Вера и Жизнь 4, 2003 г.
- Битва за сердце
- Препятствия на пути к Богу
- Львиные челюсти и употребление усилий
- Добро пожаловать в царство Христа!
- Граница в сердце
- Благословения над обрывом
- Разрушения на Храмовой горе
- Путник (новелла)
- Об иудействующей ереси, фарисействе и «евангельском» старообрядчестве
- Христианка
- С миссионерских полей
- Теперь я не тот
- Страх или любовь?
- Освобождение
- Письма читателей
Христианка
Семен Надсон
«Руслан и Людмила» А. Пушкин Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. I Спит гордый Рим, одетый мглою, В тени разросшихся садов; Полны глубокой тишиною Ряды немых его дворцов; Весенней полночи молчанье Царит на сонных площадях; Луны капризное сиянье В речных колеблется струях. И Тибр, блестящей полосою Катясь меж темных берегов, Шумит задумчивой струею Вдаль убегающих валов. В руках распятие сжимая, В седых стенах тюрьмы сырой Спит христианка молодая, На грудь склонившись головой. Бесплодны были все старанья Ее суровых палачей: Ни обещанья, ни страданья Не сокрушили веры в ней. Бесчеловечною душою Судьи на смерть осуждена, Назавтра пред иным Судьею Предстанет в небесах она. И вот, полна святым желаньем Все в жертву небу принести, Она идет к концу страданья, К концу тернистого пути... И снятся ей поля родные, Шатры лимонов и дубов, Реки изгибы голубые И юных лет приютный кров; И прежних мирных наслаждений Она переживает дни, Но ни тревог, ни сожалений Не пробуждают в ней они. На все земное без участья Она привыкла уж смотреть; Не нужно ей земного счастья, Ей в жизни нечего жалеть. Полна небесных упований, Она, без жалости и слез, Разбила рой земных желаний И юный мир роскошных грез, И на алтарь Христа и Бога Она готова принести Все, чем красна ее дорога, Что ей светило на пути. II Поднявшись гордо над рекою, Дворец Нерона мирно спит; Вокруг зеленою семьею Ряд стройных тополей стоит; В душистом мраке утопая, Спокойной негой дышит сад; В его тени, струей сверкая, Ключи студеные журчат. Вдали зубчатой полосою Уходят горы в небеса, И, как плащом, одеты мглою Стоят священные леса. Все спит. Один Альбин угрюмый Сидит в раздумье у окна... Тяжелой, безотрадной думой Его душа возмущена. Враг христиан, патриций славный, В боях испытанный герой, Под игом страсти своенравной, Как раб, поник он головой. Вдали толпы, пиров и шума, Под кровом полночи немой, Все та же пламенная дума Сжимает грудь его тоской. Мечта нескромная смущает Его блаженством неземным, Воображенье вызывает Картины страстные пред ним. И в полумгле весенней ночи Он видит образ дорогой, Черты любимые и очи, Надежды полные святой. III С тех пор, как дева молодая К нему на суд приведена, Проснулась грудь его немая От долгой тьмы глухого сна. Разврат дворца в душе на время Стремленья чистые убил, Но свет любви порока бремя Мечом карающим разбил; И, казнь Марии изрекая, Дворца и Рима гордый сын, Он сам, того не сознавая, Уж был в душе христианин. И речи узницы прекрасной С вниманьем жадным он ловил, И свет великий веры ясной Глубоко корни в нем пустил. Любовь и вера победили В нем заблужденья прежних дней И душу гордую смутили Высокой прелестью своей. IV Заря блестящими лучами Зажглась на небе голубом, И свет огнистыми волнами Блеснул причудливо кругом. За ним, венцом лучей сияя, Проснулось солнце за рекой И, светлым диском выплывая, Сверкает гордо над землей... Проснулся Рим. Народ толпами В амфитеатр, шумя, спешит, И черни пестрыми волнами Цирк, полный доверху, кипит. И в ложе, убранной богато, В пурпурной мантии