Вера и Жизнь 1, 2011 г.
Иоганн Виллер
Иоганн Иоганнович Виллер родился в одной из так называемых молочанских немецких колоний, возможно, Либенау Таврической губернии (ныне Запорожская область, Украина), в семье учителя, по вероисповеданию – меннонита. Иоганн Виллер с детства получил хорошее, разностороннее образование, отлично знал русский язык. Отрочество и юность Иоганна совпали с большим духовным пробуждением в меннонитских и лютеранских общинах немецких колоний Бердянского уезда – молочанских и хортицких (ныне р-н города Запорожья), вызванного духовной деятельностью пастора Эдуарда Вюста. Это духовное пробуждение имело далеко идущие благословенные последствия не только для немцев-колонистов, но и для тысяч душ русских и украинцев, работавших у колонистов по найму на сезонных сельскохозяйственных работах.
Эдуард Вюст, лютеранский пастор-пиетист, приехал из Германии (Корнталь) в Россию в 1845 году по приглашению меннонитской общины колонии Нойхофнунг (новая надежда) Бердянского уезда. Вот как написал о нем А.В. Карев в статье «Русское евангельско-баптистское движение»: «Это был замечательный проповедник... Его огненный дух зажигал всех, кто с ним соприкасался. Это был настоящий апостол пробуждения. В короткий срок меннониты колонии Нойхофнунг были пробуждены. Пробуждение перекидывалось и на другие колонии... Всюду возникали „вюстовские кружки“... Оно коснулось и колонистов лютеран... Сам Вюст неутомимо разъезжал по немецким колониям на Молочных Водах, не щадя ни сил, ни здоровья... Умер он в 1859 году, оставив после себя множество возрожденных душ как из меннонитов, так и из лютеран». (Журнал «Братский вестник» № 5–6 за 1967 г.) Однако, будучи лютеранином-детокрещенцем, Вюст не мог полностью удовлетворить религиозные запросы меннонитов, духовные предки которых (Б. Губмайер, Менно Симонс и другие) в XVI веке жертвовали свободой и жизнью за истинное евангельское крещение по вере – крещение взрослых возрожденных верующих.
К счастью, в руки передовых проповедников из возрожденных меннонитов, которые с этого времени стали называться братскими, или новоменнонитами, попал духовно-нравственный журнал, издававшийся Немецким баптистским союзом в Гамбурге (Германия). Узнав из этого журнала об образовании там баптистских общин, состоящих из возрожденных и крещеных по вере через погружение (староменнониты крестили через обливание) верующих, они вступили в переписку с председателем Союза И. Онкеном. Приводим ряд свидетельств об этом и о дальнейших чрезвычайных событиях в духовной жизни новоменнонитов юга Украины из статьи доктора И.А. Кметы «100-летний юбилей ЕХБ в СССР и в рассеянии».
Хортицкие верующие, Виллер с Унгером и другие, желали прежде принять святое крещение, а потом совершать преломление хлеба (вечерю Господню). Это они написали в 1859–60 гг. проповеднику И. Онкену в Гамбург, чтобы он приехал к ним и помог им организоваться в общину, но Онкен не мог тогда приехать... Как же получили крещение 23 сентября I860 года Беккер и Бартель? Прочитав Слово Божие, спев духовный гимн и помолившись с другими верующими, Беккер и Бартель благоговейно вошли в воду и взаимно крестили друг друга... Гергард Виллер (старший брат Иоганна Виллера) не дождался приезда баптистских братьев из Германии и отправился осенью 1861 года на Молочную и там принял крещение в ноябре месяце... Виллер (Гергард) крестил А. Унгера в апреле 1862 года. Это тот брат Унгер, который в реке Сугаклее крестил пионера нашего братства Е. Цимбала 11 июня 1869 г. («Сборник исторических очерков...», 1967 г., Ашфорд, США).
Документальных данных о дате крещения Иоганна Виллера в трудах А. В. Карева и И.А. Кметы мы не нашли, но в статье И.Я. Татарченко «Живые камни» («Баптист Украины» № 10 за 1927г.) есть описание начального периода краткого (он умер в возрасте 49 лет), но исключительно ревностного и самоотверженного труда для Христа брата Иоганна Виллера: «Уверовав в молодости, он присоединился к Церкви Христовой в 1869 году при поездке по России брата Онкена. Брат Виллер много сделал для русских братьев. Он первый перевел краткое вероучение баптистов на русский язык в феврале 1872 года. В 1870 году он посетил Одессу и много сельских общин. В 1872 году он вместе с И.Е. Прицкау и Ефимом Цимбалом посетил колонию Рорбах в Одесском уезде». Описание этого прекрасного общения недавно принявших крещение по вере немцев и украинцев мы читаем на странице 69 «Истории ЕХБ в СССР» (1989 г.): «Иногда для совершения хлебопреломления приезжал братский меннонит И. Виллер. При посещении колонии Рорбах 6 февраля 1872 г. он провел в доме Г. Штолера собрание на русском языке, на котором присутствовали М. Ратушный, А. Капустян и десять верующих, недавно принявших крещение. После собрания было совершено хлебопреломление... Известно, что Иоганн Виллер в тот же день был задержан старостой и сотским колонии Рорбах». Данные о рукоположении И. Виллера мы находим там же, на странице 521: «...Виллер... в 1872 году был рукоположен на служение братом А. Унгером».
