Вера и Жизнь 5, 2004 г.
- Единство: недостижимая цель или реальность?
- Единодушие
- Только любовь
- «Комсомольская стройка»
- По следам публикаций
- Новые имена
- Свобода общения
- Имя мое занес в книгу жизни
- Наташа
- Единство – это не просто мечта
- Я попросил его войти в мою жизнь
- Конфессии создали люди...
- Через тридцать лет
- Из поэтических тетрадей
- Бог знает нужды своих детей
- Единство
- Молитесь о них
Единство – это не просто мечта
Георгий Подворный
Беседа с председателем Евангельского Альянса Германии Петером Штраухом о духовном единстве в Альянсе
– Какое духовное видение руководит Альянсом сегодня?
– Ответить на этот вопрос можно в двух словах. Люди, исповедующие Иисуса Христа своим Спасителем и Господом, связаны друг с другом – хотят ли они этого или не хотят, нравятся ли и близки ли они друг другу или нет. Ведь в 17-й главе Евангелия от Иоанна Иисус имеет в виду не какую-то отдельную церковь, а всех верующих, к какой бы церкви они ни относились. Мы, Евангельский Альянс, видим нашу ответственность в том, чтобы эта реальность приобрела живую форму.
– Относится ли 17-я глава Евангелия от Иоанна к библейским основам Альянса?
– Несомненно. Хотя эта глава не приводится эксплицитно в вероисповедной основе Евангельского Альянса. Там речь идет о главном содержании Слова Божьего и о том, что делает нас христианами. Но в 1846 году 17-я глава Евангелия от Иоанна, несомненно, послужила важным толчком к основанию Евангельского Альянса.
– Где Вы на практике, в рамках Альянса, встречаетесь с этим?
– Реальность 17-й главы Евангелия от Иоанна я переживаю на многих встречах. Уже более 30 лет я несу служение руководителя и проповедника, при этом я встречаюсь со многими христианами разных деноминаций, отличных от той, к которой принадлежу я. Однако в их присутствии я с восторгом чувствую: вот оно – единство, которое невозможно описать словами. Хотя это люди, чужие мне, иногда даже очень чуждые по своим традициям благочестия. Этот опыт, переживаемый мной в общении с христианами как в нашей стране, так и за границей, формирует меня.
– Вы говорите: «Единство – это нормальное явление». Насколько сегодня единство – действительно нормальное явление?
– Оно и должно быть нормальным явлением. Но: единство во Христе не означает однообразность и одинаковость, скажем, в богослужении или во внешней форме веры. Мы должны открыть в единстве богатство различных даров, типов, биографий, форм выражения. Поняв это, мы примем отличие брата или сестры скорее как дополнение. Это весьма существенно.
– Но может ли большая часть христиан в церквах, поддерживающих Альянс, сказать: «Мы входим в Альянс и живем в единстве как братья и сестры во Христе, несмотря на различия»?
– Не думаю, что это так однозначно. Евангельский Альянс не может и не хочет быть заменителем обязательной жизни в поместной церкви или деноминации, где такие целевые высказывания скорее имеют место. Но мы хотим служить толчком в этом направлении. Произнося молитву (17-я глава Евангелия от Иоанна), Иисус имел в виду всех верующих в Него.
– Духовное единство – это основная ценность, но оно и воздействует на окружающих: «...да уверует мир». Вы хотите сделать церкви более чувствительными к их общей миссионерской ответственности?
– Да. Причем наша работа в Альянсе начинается уже на более раннем этапе. То, как люди из разных церквей и традиций благочестия обращаются друг с другом, воздействует на окружающих, независимо от миссионерских проектов. Если, например, ученики из разных церквей совместно выступают на школьном богослужении или если на заводе, на улице совершенно разные люди, христиане, с любовью относятся друг ко другу, то здесь уже в большой мере претворяется в жизнь то, что имел в виду Иисус.
– Как живое единство может выражаться в общественной жизни?
– Во многих местах на городском уровне в течение года проводятся регулярные молитвенные встречи, на которых христиане молятся о своем городе – не в рамках отдельной церкви, а в рамках Евангельского Альянса. Иногда они связываются с коммунальными политиками и спрашивают: «Есть ли у вас какие-то конкретные нужды? Мы хотели бы помолиться о них и о вас». Или они молятся о вещах, которые важны им самим в отношении их города. Так голоса разных христиан слышатся в общественной жизни как единый голос.
– Единство – это, конечно, хорошо. Но как быть с богослов-скими различиями? Эти вопросы как-то разрешаются или просто сглаживаются?
