Вера и Жизнь 5, 2011 г.
- Прикосновение к вечности
- Суббота – слово к Израилю
- Замысел Творца: покой и установление закона
- Дорожные встречи
- «Призрачно все в этом мире бушующем...»
- Ныне отпускаешь...
- Из поэтических тетрадей
- Бог дал мне возможность видеть
- Помни, что Бог освободил тебя
- Из гнетущего мрака сомнений к светлой и радостной вере в Бога
- Герои нашего времени
- А для Веры
- Письма читателей
Замысел Творца: покой и установление закона
Сергей Бермас
«Скажите, а Вы учите Закону Божьему?» – спросила девушка-христианка, посетившая богослужение нашей общины. «Что Вы имеете в виду?» – уточнил я. «Ну, учите ли Вы и церковь всему Божьему Закону?» – «Не могли бы Вы все-таки уточнить?» – «Вот, Вы чтите день Господен?» – «А, вон оно что...»
Повеление о субботнем дне является частью так называемого Декалога, или более известного как Десять заповедей. Декалог – основа этики, да и вообще всей религии Израиля. Это существенная часть Синайского договора (завета). В общении с неверующими людьми о Боге и Его Слове можно часто услышать, что люди чтут заповеди и исполняют их. Но на вопрос, какие именно, следует обычно список из двух: «Не убивай» и «Не кради». Интересно, что почти никогда не упоминаются заповеди: «Не лжесвидетельствуй», «Не прелюбодействуй» и «Не пожелай», а «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», то есть самая первая и начальная фраза завета, и вовсе никогда не упоминается.
Важность понимания субботы
Важность понимания субботы настолько очевидна, что дискуссии не затихают и по сей день. Споры о субботе были и в Израиле. В межзаветный период и во времена Иисуса у раввинов, похоже, не было единого мнения о происхождении, значении и правил соблюдения субботы. Дискуссии были и у Иисуса с книжниками и фарисеями. Его отношение к субботе вызывало возмущение и негодование на Него (Мф. 12:1–8; Мк. 2:23–25; Лк. 6:1–11), гонение на Него (Ин. 5:16) и намерение убить Его (Мк. 3:6). Неудивительно, что глашатаю Его Евангелия Павлу тоже приходилось вести дискуссии по этому вопросу. Мы не знаем устных споров Павла, но отголоски их находим в его посланиях (Кол. 2:16).
Сегодня среди христиан все та же дискуссия – чтить день субботний или нет. Если да, то вопросов возникает еще больше: как соблюдать, что делать, чего не делать? Чтить его в календарную субботу или, как в христианской традиции, в день воскресный? Но оставим в стороне подобные вопросы.
Повеление о субботнем дне как о дне покоя и отдыха нужно понимать не просто как одну из Десяти заповедей, которую нужно соблюдать. Чтобы ее лучше понять, нужно ее рассматривать как на общей картине жизни народов древнего мира, так и на общей библейской картине Божьего замысла. Мы остановимся на второй.
Фрагмент Божьего замысла
Многие из нас собирали пазлы, сами или с детьми. Очень важно видеть всю картину в целом, особенно если картина большая и пазлов много. Так и заповедь о субботе – один из фрагментов, из которых состоит вся картина Божьего замысла.
В начале книги Бытие (Быт 1:1–2:3) повествуется о сотворении мира, которое заканчивается словами: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Cвоих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:1–3).
Выделение седьмого дня в череде дней творения говорит о чем-то достигнутом, но незавершенном. Все хорошо весьма для дальнейших целей Бога, предназначенных для творения, – благословения на умножение людей и обладание землей (Быт. 1:26–30). В целом пролог создает повествовательную структуру для дальнейшей библейской истории. Он как введение в произведение или повествование, которое знакомит слушателя или читателя с основной темой библейской истории. Обычно введение помогает увидеть общую картину и дает читателю (и слушателю) авторскую перспективу видения истории.
