Вера и Жизнь 4, 2010 г.
Если Ты есть…
Надежда Орлова
«Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе…»
Мф. 14:28
«Сущность молитвы заключается в признании глубокого своего бессилия,
глубокой ограниченности. Молитва – где „я не могу“; где „я могу“ – нет молитвы».
(Василий Розанов, русский религиозный философ).
Помните ли вы первый в вашей жизни ответ на молитву? Помните ли ощущение свершившегося чуда? Помните, безусловно, помните, такое забыть нельзя. Пусть с годами и сама молитва кажется детской, смешной, наивной, и ответ представляется или естественным развитием событий, или случайным стечением обстоятельств, но потрясение и восторженное удивление останутся на всю жизнь.
Нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к Богу. Возможно, это был крик отчаяния, обращенный к Небу, поскольку другого адресата уже не осталось, а у когото была полусмущенная полушуточная фраза студента перед экзаменом: «Господи, если Ты есть, то пусть мне достанется первый билет».
Если Ты есть… Сколько людей произносят эту фразу в тот момент, когда идти уже некуда, просить больше некого, сам уже ничего сделать не можешь! Из года в год, из века в век звучит она на всех языках Земли. Идет человек по жизни, упрямо идет своим путем, преодолевает препятствия, решает проблемы, страдает от боли, бежит за счастьем, барахтается в грязи. Доходит до тупика. Стоит перед ним в изумлении. Кричит, бьется. Рядом ждет Творец. Ждет, когда от глухой стены, от жестокого упрямства, от глупой гордости человек повернется к Нему. И вот тогда зазвучит мольба обессилевшего: «Если Ты есть... помоги…»
Сколько людей получало ответ: «Да, Я есть…» Открывались невидимые двери, появлялись иные обстоятельства, простиралась рука помощи. Слепые прозревали, хромые начинали ходить, прокаженные очищались, глухие слышали, мертвые воскресали, и нищие благовествовали (Мф. 11:5). У когото это стало первым, но не последним ответом Господа, у когото осталось эпизодом: удивившись в очередной раз тому, что «в жизни все может быть», человек возвращался к привычному ритму. А для многих эта первая молитва становилась началом диалога Творца и Его творения. Диалогом, который никогда уже не закончится, как не закончится общение Бога с Его детьми.
Если Ты есть, то я познаю, что такое вечная любовь. «Любовь прошла», «Знаете, в какойто момент я понял, что любовь закончилась», «Мы растеряли свою любовь» – как часто мелькают такие высказывания. Все правильно: без Источника любви любовь угасает.
«Если Ты есть» – самое популярное начало первой молитвы. В нем надежда и страх, смущение и ожидание чуда, дерзкий вызов окружающему миру и самому себе. И лучший ответ на нее – слова последующих обращений: «Благодарю за то, что Ты есть».
«Если Ты есть» – первый робкий шаг навстречу Тому, Кто давно тебя ждет. Ждет со дня твоего рождения, с твоего первого робкого шага от дивана, где сидит мама, до кресла, где сидит папа, с твоей первой улыбки, с твоей первой слезы. Ждет со времен творения Вселенной. И это – шаг по направлению к Вечности, шаг по направлению к познанию Бога и самопознанию. В детстве художник Марк Шагал произнес такую молитву: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир посвоему».
«Если Ты есть» – произнесены слова, и Бог, «прячущийся за домом сапожника», или за соседней девятиэтажкой, или за Эйфелевой башней, или за горными вершинами Анд, или за тем перелеском, или за ближайшим барханом, или за ледяным торосом, станет явным и близким, Другом и Помощником. И между Творцом и душой возникает связь. Нить. Трос. Канат. С якорем – надеждой, проникающей внутрь за завесу. В Святое святых. И тайна сия велика.
Если Ты есть, значит, в мире есть индивидуальность. Значит, я могу не быть, как все, могу не подстраиваться под толпу, могу не потакать прихотям молвы, могу не приспосабливаться, могу не подличать. Потому что есть Тот, Кто ценит меня как личность и называет другом.
Если Ты есть, значит, жизнь имеет смысл, есть надежда на успех. Советский военачальник, во время Великой Отечественной войны командующий 62й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве, дважды герой Советского Союза маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков всю жизнь хранил клочок бумажки с записанной на ней словами молитвы: «О, Могущий ночь в день превратить, а землю – в цветник! Мне все трудное легким содей и помоги мне».
«Если Ты есть» – надо успеть произнести эти слова при жизни, а не как французский писатель Франсуа Рабле, сказавший на смертном одре: «Я отправляюсь на поиски великого Может Быть». На поиски надо отправляться всетаки пораньше. Для человечества актуальность имеет вопрос: «Есть Ты или нет?», а не пресловутый: «Быть или не быть?» Потому что…
…Если Ты есть, значит, смерти нет. Или она – лишь эпизод пребывания на Земле, не оченьто влияющий на историю моей жизни. «Человек – единственное животное, знающее, что его ожидает смерть, и единственное, которое сомневается в ее окончательности» – это слова физикатеоретика Уильяма Хокинга, нашего современника, парализованного уже много лет, с 1985 года общающегося с миром с помощью синтезатора речи, поскольку в результате операции на горле потерял способность говорить. Вопреки этому утверждению, если Ты есть, я – не животное, и сомнение в том, что смерть – это не окончательное событие, переходит в убеждение.
Потому что, если Ты есть, значит, есть и я.