Вера и Жизнь 4, 2010 г.
Не хочу расточать дни
Вальдемар Цорн
Беседа с Виктором Танцюрой, евангелистом, пастором и служителем
Миссионерского общества «Свет на Востоке» в Украине
– Виктор Зиновьевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Родился я в селе Макеевка Черкасской области в семье учителей. Окончил Одесский электротехнический институт связи и 20 лет проработал в отрасли связи. До 30 лет был атеистом, посмеивался над верующими, думая, что они отсталые и обманутые люди. Но в 30 лет Бог начал менять мое мировоззрение и всю мою жизнь, и я оказался в среде тех, над кем раньше насмехался. Я начал посещать православную церковь, где и принял крещение, а потом – церковь евангельских христиан, в которой несу сегодня пасторское служение.
– У Вас есть семья?
– Да. Жена Людмила, дети Максим, 20 лет, и Богдан, 17лет.
– Они тоже христиане?
– Да, мы все являемся членами нашей церкви.
– Вы сказали, что учились еще в советское время. Вам тогда уже встречались верующие?
– Я только слышал о них, но, к сожалению, не был лично знаком ни с кем из верующих.
– Вы обратились к Господу в православной церкви и там же приняли крещение. Что привело Вас в церковь евангельских христиан? Вы даже стали пастором такой церкви...
– Несколько лет мы всей семьей по воскресеньям ходили в православную церковь. Одной из главных причин перехода в евангельскую церковь была следующая. Когда дети начали подрастать, я заметил, что их отношение к посещению церкви превращается в отбывание повинности, они ничего там не понимали (я и сам тогда почти ничего не понимал и не мог объяснить детям), а нужно было спокойно выстоять все служение. Я стал переживать за детей, чтобы у них не появилось отрицательного отношения к церкви и, соответственно, к Богу, чтобы они не повторили мой тридцатилетний путь безбожника.
Мы с женой начали молиться и искать другую церковь, сначала православную (но они практически ничем не отличались), а потом евангельскую (я работал с несколькими евангельскими верующими, которые сыграли значительную роль в моей христианской жизни). Однажды я шел мимо кинотеатра «Ереван» и увидел объявление, что там собирается евангельская церковь, а для детей – воскресная школа. В ближайшее воскресенье мы с детьми посетили это собрание. Дети были просто в восторге от воскресной школы, а мне очень понравилось собрание. Я понял, что это Божий ответ на наши молитвы. В этой церкви мы и до сего дня, в этой церкви Бог призвал меня на пасторское служение. Но я благодарен и православной церкви, с которой начался мой христианский путь.
– Как Вы думаете, в чем украинцы больше всего нуждаются?
– В Божьей истине. Больно видеть, как разрушается жизнь множества жителей Украины, не знающих Бога. Пророк Осия пишет: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (4:6). Участвуя в миссионерских поездках по Украине, я увидел, что более 90% украинцев не знают Благой вести – Евангелия.
– Поэтому Вы посвятили свою жизнь проповеди Евангелия, евангелизации?
– Да, но путь к этому был непростой. Еще лет восемь назад, когда я был уже пастором евангельской церкви, я об этом даже не думал. Я считал, что должен заботиться о своей церкви, а евангелизация и миссионерство – дело посвященных евангелистов и миссионеров, но никак не мое дело. Без энтузиазма я относился и к миссионерским конференциям. Однажды несколько дней подряд в моей жизни прошли в суете и пустоте. Оглянувшись на эти дни, я осознал, что это было просто зря потраченное время. Я очень сокрушался, упал перед Богом на колени, в слезах просил у Него прощения за эти бездеятельно прожитые дни. Я взывал к Богу, говоря, что не хочу так расточать дни своей жизни, каждый день я хочу посвятить Ему. И я умолял Бога, чтобы Он изменил мою жизнь так, как Он хочет, чтобы Он делал с моей жизнью все, что Он хочет, – я согласен на все. Так осознанно, ревностно, сокрушенно и посвященно я говорил это Богу впервые в жизни. И, насколько я понимаю, Бог начал отвечать с изменения моего отношения к молитве и евангелизации. Сегодня проповедь Евангелия и обучение евангельским истинам как верующих, так и неверующих – Божье призвание для меня.
– У Вас есть какаято определенная методика преподавания евангельских истин неверующим людям?
– Как правило, я пользуюсь методикой «От сердца к сердцу» (прежнее название ВЕ – Взрыв евангелизации). Но в учебных заведениях (школах, техникумах, вузах) использую программы «Христианской этики» – как для учащихся, так и для преподавателей.
– Какую роль в Вашем служении играет молитва?
– Главную. Все, что делается без серьезной молитвы, делается в основном своими силами и, как правило, не приносит угодных Богу результатов, даже нередко приносит разочарование. Если, например, в миссионерской поездке мы как команда не уделяем достаточно времени молитве, то реально ощущаем малоэффективность служения, да и единство наше начинает «хромать». Если перед проповедью я не проведу достаточно времени на коленях, то проповедь не имеет силы. Если я не буду молиться о слушателях, чтобы Дух Святой открыл их сердца, то сам я этого сделать не смогу, как бы ни старался.