Этапы осуществления замысла
Если посмотреть на введение таким образом, то открывается Божий замысел, который можно выразить последовательностью ключевых слов (Быт. 1:1–2:3): Бог – творение – благословение – человек – умножение – обладание – покой. Где покой – это то, к чему движется повествование. Этот пролог, как мы уже отметили, является повествовательной структурой для всей библейской истории. Он как сценарий, который потом реализуется во всей библейской драме. На каждом этапе библейского повествования мы видим эту структуру. Непослушание Адама и Евы, которое было спровоцировано врагом замысла Бога и главным Его противником (это тот, кто идет против этого повествования), затем отступление Израиля создают помехи и напряжение в сюжете библейского повествования. Но Божий замысел вновь и вновь разыгрывается новыми героями Божьей истории, которых Он призывал реализовывать Свой сценарий: Ноем, Авраамом, Моисеем... Мессией Иисусом.
Ною Бог обещает, что история будет продолжаться так, как и задумывалась: «Бог – творение – благословение – умножение – владение – покой» (Быт. 9:1–17). Потом Бог открывает Аврааму, что и он часть истории, через него Божий замысел включит все народы земли (Быт. 12:2–3). Бог говорит, что его потомки обретут благословение, умножение, владение землей и покой (Быт. 15:1–18). История Иосифа тоже показывает, как Божий сценарий реализуется через его жизнь. Его братья были спасены, благословлены, обрели с отцом покой во времена Иосифа в Египте (Быт. 45:1–15).
Затем Моисей призван продолжить историю. Через него Бог выводит народ Свой из рабства и ведет его в покой – в обетованную землю (Исх. 6:1–8). Для этого Бог совершает апокалипсис в одной отдельно взятой стране – Египте – и ведет народ к горе Синай, где был заключен договор между Богом и Израилем, прежде чем ввести его в обетованную землю. Вот здесь мы и встречаем упоминание о субботе – как о дне, когда запрещается работать (Исх. 16; 20:8–11; 31:12–17). И запрет на виды деятельности установлен не для того, чтобы ввести в Израиле некие «священные» дни, в которые совершаются «священные» ритуалы. Особенно «священное» ничегонеделание. Сегодня можно часто услышать такой вопрос: «А можно в этот праздник работать? А что можно делать, а чего нельзя?»
И вот в мир приходит Мессия Иисус. Его история продолжает Божий сценарий: Он – «Бог с нами» (Мф. 1:23, 28:20), в Нем мы становимся новым творением (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15), новым человеком (Еф. 2:15; 4:24), Он является благословением для народов, умножением Божьего народа, правом на владычество (Мф. 25:34) и покоем для верующих (Мф. 11:28–30).
Завершение замысла
Завершает историю осуществления замысла Божьего видение Иоанна, когда все совершится, как задумано, как составлено в введении. Его видение конца мира является эпилогом великого Божественного повествования о нашем мире. Бог – новое творение – новое человечество – покой. И все повествование получает свою законченную форму.
Понимание заповедей Декалога, а именно заповеди о субботе, будет полней, если мы увидим эту великую историю, поймем, куда она движется. Творение, которое впало в состояние отчуждения в результате непослушания, страдает от греха. Грех – это не просто религиозная категория. Несправедливость и угнетение, боль и страдание, невозможность создать необходимые условия и взаимоотношения справедливости для всех становятся все очевидней и очевидней. Вера в прогресс, в лучшие социальные программы, политические идеологии не ведут человечество к желанному миру и справедливости. Вот в чем проявляет себя грех.
