Вера и Жизнь 3, 2012 г.
Парламент мое служение Богу и людям
Вальдемар Цорн
Беседа с Павлом Унгуряном, членом Верховной Рады Украины
Ни для кого не секрет, что доверие народа к своим избранникам находится не на самом высшем уровне. Поэтому мы решили поговорить с Павлом Унгуряном, чтобы узнать, как смотрит на заповедь «Не кради» и другие, волнующие нас, простых смертных, вопросы депутат Верховной Рады, христианин.Павел Унгурян – депутат Верховной Рады Украины с 2008 года. Работает в составе Комитета по вопросам социальной политики и труда и в Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации.Председатель межфракционной депутатской группы «За духовность, моральность и здоровье Украины». Автор многих известных законов: о борьбе с детской порнографией, о запрете рекламы и трансляции услуг ворожеек и экстрасенсов, о социальной защите многодетных семей и пр. В 2009 году первый президент Украины Л. Кравчук вручил Павлу Унгуряну Знак отличия с формулировкой «За добросовестную депутатскую работу и высокий личный рейтинг законодательной деятельности по социальным вопросам в ВР VI созыва».
Павел, представьтесь, пожалуйста, нашим читателям.
Мне тридцать два года. По отцовской линии я родом из Одесского региона. Но родился в г. Бельцы, Молдавия, на родине моей мамы. Я баптист в 4-м поколении. Дед по линии отца был пастором маленькой сельской церкви. Когда дед умирал, попросил моего отца продолжить служение в церкви. Этот период и для меня стал началом моего осознанного служения Богу. Мы переехали в это маленькое украинское село, где отец стал проповедником, мама создала воскресную школу, а я стал заниматься с подростками. Тогда мне было четырнадцать лет.
После окончания школы, по милости Божьей, мне удалось поступить в один из самых престижных вузов Украины – Национальную юридическую академию в г. Одессе, где после пяти лет обучения я получил степень магистра права.
Мою жену зовут Юлия, у нас прекрасная доченька, ей один годик и два месяца.
Сколько лет Вы уже являетесь депутатом украинского парламента?
Около четырех лет.
Почему Вы решили баллотироваться в парламент?
Господь вел меня путем служения. Когда я приехал на учебу в Одессу, попал в Первую баптистскую церковь. Там покаялся, принял крещение. В этой же церкви был избран руководителем молодежи.
Но параллельно Бог направлял мою жизнь и в сторону государственного управления. На третьем курсе моего обучения представители мэрии г. Одессы пригласили меня на работу в качестве консультанта, затем я стал помощником вицемэра Одессы. Я верю, что это Бог меня вел, так как в моем случае не было никакого «патроната» со стороны влиятельных родственников. Затем я работал в системе областной государственной администрации, по-том в системе Кабинета министров Украины. А в 24 года возглавил департамент стратегического планирования Министерства экологии Украины. Позже Бог открыл и двери парламента.
А как отреагировала Ваша семья, когда Вы решили связать свою жизнь с политической деятельностью?
Семья отреагировала глубокой молитвой и постом. Это было непростое решение для всех нас. На тот момент я уже нес служение руководителя молодежи Союза евангельских христиан-баптистов Украины. И уже тогда было много разговоров о том, что невозможно совмещать служение в Союзе ЕХБ с моей парламентской деятельностью. Я много молился, советовался с братьями. Хорошо помню совет ныне покойного Василия Ефимовича Логвиненко, который сказал замечательные слова: «Если тебе придется когда-то выбирать, то лучше оставь политику, а не служение. Пока можешь совмещать эти вещи, совмещай, но ни в коем случае не оставляй служение!»
Мы находимся сейчас в стенах Верховной Рады. Немного непривычно брать интервью для христианского журнала в таком месте, но я хотел бы сейчас абстрагироваться от этого и пообщаться с Вами не как с депутатом, а как с братом по вере.
Я рад, что мы – братья во Христе.
Хочу задать Вам достаточно прямой вопрос. Вы несли служение в Союзе ЕХБ Украины. После того как Вы стали народным депутатом, у Вас, наверное, стало меньше времени для служения. Не думаете ли Вы, что это был «шаг назад»? Где Ваши главные приоритеты сейчас?
Не думаю, что это был «шаг назад», потому что в жизни как христианин я придерживаюсь принципа «открывающихся дверей». Пресвитер нашей церкви, многолетний служитель Евгений Захарович Иванов, нас, молодых верующих, в свое время научил этому принципу. Это поиск Божьей воли, молитва, пост и после-дующее молитвенное наблюдение за тем, какие двери Бог открывает. Не ломиться в закрытые или забаррикадированные двери, не ломать стены, а открывающиеся двери воспринимать как милость Божью.
Когда Бог меня, двадцативосьми-летнего парня, без роду-племени, ввел в парламент, моложе меня был только один депутат – сын сегодняшнего президента Украины.
Мои родители жили и работали в колхозе. Моего деда преследовали за веру. Никаких предпосылок к тому, чтобы я стал парламентарием, не было. И для меня это однозначное подтверждение, что Бог действует. В своем сердце я четко понимаю, что мой приход в парламент – это был «шаг вперед», а не назад. Бог расширил пределы моего служения. Будучи служителем в евангельско-баптистском братстве, я мог нести служение среди церквей. Сегодня же я могу нести служение еще и среди украинского общества, среди политиков.
Для меня парламент – это не основной вид деятельности, а приложение к главному – служению на ниве Божьей. Моя официальная деятельность – это еще и подспорье в решении многих вопросов, в том числе и таких, как защита от рейдерских атак на церкви и христианские учебные заведения, и многих-многих вопросов «на местах».