– Как часто и как Вы молитесь?
– Читатели, наверное, заметили, что после этого вопроса я покраснел. Я молюсь недостаточно и нередко реально ощущаю дефицит молитв. Утром и вечером – традиционные семейные молитвы. Молюсь с братьями и сестрами в группах, на советах, встречах. Не каждый день удается выделить время для глубокого личного общения с Богом, использую для молитвы время в дороге, в транспорте. Стараюсь каждый день серьезно молиться о своем смирении, так как гордость так и вылезает то с одной стороны, то с другой. Замечаю в себе порочное желание хоть частичку успеха в Божьем деле приписать себе. Молюсь и словами из Псалма: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (138:23–24). Бывает, что просыпаюсь ночью, и если раньше я ворочался и старался побыстрее снова уснуть, то теперь я понимаю: это Бог таким образом дает мне возможность пообщаться с Ним в тишине. Это бывает очень благословенное время для меня. Еще я два раза в неделю пребываю в посте с молитвой: один день – за церковь, за служение и один день – за детей и семью.
– Я вижу у Вас на лацкане пиджака значок с двумя вопросительными знаками. Что они значат?
– Два вопросительных знака на значке – это два вопроса. Эти два вопроса фактически оказались самыми важными вопросами в моей жизни. Если коротко, то они звучат так:
1. Уверены ли вы, что будете с Богом на небесах?
2. Почему вы так думаете?
Эти вопросы задаются тому человеку, которому мы хотим рассказать Евангелие, чтобы при изложении Евангелия сделать соответствующие акценты.
– А чем Вы занимаетесь в миссии «Свет на Востоке»?
– Одна из главных моих задач – подготовка миссионерских поездок по Украине и руководство ими.
– У Вас есть и команда для этого?
– Да. Это отличная команда посвященных братьев и сестер. Ее костяк составляют выпускники миссионерской школы «Свет на Востоке». Эта команда постоянно пополняется новыми братьями и сестрами, желающими послужить Богу в миссионерских поездках.
– Вы упомянули, что преподаете в техникуме и высших учебных заведениях предмет «Христианская этика». Вы получили какуюто специальную подготовку по этому предмету?
– Еще в семинарии я изучал предмет «Христианское образование». А недавно я окончил двухгодичные курсы по «Христианской этике».
– Почему Вы преподаете учащимся, студентам и учителям этот предмет? Почему это важно? Недостаточно простой проповеди Евангелия?
– Это огромная Божья милость, что в Украине открыты двери учебных заведений для преподавания «Христианской этики», и этим нужно воспользоваться. У множества украинцев нет элементарных знаний о христианстве, они не ходят в церковь, не читают Библию. И уроки «Христианской этики» – отличная возможность рассказать об основах христианской веры, донести Евангелие миллионам школьников, студентов, преподавателей. Но, как и во времена Иисуса Христа, «жатвы много, а делателей мало».
– Что для Вас наивысшая радость? Приведите, пожалуйста, пример.
– Наивысшая радость – видеть, как Бог спасает людей, как закоренелые грешники обращаются ко Христу. Ведь тогда даже на небесах великая радость.
Два года назад я рассказывал Евангелие в одном из университетов Киева. В результате староста группы обратился ко Христу. Эти два года я был его наставником. Сейчас он стал активным благовестником, и уже благодаря его проповеди Евангелия студенты обращаются ко Христу. Теперь он горит желанием готовить учениковблаговестников, ибо сам познал, какая огромная радость видеть спасенные жизни.
– А что для Вас самая глубокая печаль? Можете привести пример?
– Самая глубокая печаль – когда умирает человек, не принявший Евангелие. Тогда понимаешь, что у него уже шансов спастись не будет никогда.
Недавно я был на похоронах такого человека. Все говорили о нем очень хорошо и завершали: «Царство ему Небесное». Я понял, что, по крайней мере, большинство из них были неверующие. Один даже сказал: «Хотя он и не верил в Бога, но был хорошим человеком. Царство ему Небесное». Я молился, чтобы Бог дал мудрости в этой ситуации донести до них Благую весть. Потом я встал, выразил свои искренние соболезнования и рассказал Евангелие. Это было, наверное, самое трудное изложение Евангелия в моей жизни. В конце моего изложения стало понятно, кто попадает в Царство Небесное. Некоторые обиделись, некоторые благодарили. А мне было очень больно: у меня не хватило времени рассказать Евангелие этому человеку при жизни…
– Есть у Вас жизненное мотто, высказывание, которое определяет смысл и содержание Вашей жизни?
– «Не знаете ли, что... вы не принадлежите себе? Ибо вы куплены дорогой ценой. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые Божии» (1 Кор. 6:19–20).
– У нашего журнала около полумиллиона читателей, многие из них еще не стали членами Церкви Христовой. Что бы Вы хотели им сказать?
– С каждой минутой приближается день суда Господнего, тогда принимать решение будет уже поздно. Сегодня по милости Божьей еще день спасения. Не опоздайте!
– Спасибо за беседу, Виктор Зиновьевич!