Вероятно, в колонии Рорбах на собрании 6 февраля 1872 года немцев было больше, чем пришедших из соседнего села украинцев, но, движимый заботой о местном населении, И. Виллер проповедовал по-русски. Не случайно брат Татарченко И.Я. в биографии называет его Иваном Ивановичем, хотя его звали Иоганном Иоганновичем.
Чувствуется, что, несмотря на опасность судебных преследований за «совращение» принадлежащих к официальной церкви, брат Виллер отдавал предпочтение именно приобретению душ для Христа из местного населения и желал, чтобы и имя его звучало по-славянски. Дальнейшая история его труда для Христа и Евангелия подтверждает, что он сознательно шел путем мужества и самопожертвования, присущим истинным героям веры Христовой, начиная от апостолов и первых христиан. Там же, на странице 85, мы читаем: «В приведенной ранее записке обер-прокурора К.П. Победоносцева указано, что тринадцать пудов литературы поступило в Таврическую губернию новоменнониту И. Виллеру...» Эта литература поступила от Пашкова В.А. и была, конечно, евангельской на русском языке, а это также косвенное доказательство в случае судебного преследования за «совращение» местного населения в баптизм. Но брат И. Виллер подвергал себя опасности как добрый воин Иисуса Христа, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Именно с целью максимального усиления проповеди Благой вести о Христе среди народов России он, И. Виллер, и другой преданный Господу брат, новоменнонит П.М. Фризен (1849–1914), стали инициаторами созыва 1-й братской конференции новоменнонитов и русско-украинских баптистов с 20 по 22 мая 1882 года в колонии Рюкенау (Приазовье), на которой главное внимание было уделено расширению благовестия. Там был избран Комитет по благовестию во главе с братом И. Виллером, куда вошли 11 братьев. Была учреждена общая касса на расходы по благовестию.
Об уважении, которым пользовался среди проповедников Евангелия в России Иоганн Виллер, свидетельствует и его приглашение братьями Пашковым В.А. и Корфом М.М. на съезд в Петербург в апреле 1884 года, который, к сожалению, был прерван вмешательством полиции.
В конце апреля 1884 года по инициативе И. Виллера был тайно созван в селе Нововасильевке (Приазовье) 1-й съезд представителей русских, украинских и немецких баптистских общин. И опять главным вопросом было расширение дела благовестия Евангелия по всей Российской империи. Снова был избран Комитет по благовестию во главе с И. Виллером; он же был избран председателем учрежденного съездом Всероссийского Союза баптистов. В фонд содержания благовестников (а их было назначено восемь – четверо русских и четверо украинских братьев) были внесены щедрые пожертвования. Самые щедрые пожертвования внесли немецкие общины и Петербургская, которую представлял И.В. Каргель.
Но сам Победоносцев, который с 1882 года лично держал в поле зрения деятельность брата И. Виллера, после этого съезда воздвиг на него особенно сильное гонение, поэтому Виллер был вынужден в 1886 году переселиться в Румынию, где вскоре (в 1888 г.) и окончился его земной путь. Вот как брат Татарченко И.Я. в статье «Живые камни» описал последние годы его жизни и труда: «Вслед за этим событием (съезд в селе Нововасильевке) на Виллера воздвигается преследование. Два года он спасается в России и созывает тайные съезды, и наконец в 1886 году он вынужден переселиться в Румынию, где построил молитвенный дом в г. Тульче. А в Бухаресте он был отозван в лучший мир». С волнением читаем мы на странице 130 «Истории ЕХБ в СССР» о том, что съезд Союза баптистов, собравшийся 27 марта 1890 года, выделил пособие оставшейся без кормильца семье Иоганна Виллера в сумме двухсот рублей.
Несмотря на то что земная жизнь И. Виллера была так коротка (всего 49 лет) и труд его на ниве Божией продолжался всего 27 лет, он очень много сделал для Христа и Его Евангелия в нашей стране и заслужил высокое право навечно войти в историю нашего евангельско-баптистского братства как первый председатель Всероссийского Союза евангельских христиан-баптистов, который недавно по милости Божией перешел свой 110-летний рубеж. «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21).
Сайт: www.oni-proshli.ru