Вера и Жизнь 4, 2008 г.
Отче наш
Николай Водневский
Какую молитву Бог принимает всегда? Многие, не задумываясь, ответили бы: конечно, «Отче наш». Ведь Сам Господь учил молиться этой молитвой. Он не может ее не принять. Но это утверждение требует существенной оговорки и поправки.
Во-первых, многие люди недостаточно вникают в истинный смысл молитвы «Отче наш». Чтобы сказать осмысленно «Отче наш», надо быть чадом Божьим, то есть рожденным от Него по Духу, как и написано: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божиими, – которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:12–13). Чтобы быть чадом Божьим, нужно пережить возрождение, то есть родиться свыше (Ин. 3:3).
Молитвой «Отче наш» часто молятся те, кто и не думает принимать в сердце Христа. Молятся по обычаю, по привычке. И, говоря слова молитвы: «Да святится имя Твое...», то есть «я желаю святить имя Твое», многие сказали неправду. А всякая неправда – грех. Так что и молитвой человек может согрешить.
Святить имя Христа – великое дело. Необращенный грешник не может святить Его имя. В молитве говорится: «Да придет Царство Твое». И если эти слова повторяет непрощенный грешник по традиции, по привычке, то это равносильно просьбе преступника: «Пусть скорее поймают меня и осудят пожизненно».
Человек по природе своей – богопротивник. Он не может быть чадом Божьим, пока не уверует и не обратится к Христу. Только после этого молитва «Отче наш» в его устах не будет лицемерной, но живой и действенной.
Какую же молитву Бог принимает?
Бог слышит, принимает и отвечает на молитву сокрушенного и смиренного сердца. Прочтите 50-й Псалом (о покаянии). Такой молитвой была молитва мытаря в храме. Такой молитвой взмолился распятый на кресте разбойник. Так звучала молитва блудного сына, возвратившегося к отцу. Подобной была и молитва хананеянки («...дай мне крупицу со стола»). Такими чувствами была наполнена молитва женщины в доме Симона. Она омыла слезами ноги Спасителя и отерла их волосами головы своей. Все эти молитвы как будто разные, но все они были приняты Господом, потому что содержали в себе одно общее: сокрушенное и смиренное сердце. Без этого молитва (даже «Отче наш») не есть молитва. Если бы все молящиеся молитвой «Отче наш» делали это от сердца, будучи возрожденными людьми, на земле не было бы бед. Мы были бы действительно все братьями. Все, кто пришел ко Христу, – Его дети. У Него нет пасынков. Он всех любит.
Молитва «Отче наш» содержит глубочайшее богословие. Молились Богу, начиная от Адама, но Бога-Отца открыл нам только Христос. Потому истинно верующего не страх ведет к Богу, а любовь к Нему – как к Отцу. Христианская вера основана не на страхе, а на усыновлении.
Люди на земле не забыты, не брошены Богом. И мы все, признающие Бога своим Небесным Отцом, будем помнить, что говорит Господь: «Если Я – Отец, то где почтение ко Мне?» (Мал. 1:6); «И отцом себе не называйте никого, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). Разумеется, здесь имеется в виду духовное отцовство.
Мы все у Бога стоим на весах, Попросим, что нам дороже: «Отче наш, сущий нa небесах, Будь сущим в сердцах наших тоже».