Вера и Жизнь 1, 2008 г.
- Прикоснуться к руке Отц
- Великий Бог
- Ода "Бог"
- Сам Бог послал тебя!
- Отче наш
- Я сердцем русский
- В Северном Судане найдены остатки древней христианской библиотеки
- Хотите, стихотворение прочту?
- Мечта
- Из поэтических тетрадей
- Небеса ожидают меня
- Ответ Христа
- Право на свидетельство
- Отче наш, сущий на небесах!
- Являя Божию любовь
- Вера и жизнь
- Молитесь о них
Отче наш
Ярл Пейсти
МОЛИТВА БОГУ
Вникая в молитву «Отче наш», я хотел бы остановиться на первых ее словах: «Отче наш, сущий на небесах!» Это слова высокого значения, вызывающие в нас святой трепет. При их произношении мы ясно представляем, с Кем мы имеем дело, к Кому приходим. Ибо мы находимся в присутствии Всемогущего Бога, Творца неба и земли, Того, Который наполняет Вселенную и все, что в ней. Да, Он и наш Отец, если мы сроднены с Ним через Сына Его Иисуса Христа. Но Он наш Небесный Отец, и поэтому мы должны приходить к Нему в смирении и с благодарением. Как часто люди говорят: «Я молюсь, молюсь, а результатов не ощущаю. Я остаюсь таким же, каким был до начала молитвы, а иногда чувствую себя даже более раздраженным после молитвы». Причиной этого является то, что в наших молитвах мы неправильно обращаемся к Богу. Мы спешим в Божье присутствие, думая только о себе, о своих трудностях, смущениях и нуждах, и... удивляемся, почему молитва для нас тягостна.
Эту ошибку сделал когда-то пророк Аввакум. Он начинает свою молитву с сетования, она вся наполнена жалобами. Он даже обвиняет Бога в несправедливости. Читаешь ее и невольно чувствуешь раздражительность, нетерпение и недовольство автора. Но, очевидно, Аввакум понял свою ошибку, и во второй главе его книги он пишет: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он (Бог) во мне и что мне отвечать по жалобе моей». Когда он обратился к Богу с благоговением, не спеша, желая узнать, что скажет ему Бог, то понял, что ему не на что больше было жаловаться Богу.
Или взять, к примеру, Иова. На протяжении всей книги он оправдывает себя. Ему казалось, что Бог поступил с ним несправедливо, и он, не стесняясь, жалуется, что не заслужил такого отношения к себе со стороны Бога. Несдержанно он выражал все свои обиды. Однако к концу книги, когда Бог открывает ему Свою славу, в нем происходит резкая перемена. Он говорит: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду».
Как ни странно, но начать молитву следует молчанием, с рукой на устах!
Никто не отрицает, что нужда наша не терпит промедления. Ее, кажется, никак нельзя отложить. Нам нужна немедленная помощь: «Господи, помоги, погибаем!» Так отчаянно наше положение. И тем не менее как бы ни была срочна наша нужда, мы должны положить руку на уста наши и помнить, к Кому мы обращаемся: мы приходим к нашему Отцу, не к земному, но к Отцу нашему на небесах!
ПРАВО НА МОЛИТВУ
Кто же имеет право так приходить к Богу? К Нему имеет доступ каждый человек, кто бы он ни был, пусть он будет самым окаянным грешником. Как бы ни была велика вина человека, путь к Богу ему всегда открыт. Но нельзя забывать, что этот доступ к Богу всегда условный. Мы должны прийти к Богу путем, Им установленным. Да, любой грешник имеет доступ к Богу, но путь к Нему лежит через Иисуса Христа. Написано, что никто не приходит к Отцу, как только через Сына Его.
Грешник не может обращаться к Богу как к Отцу: Бог ему вовсе не Отец, так как грешник не имеет сыновнего права. Только когда он верой в Сына Его, Иисуса Христа, принимает Его как своего личного Спасителя, тогда включается он в Божье семейство. Только те, которые покорились Христу, верой в Него стали детьми Божьими, могут обращаться к Богу как к Отцу. В Библии не сказано, что все мы – дети Божьи.
