Вера и Жизнь 4, 2003 г.
- Битва за сердце
- Препятствия на пути к Богу
- Львиные челюсти и употребление усилий
- Добро пожаловать в царство Христа!
- Граница в сердце
- Благословения над обрывом
- Разрушения на Храмовой горе
- Путник (новелла)
- Об иудействующей ереси, фарисействе и «евангельском» старообрядчестве
- Христианка
- С миссионерских полей
- Теперь я не тот
- Страх или любовь?
- Освобождение
- Письма читателей
Львиные челюсти и употребление усилий
Сергей Конторович
Что имел в виду Павел, когда говорил: «По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе...» (1 Кор. 15:32)?
Александр
Апостол Павел употребляет здесь слово «боролся», которое использовалось для описания боев гладиаторов. В Римской империи в ка-честве развлечения широкое распространение получили гладиаторские бои на аренах амфитеатров, а также бои с дикими зверями. Практиковались последние и как разновидность казни. Апостол упоминает о некоей ужасной опасности в Азии (2 Кор. 1:8–10), а также о чудесном избавлении из «львиных челюстей» (2 Тим. 4:16–17). Это наводит на мысль, что апостолу действительно пришлось бороться со зверями на арене и что Господь чудесным образом избавил его. Об этом повествует и древнее предание, которое утверждает, что звери не тронули Павла.
Однако некоторые толкователи не согласны с этой точкой зрения, аргументируя это тем, что Павел был римским гражданином, а римских граждан не заставляли бороться на аренах. Придерживаясь этой точки зрения, можно предположить, что Павел просто использует такой оборот речи (метафору), чтобы подчеркнуть весь ужас своего тогдашнего положения и опасность, которой он подвергался. Апостолу действительно грозила опасность в Ефесе, где существовал открытый театр, на арене которого происходили не только бои гладиаторов, но и различные собрания и судилища. В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что во Втором послании к Тимофею (4:14–18), где говорится об избавлении «из львиных челюстей», апостол упоминает и некоего Александра-медника, который много сделал ему зла и сильно противился Павловой проповеди. А в книге Деяния апостолов (19:33) написано, что в Ефесе Александр был главным оппонентом Павла.
Какая точка зрения верна, выяснить теперь невозможно. Но на понимание главной мысли апостола это не влияет. Павел пишет верующим в Коринфе о том, что воскресение Иисуса Христа – реальность, и выражает уверенность в том, что верующий в Христа, если и умрет, оживет. В этом источник силы христианина перед лицом любой, даже смертельной, опасности.
О какой силе и о каких усилиях идет речь в Евангелии от Матфея, 11:12?
Ирина
Речь идет о словах Иисуса Христа: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его».
Существует несколько толко-ваний этих слов Иисуса Христа.
Первое. Эти слова понимаются как необходимость личных усилий верующего для получения спасения. Часть церкви верит, что спасение даровано потенциально и от человека, принимающего благодать, требуются личные усилия, в которых благодать Божья дает силу прилагающему усилие. Однако удостовериться в том, что человек будет спасен, можно будет только после смерти, на суде.
Второе. Для понимания этих слов предлагается обратиться к исходному тексту, написанному по-гречески, и обратить внимание на то, что слово «берется» можно употребить и в смысле агрессии, а контекст говорит о том, что Иоанн Креститель был схвачен и посажен в темницу и жена царя добивалась его смерти. В этом случае можно сделать вывод, что Царству Небесному постоянно угрожают силы тьмы.
Лично мне оба толкования кажутся натянутыми. Первое – по той причине, что слишком ясно и однозначно Писание учит о спасении ТОЛЬКО по благодати. Добрые дела христианина не могут являться основанием для спасения, поскольку являются следствием спасения и действием Святого Духа в спасенном. Таким образом, вся слава принадлежит Богу (Еф. 2:9–10). То же и о суде над христианином (Ин. 5:24).
Второе же толкование, хотя и избегает проблем первого, но, кажется, вступает в противоречие с самим текстом, который говорит о том, что «употребляющие усилие восхищают его».
Третье толкование этого текста представляется мне более удовлетворительным.
Царство Небесное характеризуется в первую очередь тем, что в нем царствует Бог. Речь идет не о том, что Бог является формальным правителем, которому подданные могут подчиняться, а могут и пребывать в некоей оппозиции, как это бывает в земных государствах. Речь идет о Божьем правлении, которое начинается не с видимого восхождения на трон Царя всех царей, а с того, что некто внутри себя подчинился Его правлению. Именно это имеет в виду Иисус, когда говорит, что «не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: „Вот, оно здесь“ или: „Вот, там“. Ибо вот, Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:20–21). Речь идет о совершенно конкретной ситуации. Израиль – теократическое государство. Любой израильтянин может считать себя принадлежащим Царству Божьему, поскольку он принадлежит государству, в котором царь – Бог, и Его храм стоит в столице государства. Но Иисус говорит, что суть Божьего правления в нашем личном послушании Богу, а не в принадлежности к той или иной религиозной группе.
Так вот, ни один невозрожденный человек не может исполнять волю Божью и принадлежать Царству Небесному (Рим. 8:8). Но христианин, возрожденный благодатью Божьей к новой духовной жизни, может исполнять волю Божью и к Царству Небесному принадлежит. Только достигается это послушание Духу не автоматически, а через борьбу и победу над плотью. Всякий христианин знает, что послушание Богу требует от него постоянных усилий, и прилагает их. Об этом много пишет апостол Павел в своих посланиях (Рим. 6:14–22 и 8:10–14; Гал. 5:16–17). Подобное пишет и апостол Петр (2 Пет. 1:4–7).
Таким образом, мысль, выраженная в данном отрывке, предельно проста и перекликается с тем, что сказано Господом и Его апостолами в других местах Священного Писания. Чтобы быть послушным Богу, надо прилагать усилие.
Сергей Конторович
директор миссии «Свет на Востоке» в Санкт-Петербурге