своей, Залитый в серебро и злато, Сидит Нерон в кругу друзей. Подавлен безотрадной думой, Альбин, патриций молодой, Как ночь, прекрасный и угрюмый, Меж них сияет красотой. Толпа шумит нетерпеливо На отведенных ей местах, Но подан знак, и дверь визгливо На ржавых поддалась петлях, И, на арену выступая, Тигрица вышла молодая... Вослед за ней походкой смелой Вошла с распятием в руках Страдалица в одежде белой, С спокойной твердостью в очах. И вмиг всеобщее движенье Сменилось мертвой тишиной, Как дань немого восхищенья Пред неземною красотой. Альбин, поникнув головою, Весь бледный, словно тень, стоял... И вдруг пред стихнувшей толпою Волшебный голос зазвучал: V «В последний раз я открываю Мои дрожащие уста: Прости, о Рим, я умираю За веру в моего Христа! И в эти смертные мгновенья, Моим прощая палачам, За них последние моленья Несу я к горним небесам. Да не осудит их Спаситель За кровь пролитую мою, Пусть примет их святой Учитель В свою великую семью! Пусть светоч чистого ученья В сердцах холодных Он зажжет И рай любви и примиренья В их жизнь мятежную прольет!..» Она замолкла – и молчанье У всех царило на устах; Казалось, будто состраданье В их черствых вспыхнуло сердцах... . . . Вдруг на арене, пред толпою, С огнем в очах предстал Альбин И молвил: «Я умру с тобою... О Рим, и я христианин...» Цирк вздрогнул, зашумел, очнулся, Как лес осеннею грозой, И зверь испуганно метнулся, Прижавшись к двери роковой... Вот он крадется, выступая, Ползет неслышно, как змея... Скачок – и, землю обагряя, Блеснула алая струя... Святыню смерти и страданий Рим зверским смехом оскорбил, И дикий гром рукоплесканий Мольбу последнюю покрыл. Глубокой древности сказанье Прошло седые времена, И беспристрастное преданье Хранит святые имена. Простой народ тепло и свято Сумел в преданье сохранить, Как люди в старину когда-то Умели верить и любить!.. 1878 г.
Семен Яковлевич Надсон родился в 1862 году. Мать его происходила из русской дворянской семьи Мамонтовых; отец – еврейского происхождения. Он был чиновником, даровитым и очень музыкальным. Умер он, когда Семену было 2 года. В 1872 году Семена Надсона отдали пансионером во Вторую военную гимназию, курс которой он и окончил. Затем он поступил в Павловское военное училище. На ученьях он простудился. Врачи констатировали начало чахотки, и его на казенный счет отправили в Тифлис, где он провел год. В 1882 году Надсон, уже подпоручиком, поступил в Каспийский полк, расположенный в Кронштадте.
Военная служба очень тяготила его, и он при первой возможности вышел в отставку (1884 г.). Несколько месяцев Семен Надсон был секретарем редакции «Недели», но вскоре болезнь резко обострилась, и друзья поэта, при содействии Литературного фонда, отправили его сначала в Висбаден, потом в Ниццу. Ни теплый климат, ни две мучительные операции на ноге из-за туберкулезной фистулы, которые ему сделали в Берне, ни к чему не привели, и летом 1885 года друзья решили отвезти его назад в Россию. Медленно угасая, он прожил еще около полутора лет, сначала в Подольской губернии, затем под Киевом и наконец в Ялте, где и умер 19 января 1887 года.
Идеал Надсона – Христос:
«Мой Бог – Бог страждущих, Бог, обагренный кровью, Бог – Человек и Брат с небесною душой, И пред страданием и чистою любовью Склоняюсь я с моей горячею мольбой».
Определение своей поэзии сам Надсон дал в стихотворении «Грезы»:
«Я плачу с плачущим, Со страждущим страдаю И утомленному я руку подаю».
В этих словах заключается и определение места Надсона в русской поэзии.