Вспомним, как наш Господь сказал некоторым религиозникам того времени, что они – дети дьявола, а не Авраама, как они о себе думали, то есть не дети Божьи. Только принявшим Его, Сына Божьего, верующим во имя Его дал Он власть или право быть чадами Божьими. Только те могут сказать «Отче наш», которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились.
Возрожден ли ты свыше? Если ты не имеешь свидетельства в самом себе, что ты от Бога рожден, то Бог тебе не Отец и ты не имеешь права обращаться к Нему как к Отцу. Но, мой друг, ты можешь сейчас встать на колени и воззвать к Богу о милости и прощении во имя Иисуса Христа, и Он тебя примет, помилует и простит. Может, мне кто-то возразит: «Но Вы ведь только что сказали, что мы должны приходить к Богу не торопясь, с рукою на устах». Это, дорогой мой друг, было сказано тем, которые уже стали детьми Божьими. Они приходят к Богу как к Отцу, а Он знает их нужды, прежде чем они обратятся к Нему с просьбой. Твое же дело не терпит промедления, ибо тебе сказано: «Сейчас время благоприятное, сейчас день спасения. Бог ныне велит людям покаяться». Если бы ты сейчас умер, не приняв Христа, то ты бы навеки погиб. Ни у кого нет гарантии, что он не умрет завтра или даже сегодня. Сказано: «Сейчас время благоприятное». Даже не сегодня, а сейчас.
Поэтому вся сила этой молитвы в первых двух словах: «Отче наш!» Можешь ли ты их сказать искренно, смело, с уверенностью и от всего сердца? Если так, тогда молитва эта принадлежит тебе. Какой ты привилегированный человек! Да, ты счастливейший из людей, так как Бог является твоим Отцом.
ОТЕЦ – БОГ НЕБА И ЗЕМЛИ
Но знаем ли мы, каким Отцом является наш Бог? У каждого из нас создалось свое мнение о значении слова «отец». Если ограничиться человеческим знанием и понятием, то наше мнение зависело бы от влияния того, каким был или является наш земной отец. Возьмем, к примеру, ребенка, у которого отец – пьяница. От него ребенок слышит только брань и никогда ни одного ласкового слова. Об отцовской силе он может судить по дракам, которые он видел, и чувствовать по побоям, которые он от него получает. Его папа пропивает все деньги, а семья бедствует. Что может такой ребенок знать об отцовской любви? От своего отца он никогда любви не видел. Если вы ему скажете, что Бог может стать его Отцом, и больше ничего не добавите, то навряд ли он захочет иметь Бога своим Отцом. Бедное дитя, слово «отец» ничего хорошего в нем не вызывает.
Но Бог не сравним ни с каким, даже самым лучшим, земным отцом. Какой же наш Небесный Отец? Апостол Павел в своих посланиях часто употребляет выражение: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа». Что, собственно, утверждает Павел этим выражением? Он говорит, что, каков Сын, таков должен быть и Отец. Значит, Христос должен иметь необыкновенного Отца. Поэтому мы не должны сравнивать Небесного Отца с земным. Мы об Отце Небесном судим по Сыну Его. Зная Сына, мы знаем и Отца. Христос сказал: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего».
ОТЕЦ И СЫН
На первых страницах Библии Бог открывается всемогущим и всесильным. Это мы видим в сотворении мира, в потопе, в вавилонском рассеянии и в исходе израильского народа из Египта. Следующее Его откровение в Законе Моисеевом и в Его обращении с израильским народом. Здесь Он открывается в Своей неприступной святости и справедливости. И третье Его откровение нам дано с явлением Сына Его. Иисус Христос пришел, чтобы явить нам любовь и благодать Божью. Вот почему Бог представлен как Отец именно в Новом, а не Ветхом Завете. Характерное слово для Бога на устах Спасителя было «Отец». Бог не мог стать для людей Отцом до явления Иисуса Христа. Только Он знает Отца и потому мог явить нам Его как Отца. Почему? Потому что только Христос через наше рождение свыше мог сроднить нас с Богом, и никто другой. А как Он это сделал? Своей искупительной жертвой на голгофском кресте.
