+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2011 г.

Бог всех народов и Его замысел

Александр Тарасенко

Уже в первой главе Библии становится заметно, что Создатель вводит человека в мир, полностью готовый для полноценной жизни. Раввины так объясняли сотворение человека лишь в последний день творения: «Адам был создан в канун субботы. Почему? Чтобы не сказали саддукеи: „Святой, благословен Он, имел напарника в Своем труде по созданию мира”». Это интересное толкование все же не отражает полностью замысел Творца. На самом деле в порядке шести дней творения четко заметно продвижение от простого к сложному, от низшего к высшему. Человек стал логическим завершением этого грандиозного творения «из ничего». Затем, уже после грехопадения, Бог приступил к сотворению общества, и первой Его заповедью было: «У дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Оказалось, что господствовать над грехом у детей не получалось так же, как у их родителей. В результате первая, допотопная, цивилизация пришла к логическому концу, о чем сообщается: «Велико развращение людей на земле, и... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Эта цивилизация была уничтожена потопом, остались в живых лишь четыре супружеские пары; в трех из них Творец воплотил Свой замысел.

ОТВЕРЖЕНИЕ ТВОРЦА

Однако и новая цивилизация со временем отпала от Бога и в гордости заявила: «Сделаем себе имя» (Быт. 11:4).

Здесь следует обратить внимание на одну важную особенность этого стиха. Еврейский текст звучит так: «Создадим себе имя, ЧТОБЫ нам не рассеяться по лицу земли». Многие современные переводы следуют именно еврейскому тексту. Синодальный перевод следует греческой версии, где написано: «...ПРЕЖДЕ нежели рассеемся по лицу всей земли». То есть такое монументальное строительство религиозного центра должно было объединить людей по всей земле. Это отвергало участие Творца, и Он, в Свою очередь, отверг этих людей посредством простой, но страшной кары – разделил бывших друзей и соседей разными языками, лишив их возможности понимать элементарные вещи. Человек, просивший у своего вчерашнего приятеля «воду», не мог получить ее, так как его когда-то лучший друг сегодня уже называл это «аква».

НОВЫЙ НАРОД

Уже в той же одиннадцатой главе книги Бытие Творец выводит из среды идолопоклонников одного человека и создает из него новый народ. Но пройдет еще полтысячи лет, прежде чем этот новый народ получит Тору. Через сорок лет этот народ начнет заселять землю, обетованную еще Аврааму, а затем пройдет еще почти полтысячи лет, пока народ воздвигнет в Иерусалиме храм своему Творцу. Казалось бы, совершенный замысел подошел к своему прекрасному завершению. Бог евреев правит Своим народом, которого Он одарил Торой, свободой и землей.

Часто так бывает, что люди долго и даже агрессивно не принимают новое, но затем, приняв это, преданно служат новому. Их же потомки считают, что такое положение вещей было всегда. Последующие поколения неосознанно говорят: «Это – вера наших предков», забывая, что их далекие предки поклонялись иным богам. Так было со многими народами, сменившими религию.

Однажды так произошло с Авраамом, а затем с его потомками. Бог призвал Авраама из всего семейства его отца Фарры и стал Богом самого Авраама и его ближайших потомков. Он так Себя и именовал: «Бог Авраама, Исаака и Иакова». Через четыреста лет Он вынужден был снова напомнить потомкам Авраама, что Он – Бог их прародителя, а значит, и их Бог. В борьбе с фараоном Он даже назвал себя Богом евреев (Исх. 9:1). Все это привело к появлению в еврейской ментальности партикуляризма, то есть стойкого убеждения в том, что Создатель всего видимого и невидимого, Творец всех народов, на самом деле есть Бог евреев. Ныне обычный еврей с трудом может представить, что когда-то все было иначе.

ГРАНДИОЗНЫЙ ПЛАН

Однако следует взглянуть на историю Израиля с перспективы всей библейской истории. Именно так можно увидеть, что взаимоотношения Творца Вселенной с одним из народов и Его обетования для этого народа были лишь частью какого-то иного, более грандиозного, плана. Здесь надо задаться вопросом о сути творения и всего замысла истории. Лучше всего это видно в Послании к евреям (1:6), где сказано, что Бог, «когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: „И да поклонятся Ему все ангелы Божии”».