Избрание носителя Закона
В таком мире Бог нашел Израиль. В мире несправедливости, угнетения и боли, в страдании и стенаниях (Исх. 1). Он услышал их вопль (Исх. 2:25). Освободив, Он начал вести их к новому миру. Они должны стать теми, кто скажет и покажет миру, как можно жить по-другому, как можно идти к процветающему обществу – обществу справедливости, и не работать на фараона, а на себя, но не за счет ближнего (Втор. 4:5–8). Так настроен Моисеев закон. Так установил Бог Свою справедливость (праведность) в начале творения: каждый человек – носитель Его образа и создан равным по отношению к другому; и теперь вновь восстанавливает Свою справедливость, утверждая ее через Свой Закон. Нарушение заповедей снова приведет народ к несправедливости и угнетению, боли и страданию. Пророки будут обличать царей именно за это (например, Исаия, Амос).
Это необходимый контекст, чтобы размышлять над заповедями Декалога, в нашем случае – о субботнем дне. Они не даны сами по себе, как мы отметили выше, но являются частью большого Божьего повествования о мире, в котором Он хочет нас видеть и к которому Он нас ведет, где жизнь человека воплощает Его замыслы и волю. Для этого нужно упразднить историю всего мира (который стенает от боли), подчинив мир новой истории, где боль заканчивается освобождением. Декалог открывает эту историю: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2).
Декалог по форме напоминает заветы (договоры) между царями и народами. Царь обещает покровительство, а народ – лояльность и исполнение требований царя. Таким образом народ брал на себя обязательство соблюдать все законы и постановления царя. А царь брал под защиту народ. Декалог похож на такие взаимоотношения, в которых царем является Бог Яхве, а народом завета – Израиль, который должен был соблюдать уставы и повеления своего Царя.
В отличие от остальных, заповедь о субботе особо подчеркивает статус человека, к которому она обращена, – к тому, у кого есть рабы. Не все израильтяне имели рабов. Если почти у всех были дети, у большинства – скот, то рабы вряд ли были у всех. Наверное, Бог желал, чтобы те, кто благодаря своему экономическому успеху (или по другой причине) занял лучшие социальные позиции, были уравнены с теми, кто был в социальной и экономической зависимости. Для всего израильского сообщества в этой заповеди есть повеление работать (шесть дней) и отдыхать в седьмой день. Но от хозяина зависело, смогут ли их домашние и те, кто работал на них, кто им принадлежал, отдыхать в этот день или нет. Для тех, от кого это зависело, требуется святить этот день (Исх. 20:8), свято хранить его (Втор. 5:12).
Адресатом мог быть не только отец как глава семейства и хозяйства, но в последующие этапы развития и царь Израиля. Ему повелевается быть стражем субботы. Как ныне мы говорим, что президент – гарант конституции, так и царь Израиля должен был первый соблюдать субботу у себя и контролировать исполнение Закона. Таким образом, мы можем сказать, что адресатом является весь Израиль, но заповедь уточняет: это отец семейства, хозяин, царь. Все должны наблюдать, чтобы весь народ: сыновья и дочери, рабы и пришельцы – все покоились в седьмой день.
Рабы (и пришельцы) имеют право пользоваться тем же благом отдыха от повседневной работы, как и их хозяин. А обязанность следить за этим возложена на отца, хозяина и царя. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний».
Заповедь исключительной важности
Итак, суббота – беспрецедентное событие в древнем мире. Она дана, чтобы установить Божью справедливость для всех. Когда право на отдых закрепляется в законодательном порядке. И особенно имеют право те, кто работает больше всех и, как правило в истории человека, имеет либо меньше прав, либо вообще не имеет никаких прав. Они должны были отдыхать, как и их хозяева. И работать шесть дней должны были все – от раба до царя(!). Исходя из этого, суббота – не ритуал, не священный день, а справедливость (праведность) Бога в этом мире. В двух случаях (см. табл.) субботу обосновывают вроде как две истории: творения и искупления, или восстановления, но это одна история Бога. Творение, которое находится в стенании и боли, восстанавливается Богом, чтобы явить Его справедливость в мире, и Он повелевает, чтобы боль, которую они испытали в Египте, никогда не вернулась в этот мир. Чтобы та несправедливость, под которой они стенали, была искоренена в жизни народа, а для этого должен соблюдаться Закон. Гарантом Закона являлся Сам Бог завета – Яхве. Когда Закон нарушался, говорили Его пророки. Кто соблюдает его, тот праведен, законопослушен. Но праведность не в том, что израильтянин соблюдает субботу, а в том, что через соблюдение субботы он приносит справедливость Бога в этот мир, в общество.
