Вера и Жизнь 5, 2004 г.
- Единство: недостижимая цель или реальность?
- Единодушие
- Только любовь
- «Комсомольская стройка»
- По следам публикаций
- Новые имена
- Свобода общения
- Имя мое занес в книгу жизни
- Наташа
- Единство – это не просто мечта
- Я попросил его войти в мою жизнь
- Конфессии создали люди...
- Через тридцать лет
- Из поэтических тетрадей
- Бог знает нужды своих детей
- Единство
- Молитесь о них
Через тридцать лет
Вальдемар Цорн
Прочитал в газете, что умер священник Дмитрий Дудко. Мне очень грустно стало. Особенно оттого, что в последние свои годы он имел очень странные взгляды и писал, на мой взгляд, странные статьи. Например, о том, что Иосиф Сталин был верующим человеком.
Эти статьи меня очень огорчали. Я не мог поверить (хотя знал, что священника Дмитрия Дудко «сломали» в свое время), что автор этих статей – тот же самый человек, беседами которого я зачитывался в мои молодые годы. Приведу только несколько ответов Дмитрия Дудко из его бесед со слушателями, которые он проводил, служа в Никольском храме, что у Преображенского кладбища в Москве.
Его беседы, собранные в книгу под названием «О нашем уповании», были изданы нашей миссией в 1974 году.
Эти беседы научили меня любить и уважать верующих вне зависимости от их церковной принадлежности. Я очень благодарен Богу за мужество и труд Дмитрия Дудко в тяжелые семидесятые годы прошлого столетия.
Вальдемар Цорн
Вопрос: У нас у всех Бог один, а почему так много вер? Даже среди христиан есть разные веры: православная, католическая, протестантская и так далее. Какая же вера все-таки самая правильная?
Ответ: Да, у всех нас Бог один, но верим мы в Него по-разному. Потому что мы грешные и заблудились. Когда заблудятся люди, они по-разному ищут выход. Но выход только один – к Богу. Раз ищут Бога – значит, хорошо. Плохо, когда не ищут. В каждом таком искании есть своя правда. И счастлив тот человек, который найдет самый верный выход, самую верную веру. Это большое счастье.
На инаковерующих нельзя смотреть свысока. Тот, кто кичится своей верой, тот неверующий. Настоящий верующий с уважением и любовью относится к другим.
Вопрос: Что такое религиозный фанатизм?
Ответ: Религиозный фанатизм – это узость взглядов, это слепая уверенность в своей правоте, нежелание прислушаться к другому мнению, нетерпимость по отношению к другим. Если не бороться с религиозным фанатизмом, то он перерастает в такой недостаток, когда становится «прелестью», а прелесть – это уже страшная вещь. В основе прелести лежит непомерная гордость, а гордым, как известно, Бог противится. Для избавления от прелести нужны уже будут такие средства, которые не каждый имеет. Нужно бороться с религиозным фанатизмом, и успешной будет борьба лишь тогда, когда человек будет полагаться не на свои только силы, но будет стремиться к смирению, к помощи Божией. Это предостережет от прелести.
Но хочу сразу заметить, что иногда неверующие всякого верующего называют фанатиком. Это только указывает на то, что в данном случае фанатик именно неверующий, потому что он не терпит никаких доводов верующих, а иногда фанатиками называют просто убежденных людей. Убежденность – это не фанатизм, убежденность – это уверенность человека в том, что он делает. Без такой уверенности человек, как говорится, «без руля и без ветрил», флюгер, который клонится в ту сторону, куда дует ветер.
Так что есть две крайности – религиозный фанатизм и беспринципность. Иногда по недоразумению последнее называется широкостью, терпимостью.
Вопрос: Нам не совсем ясно: в прошлый раз Вы говорили, что всякая вера может быть спасительной, но тогда почему мы говорим, что православная вера самая правильная? Неужели ошибались святые отцы, что называли православную веру самой правильной?
Ответ: От этого вопроса веет некоторым фанатизмом и начетничеством. Говоря о спасительности всякой веры, я тем самым вовсе не пытался умалить православную веру, я только хотел предостеречь от неразумной самоуверенности, что я вот, мол, принадлежу к православию – значит, я на самой верной дороге, а кто не принадлежит к православию, тот обречен на гибель. Можно ведь формально быть и православным, но погибнуть еще скорее того, кто принадлежит к другой вере.
Православие – это радость от приобретенной истины, и настоящий православный всегда с любовью смотрит на других. А если принадлежность к православию сопровождается раздражением к инакомыслящим, то в таком случае нужно поставить под сомнение принадлежность к православию. Радуйся о том, что ты православный, но не смотри на других так, будто они все заблудшие.
Всех нас будет судить Бог, и предоставим Ему такой суд. Святые отцы не ошибались, но из православия они не делали свою привилегию.
Вопрос: Можно ли православным посещать храмы католические, протестантские? Можно ли бывать у баптистов?
Ответ: Если ответить одним словом, то скажу: можно. Но тут возникает «но» – с какой целью? Если с целью побольше узнать и понять – можно, но если в этом проявляется безразличие к своему православному храму (все равно, где бывать), то в таком случае нельзя. Значит, человек не тверд в вере, и ему нужно прежде всего как следует понять свой храм.