В этом стихе кратко, но емко выражен замысел Творца в отношении Его творения – все творение должно поклониться Тому, Кто по-гречески назван прототокос – «первородный», или «[исключительный] наследник», то есть тот, кто наследует своему отцу по его воле. Библия неоднократно использует это слово, когда подчеркивает преимущество в правах наследования (Втор. 21:15–17; Пс. 88:28; Евр. 12:16). Таким образом, все творение должно поклониться Тому, Кто является единственным и исключительным наследником Отца Небесного. Он также есть «характер ипостаси» (в синодальном переводе «образ ипостаси») Бога (Евр. 1:3). Греческое слово «характер» переводится как «оттиск», а значит, Иисус является полным отражением, или копией, Отца (ср. Ин. 14:9–10).

ОТВЕРЖЕНИЕ МЕССИИ

Именно поэтому история Израиля стала лишь частью библейской истории и в целом замысла Бога. Этот замысел состоял в поклонении всех разумных творений наследнику Отца, Иисусу Христу. Первыми творениями были ангелы, третья часть которых не поклонилась Христу. После этого Бог создал первую пару людей, которые также отпали от Бога, а их наследники сильно развратились; после потопа люди не стали лучше и попытались создать имя себе.

После их попытки воздвигнуть «башню высотою до небес» Бог избрал Авраама и долго работал с его наследниками, создавая послушный народ царей и священников. Для этого Он дважды избавил этот народ от плена, первый из которых, египетский, грозил этому народу геноцидом. Вся эта подготовка в конечном счете была направлена к принятию Мессии. Однако Израиль в целом отверг Его.

Когда на Голгофе распинали Мессию, те толпы, которые Он накормил и излечил, были заняты религиозным праздником Песах. Израиль праздновал свое освобождение из египетского плена в то время, когда на римском кресте умирал Мессия, пришедший освободить людей из духовного рабства с его тяжкими последствиями. Евреи, платившие дань Риму и смирившиеся с присутствием вооруженных язычников в Иерусалиме и даже храме, гордо заявили Иисусу, что они «семя Авраамово и не были рабами никому никогда» (Ин. 8:33). После этого диалога даже некоторые из учеников Иисуса оставили Его. Вероятно, они также отмечали свой Песах, в то время как под присмотром римских солдат медленно умирал Мессия.

СОЗДАНИЕ ЦЕРКВИ

Оказалось, что Израиль не является окончанием творения и вершиной замысла Бога. Более того, еще до появления Вселенной Бог замыслил создать то, что хронологически появится после Израиля, точнее, после отвержения Израилем посланного к нему Мессии. В Послании к ефесянам (1:4) это буквально описано так: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним». Вот здесь-то и раскрывается универсальный замысел Творца – создать Церковь святых для поклонения Иисусу Христу. Так как слово агапе стоит на стыке 4-го и 5-го стихов, то его можно отнести к любому из них. Если мы учтем, что христиане должны быть святыми и непорочными во всем (не только в любви, но и в работе и т. д.), то слово агапе должно начинать пятый стих. В таком случае он начинается так: «в любви (агапе) предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа...» Все это было определено еще до создания космоса (греческое слово в этом стихе). Тогда весь замысел представляет собой не избрание евреев как единственного народа Бога, но избрание людей из всех народов как единой Церкви. Бог, создавший все народы, в любви спасает людей из каждого народа.

Заметим, что слово еврей означает кочевника – именно так оседлые жители Палестины стали называть пришельца Авраама, который жил в шатрах (Евр. 11:8–10). Со временем его потомки утратили всякое желание следовать за Богом. Сами раввины признавали, что Бог открывался также и язычникам – прямо или косвенно, как это отмечено в Послании к римлянам (1:19–20). Они также учили, что Бог предлагал Свою Тору разным народам, но только евреи приняли ее. Таким образом, даже они, активно пропагандировавшие учение о партикулярном Боге, признавали, что Бог работает со всеми народами. Согласно их учению, главное качество, необходимое для усыновления, – добровольная готовность к следованию за Богом. Именно это качество проявили разные народы, хотя евреям «первым должно было быть проповедано слово Божие» (Деян. 13:46).

Итак, замысел Бога полностью раскрыт перед человечеством – народы без каких-либо расовых предпочтений составляют Церковь, они признают Бога своим Господом, а Иисуса – своим Спасителем, Которому и поклоняются.

Но до осуществления этого грандиозного плана длиной в тысячи лет и ценой крови Мессии еще было далеко. А пока что у горы Синай Бог начал диктовать бывшим рабам своеобразную теологическую азбуку, основой которой были всего Десять заповедей.

Архив