Часто мы говорим, что суббота как день покоя нужна для восстановления сил и поклонения Богу. Отдых действительно позволяет восстановить силы. «Восстановление» – подходящее слово, чтобы понять историю искупления. Бог восстанавливает Свое творение. Вот почему, наверное, в двух вариантах Декалога приводятся обоснования с разных точек зрения: истории творения и истории искупления, или восстановления. Именно с точки зрения восстановления творения Иисус исцелял в субботу. В этот день творение, которое стенает от боли, болезней и немощи, восстанавливается в Божью славу (Лк. 13:16; Ин. 9:3).
Важность соблюдения субботы подчеркивается суровостью наказания за это нарушение. Если нарушается суббота, значит, снова кто-то порабощается, кто-то лишается благ Божьего завета – права на отдых, права на поклонение Богу Творцу и Искупителю. Поэтому «мелочный» подход, который задается вопросом: соблюдать субботу или нет, как ее соблюдать, – неверен и не отображает следование Божьему Закону в том смысле, в котором он дан, а именно – в смысле установления праведности для всех. Это то, что назвал Иисус «отцеживанием комара». Когда ритуалы соблюдаются, а справедливости нет.
Суббота для человека
Нет дел для Бога, которые бы не были делами для человека. Милости и справедливости Бог желает не для Себя, а для ближнего. Это и есть поклонение Богу, когда утверждается Его история, Его Закон, Его справедливость среди нас. Обязанность народа Божьего по отношению к Богу – это уважение прав соучастников завета, которые выразил Бог. Это и есть то, к чему мы так привыкли: «возлюби ближнего», «не делай того, чего себе не желаешь». Верность Богу, таким образом, это не просто внутреннее чувство по отношению к Богу; не просто что-то делать для Бога: что-то читать, что-то почитать, что-то освящать, что-то соблюдать, что-то петь, ходить куда-то.
Итак, Божья история, план которой мы обнаружили в введении (Быт. 1:1–2:3): творение – благословение – умножение – обладание – покой, несмотря на препятствия, которые вызвал грех и непослушание, неизменно движется дальше через утверждение Его Закона. Справедливость Бога, отображенная в повелении о субботе, развивается в таких установлениях, как субботний год и юбилейный год. В этих установлениях повелевается покой для всей земли в седьмой год, а на пятидесятый – возвращение свободы для рабов, возвращение утерянного права на обладание своей землей.
Божий порядок
Соблюдение седмичного недельного цикла (шесть дней работы, седьмой – покой) утверждало Божий порядок и Его историю в мире, где люди жили под властью различных мировоззрений и порядков. В Египте был свой культ и порядок, в Ханаане – свой и в Вавилоне – свой. Израиль вступает на мировую арену как носитель нового понимания мира. Впрочем, это не новая история, а та, которая началась еще при сотворении и которая завершится так, как ее задумал Бог. Субботний день – это тот покой, которого не хватало Израилю в рабстве. Это тот покой, в котором нуждались все, а рабы особенно, во все времена. Кто даст этот покой? Израилю его дал Бог Яхве.
Сегодня Церковь продолжает возвещать эту историю, возвещать покой, который ищут многие. Покой этот дает Иисус Мессия, Который возвестил юбилейный год справедливости Божьей (Лк. 4:18–21) и Божий покой, Божью субботу: «Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28–29).
«Так Вы чтите день Господен, соблюдаете его?» – «Да, конечно, чту день воскресения Господа – как день восстановления Божьего творения, как провозглашение того, что Бог совершает Свою историю так, как задумал. Но соблюдать нужно не день, а Его волю, чтобы среди нас была Его справедливость».