– Честно говорить о единстве можно только, назвав и его базис. А этот базис имеет не только широкое пространство, но и границы. Для того чтобы видеть, где проходят границы, нельзя смотреть на свое собственное благочестие, а нужно спросить Библию. А там четко говорится: каждый, верующий в Иисуса Христа и следующий за Ним, – христианин.
То есть для меня важно конкретно описать, что делает человека христианином. Не нужно начинать с богословских различий, нужно точно, правильно с точки зрения экзегетики, спросить: в чем состоит наше единство, что объединяет нас? Согласно Библии, это – принадлежность к одному Господу Иисусу Христу!
Выяснив эту основу, можно перейти к следующему шагу и говорить о том, что нас разделяет, в чем состоят богословские различия. Это тоже важно. Если мы собираемся сотрудничать в одном городе, то нужно выяснить и эти вопросы. Что можно поставить на общую платформу, а что – нет? Чем более открыто и более честно мы будем обращаться друг с другом, тем скорее мы сможем говорить и о том, что нас разделяет. Разделяющие моменты необязательно прекратят наше сотрудничество, если они не относятся к платформе общего, объединяющего.
Но мне не нравится, когда христиане с самого начала говорят: «Я буду работать там только в том случае, если будет делаться акцент на то-то и то-то или если не будет упоминаться то-то и то-то». Тогда уже в самом начале будет создана такая большая напряженность, что живое единство станет практически невозможным.
– Где же проходят границы сотрудничества?
– Это невозможно объяснить теоретически, в оторванности от жизни. Руководство Евангельского Альянса тоже утверждает, что беседы на уровне страны не могут заменить беседы на местах.
Скажу только, чтобы указать направление. Например, в вопросе крещения существуют совершенно различные мнения. Конечно, нельзя полностью игнорировать эту тему. Однако это будет наверняка не самой удачной темой для совместного пути. Порой препятствием для сотрудничества становятся не столько богословские вопросы, сколько вопросы благочестия, вопросы стиля.
Итак, наша ответственность: открыто говорить друг с другом и выяснять, что мы можем делать совместно, а что – нет.
– Вы как-то пожаловались на тенденцию церквей к «отступлению» от движения Альянса. Мно-гие церкви смотрят только на себя и на свой рост...
– Да, причем на первый взгляд это вовсе не кажется негативным. Кто любит свою церковь и говорит: «Нам нужно делать все, чтобы достигать людей», тот, в принципе, прав. И Бог благословит эти начинания и даст плод.
Но я также убежден и в следующем. Если мы при всех наших духовных стараниях не понимаем, что Иисус – Господь всех христиан и что речь идет в первую очередь о росте народа Божьего, а не о собственной церкви, то мы потеряем и нашу духовную силу.
Очень важно рассматривать свой домашний кружок по изучению Библии, свою церковь как миссионерский инструмент и со всей ответственностью работать там. Но это ни в коем случае не должно иметь исключительный характер. Исключая других людей, мы сами себя заключаем в гетто и со временем переживем духовную смерть.
Кстати, есть контрольный измеритель того, важна ли нам вся семья Божия, не зациклились ли мы на нашей церкви: если мы больше не в состоянии радоваться росту другой церкви в нашем городе, то есть тому, что там пробуждается новая духовная жизнь и люди приходят ко Христу, то мы должны быть самокритичными и задуматься о нашей духовной позиции.
– Если в нашем городе деятельность Евангельского Альянса до сих пор не была такой активной, но в городе есть много активных церквей, то как будут выглядеть первые шаги в сторону единения?
– Если, читая 17-ю главу Евангелия от Иоанна, я понял (это первый шаг), что Иисус имеет в виду ВСЕХ, верующих в Него, в том числе за пределами моей церкви, тогда вторым шагом будет моя молитва о единстве всех верующих. Через познание я определю также и следующие шаги, которые мне нужно сделать.
Как пастор или ответственный служитель церкви я мог бы, например, пойти к людям в других церквах и спросить их: «Можем ли мы делать что-нибудь совместно, что-то, что соответствует нашему единству в Иисусе Христе?» Даже будучи рядовым членом церкви, я могу встречаться с христианами из других церквей – на семейном уровне или на уровне домашних кружков.
В общем, можно делать очень многое, если только имеешь видение, что все, верующие в Иисуса Христа и следующие за Ним, – наши братья и сестры.
– Благодарю за беседу.
Вопросы задавал Георгий Подворный
Перевела Мария Винс