Да, основой для молитвы являются наши взаимоотношения с Богом, которые мы имеем благодаря Иисусу Христу. Грех разделил нас с Богом, но Иисус пришел, чтобы восстановить контакт между человеком и Богом. Он сказал: «Я путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Теперь благодаря искупительной жертве Христа Бог силы, Бог святости и Бог любви может стать нашим Отцом. О, благодарение Богу за неизреченный дар Его!
ПУСТЫЕ НАДЕЖДЫ
Во время земной жизни Христа люди следовали за Ним из различных соображений. Главная причина, объясняющая их следование, была личного характера. Одни искали исцеления, другие хотели видеть знамения и чудеса, и почти все, которые вначале были расположены к Нему, надеялись, что Он восстановит царство Израилю и будет их долгожданным царем. Как известно, Иудея была под оккупацией Рима, и поэтому все иудеи ожидали такого вождя, который мог бы свергнуть иго кесаря и восстановить Израиль. Немудрено, что духовные вопросы их не интересовали. Они думали о земном, а не о небесном. Никто не приходил к Нему с просьбой о наставлении в духовных вопросах. Начав Свое служение, Господь произнес Свою первую проповедь – Нагорную – не народу, а кругу Своих последователей. Так что в Нагорной проповеди Он дал наставление исключительно Своим ученикам, хотя и сказана она была в присутствии множества народа. Вот почему эта проповедь касается каждого аспекта духовной жизни чада Божьего. И в самом центре этой проповеди дана молитва «Отче наш».
Поэтому не будем забывать, что эта молитва принадлежит сынам Царства Небесного. А сыны Царства – это те, которых Царь посылает с Благой вестью в мир, враждебно настроенный по отношению к этому Царству. Эта молитва целиком принадлежит Его свидетелям. И насколько эти свидетели будут верны и преданны своему Царю, настолько они будут ненавидимы этим миром. Христос сказал: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» Наставляя Своих учеников, Христос говорил, что сила и эффективность их свидетельства будет зависеть от их взаимоотношений с Богом. Вот почему Он ставит молитву во главу Своего учения. Молитва – это дыхание чада Божьего и верный признак возрождения души. Это верное доказательство того, что человек родился свыше, что он перешел от смерти в жизнь.
ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК
Не зря, чтобы убедить сомневающегося Ананию в подлинности обращения ярого гонителя Церкви Савла-тарсянина, Господь употребил сильнейший из аргументов, сказав: «Он теперь молится». Позже Павел в своем письме к верующим в Галатии утверждает эту истину, говоря: «А как вы – сыны (то есть дети Божьи, которые от Бога родились), то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: „Авва, Отче!”». Что это значит? А то, что только те, которые получили усыновление, способны молиться: «Авва, Отче!»
Итак, эту способность дает не кто иной, как Дух Сына Божьего. Устами, конечно, любой человек может сказать: «Авва, Отче!», но слова эти произнесены напрасно, если не исходят из сердца, получившего усыновление.
Итак, всякий раз обращаясь к Богу словами: «Отче наш», осмеливаемся сказать, что мы Его дети, по благодати верой в Иисуса Христа, а Он – наш Отец. Поэтому, придя в присутствие Всемогущего Бога, будем благоговейно молиться молитвой «Отче наш».
СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ
Дорогой друг, подумай, кем ты был раньше и кем ты сейчас являешься, кем для тебя является Бог. О, сколько времени можно провести в размышлениях об этих двух чудных словах «Отче наш»! Теперь, когда ты будешь наедине с твоим Богом, остановись на этих двух словах – и будешь исполненным новой радостью, силой, уверенностью и любовью к твоему Небесному Отцу.
Вникнем теперь в значение слов: «сущий на небесах». Надо заметить, что слово «небо» употреблено здесь во множественном числе. Это имеет особое значение. В Новом Завете слово «небо» относится к трем определенным сферам. Когда в Евангелии говорится о небе, то следует определить из контекста, какое небо имеется в виду.
Иногда люди говорят о седьмом небе. О таком небе в Библии ничего не сказано. Священное Писание говорит о трех небесах. Первое небо – это сфера, которую мы называем небосводом. Второе небо, о котором упоминается в Слове Божьем, – это та сфера, где обитают дьявол и ангелы его. И третье небо – это сфера, где живут святые, место, которое наполнено славой Божьей. Об этом небе пишет Павел в своем Послании к коринфянам: «Знаю человека во Христе, который четырнадцать лет тому назад (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (2 Кор. 12:2).
