает таким образом, что «немножко выпивать можно». Он пробует – и летит в пропасть запоя... Поэтому вводится другое понятие: не «исцеление», а «выздоровление» как процесс... И оно связано с исследованием себя и изменением своей жизни после прекращения употребления «аллергена» по программе «Двенадцать шагов». Поэтому я считаю себя выздоравливающим алкоголиком и наркоманом.

Корр. Понимаю Вас, но если я рожден во Христе, стал Его новым творением, то мне не нужны больше никакие допинги. Я не хочу и не буду больше экспериментировать с «немножко можно». Я избавлен от самой потребности в этом, потому что боюсь. Боюсь нарушить мои отношения с Богом, потому что хорошо знаю, как даже незначительная доза алкоголя затуманивает сознание, хотя, если быть до конца откровенным, срыва боюсь тоже. Но, с другой стороны, Вы, наверное, не будете отрицать, что Господь в силе обновить меня и биологически?..

А. Ш. Без сомнений. И случаи исцеления есть. Но мне знакомы также многие, которые пытались решить подобные проблемы за счет Бога, подчеркиваю, не с Богом, а за счет Бога, и... безуспешно. Они рассчитывали, что Он все за них сделает. Но идти-то мы должны сами. Без участия человека ничего не происходит. Господь не отнимает у нас свободную волю и после покаяния: пить или не пить, колоться или нет. Да, Он показывает человеку, что мы способны существовать без алкоголя и наркотиков, поддерживает нас на пути трезвости, но нужно хотеть освободиться, нужно прилагать усилия, нужно идти...

Корр. Безусловно, свободную волю Господь не отнимает, но новый человек, рожденный Святым Духом, не способен делать то, что неугодно Богу... Тем не менее я не могу отрицать очевидное, чему сам не раз был свидетелем: среди обратившихся к Богу «зависимых» не так уж редко случаются срывы. Поэтому программа «Двенадцать шагов» как программа духовного роста, учитывающая особенность болезни и объединяющая этих людей для столь необходимого им доверительного общения и взаимоподдержки, весьма актуальна, полезна и в чем-то незаменима, особенно если она используется в христианских группах. Ибо мне как христианину трудно принять то, что Бог в ней представлен безликой, хотя и высшей силой. На мой взгляд, это отдаляет людей от Христа, имя Которого, Иисус, означает Спаситель...

А. Ш. Лично мое мнение. Программа «Двенадцать шагов» благословенна Богом. Она позволяет приблизиться к Нему даже атеистам, потому что, посещая группу, они не могут не видеть, что существует Сила, превышающая их собственную. Причем она не противоречит христианскому учению, что признано служителями разных христианских конфессий. В свое время, когда я понял, что бессилен справиться со своей болезнью, я начал искать подходы к Богу как высшей силе, которая может помочь мне. Это теперь я понимаю, что обращался к Иисусу Христу. Поверьте, не всякий алкоголик или наркоман готов к восприятию христианства, иногда они очень далеки от него. Поэтому я говорю тем, кто приходит в группу: «Ты пришел в группу, сделал первый шаг, и это пока все, что от тебя требовалось».

Корр. Думаю, на практике могут применяться разные методы. Важно идти к погибающим, ведь и Христос «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Меня до сих пор не оставляет чувство горечи от того, что я увидел недавно в «Новостях». Напуганные слухами о повышении цен на водку, люди выстроились в забытые всеми очереди, брали зелье в запас, хватали ящиками, а известный депутат Госдумы Шохин бросил в телекамеру: «Пили, пьем и будем пить!» Водка по-прежнему управляет народом. Правда, с другой стороны, прочел сообщение в прессе, что в Украине 9 процентов населения – трезвенники. Уверен: это христиане.

А. Ш. Это свидетельствует также о том, что идет выздоровление «спящих на верху мачты», как поразительно точно называет алкоголиков Библия.

Корр. Слава Богу!

Архив