Когда в Писании употреблено слово «небо», то это значит, что оно говорит об одной из трех сфер. Например, Петр в своем послании говорит: «Придет же день Господен, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут». Ясно, что имеются в виду первые два неба. Но Стефан, умирая, видел за пределами звездного неба и поднебесной, где живут духи злобы, то место, которое слава Божья наполняет и где духи праведных живут: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».
БОГ – БОГ НЕБЕС
Какая из небесных сфер имеется в виду в первой части молитвы «Отче наш»? Почему слово «небо» употреблено во множественном числе, и о каком из них идет речь в данном случае? Обо всех! И о первом, и о втором, и о третьем. Иначе говоря, Бог, к Которому мы обращаемся в молитве, сущий во всех трех сферах небесных. Во-первых, это подтверждает факт, что нет такой сферы, в которую мой Небесный Отец не может проникнуть или в которой Он не присутствует. Это говорит о том, что мой Отец всемогущ и вездесущ.
Не мудрено, что псалмопевец с восхищением говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там, сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7–10).
Но возникает вопрос: неужели Бог и на втором небе? Как может Бог быть там, где находятся духи злобы? У некоторых создалось совершенно ложное понятие о месте пребывания дьявола и его ангелов, думая, что они где-то под землей. Нигде в Библии об этом не сказано. Апостол Павел пишет: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». В этом же послании во второй главе апостол Павел говорит, что дьявол, князь мира сего, господствует в воздухе. Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Это падение было с третьего неба, где он, будучи херувимом, возгордился и хотел стать, как Всевышний. С тех пор сатана господствует в поднебесной сфере, или в воздухе, как сказано в других местах Библии. В двенадцатой главе книги Откровение написано, что дракон будет низвержен со всеми ангелами его, ибо уже не будет для них места на небе. Это будет к концу веков, а пока сатана и воинство его обитают на втором небе. В книге Иов приподнята завеса во второе небо. Нам дана возможность взглянуть на одно важное событие. Сатана является перед Всемогущим и обвиняет Иова в корысти. Он говорит: «Разве даром богобоязнен Иов?.. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» И Бог разрешает сатане: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». О чем это говорит? О том, что и второе небо, поднебесное, та сфера, где царствуют дьявол и ангелы его, тоже находится под контролем Божьим. Дьявол не может коснуться никого без Божьего разрешения. Каждый волосок у нас сочтен Богом. Ни один воробышек не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного. Враг ничего не может сделать без ведения и разрешения Отца нашего Небесного.
НАШ ОТЕЦ – ВЕЗДЕСУЩИЙ
Словами «Отче наш, сущий на небесах!» Иисус нам напоминает, что наш Небесный Отец всемогущ и вездесущ. Он всесилен, и все под Его контролем. Вот такого чудного Отца мы имеем! Он говорит тебе и мне: «Не бойся, ибо Я с тобой; не смущайся, ибо Я Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10). Если мы знаем, что имеем такого Бога, каким дивным и значительным становится каждое Его обетование!
Он не только силен исполнить обещанное, но все, касающееся нас, находится под Его властью. Он ничего не допустит в нашей жизни, что не по Его изволению. Разве не чудно знать, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»?!
В ОЖИДАНИИ ЧУДЕСНОГО
Библия часто упоминает о третьем небе, но не многими словами его описывает. Оно настолько дивно, что Дух Божий через апостола Павла говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Что может к этому добавить человеческий язык? Ничего.
Само собой разумеется, что оно должно быть самым чудным, потому что в нем обитает Бог. Это то место, о котором Христос сказал: «Я иду приготовить место вам». Если мы знаем, каков наш Небесный Отец, тогда хоть отчасти можем представить себе третье небо. Что говорит Библия о Боге? Она говорит, что Бог есть любовь, что Он есть свет и что Он есть жизнь. Поэтому там, где Бог, царствует любовь, там нет тьмы, там смерть больше не имеет силы. Наш Небесный Отец является этим Богом, царствующим на небесах. И Он, Владыка неба и земли, доступен каждому, желающему прийти к Нему.
Слава и благодарение Ему!