Кроме этого, после семи лет молодежного служения в Союзе ЕХБ Украины Господь направил меня на новое служение – руководителя молодежного комитета Евро-Азиатской федерации ЕХБ. И в этом новом служении, которое направлено прежде всего на миссионерскую по-мощь «закрытым» странам, возможности парламентария очень важны.
Я знаю, что Ваше служение в парламенте не ограничивается толь-ко такими вопросами. Расскажите, пожалуйста, инициатором каких законопроектов выступили Вы, работая в парламенте?
Да. Речь идет о десятках за-конов и инициатив, разработанных и поданных мною и другими парламентариями-христианами: о чистоте интернета, о защите общественной морали, о борьбе с детской порнографией, об ограничении продажи алкоголя, о запрете рекламы табачных изделий, о запрете рекламы и трансляции услуг ворожеек и экстрасенсов...
А церковь благословила Вас, когда Вы приняли решение идти в парламент?
Да, наша Первая Одесская церковь ЕХБ поддержала меня в этом решении. На богослужении служителями была совершена специальная молитва. И я очень дорожу тем, что моя большая семья – церковь – поддержала меня.
Неужели вся церковь? Ведь не у всех христиан одинаковое отношение к христианину-политику..
Конечно, и тогда, и сейчас не все меня понимают. Этот вопрос пока еще вызывает много толков во многих церквах. Но для меня моя парламентская работа, как я уже говорил, является служением. Она очень тесно переплетена с моим основным служением, которое я продолжаю нести и в Союзе ЕХБ Украины, и в Евро-Азиатской федерации евангельских христиан-баптистов. Поэтому внутреннего конфликта у меня нет. Наоборот, я часто цитирую нашего брата и мое-го старшего наставника Александра Турчинова, что пример евангельских христиан, находящихся на высших позициях в государстве, может стать основанием для выработки последующих социальных доктрин братства...
У Вас, наверное, были какие-то мечты, ожидания, когда Вы шли в парламент. Они исполнились, или есть определенное разочарование?
Я вижу огромную милость Божью в этой работе. И даже то, что это интервью замечательному христианскому изданию «Вера и жизнь» сейчас записывается в кулуарах парламента, огромное свидетельство того, как меняется Украина и как Бог оказывает Свою милость Украине. У меня была меч-та: организовать общение христиан в парламенте. И по милости Божьей эта мечта становится явью.
Вы сейчас говорите о депутатской молитвенной группе?
Да. Каждый четверг, в восемь часов утра, христиане, работающие в парламенте, собираются для общения, для совместной молитвы, для изучения Слова Божьего. Эта группа медленно, но качественно растет. Когда мы начали это служение в 2008 году, нас было четыре чело-века. На сегодняшний день нас уже около 15 человек. И в день, когда мы молимся, даже сессия в парламенте как-то спокойнее проходит.
И что еще важно: на молитву при-ходят парламентарии, принадлежащие к разным конфессиям, – православные Московского Патриархата, Киевского Патриархата, католики, протестанты. У нас есть график разбора Библии. Мы вместе молимся молитвой «Отче наш». Мы настолько сблизились, что часто высказываем друг другу очень личные нужды, переживания. Мы из разных партий, разных фракций, но нас объединяет Господь и Его Слово. Между нами – мир, любовь, взаимопонимание.
А что для Вас самое ценное в этой молитвенной группе?
Наши очень близкие взаимоотношения. Мы друг друга называем братьями и сестрами. Мы едины во Христе. Иногда выступают слезы, когда думаю о том, что мы такие разные, но можем здесь быть едиными.
Библия однозначно говорит о том, что Церковь и мир несовместимы. Церковь всегда будет «изгоем». Вы как представитель Божьей Церкви здесь, в парламенте, чувствуете дискомфорт оттого, что Вы – «другой»?
И да, и нет. Когда речь касается каких-то шумных празднований, стараюсь поступать, как учит Библия, – не иду на компромиссы и чувствую на себе недоуменные взгляды. С другой стороны, я увидел милость Божью в том, что многие парламентарии относятся с уважением к нашей последовательной позиции. Считается, что баптисты – серьезные, надежные люди. Мы малое стадо, но и здесь Бог дает милость, чтобы дети Его сияли и Слово проповедовалось.
Достоверный факт, что не все законы, которые принимаются в парламенте, четко и однозначно прописаны. Это часто приводит к ситуациям, когда все зависит от трактовки того или иного пункта за-кона чиновниками. К чему это может привести – несложно догадаться. Что бы Вы посоветовали христианам, которые хотят жить святой, угодной Богу жизнью, но часто сталкиваются с ситуацией, когда, например, у них вымогают взятки?
Тяжелый вопрос. И про законы Вы правы. Но главная проблема не в качестве законов, а в неисполнении их. В Украине уважение к закону не очень развито. Для себя я разделяю эти вещи. Есть ситуации, когда можно обойтись без взятки, и я призываю всех в этих ситуациях проявлять христианскую твердость, принципиальность и не идти на поводу у тех, кто их вымогает. Но есть ситуации, в которых трудно определить однозначно, что мзду давать нельзя. Приведу один реальный пример, не называя ни стран, ни названий. Одна западная организация везла в другую страну очень ценный груз гуманитарной помощи. Завозила через территорию одной непризнанной республики. Груз предназначался детям-сиротам. Его незаконно заблокировали на границе этой непризнанной республики. Три месяца груз находился на складе. Требования были выдвинуты совершенно ясные – заплатить деньги. В связи с тем, что в этой республике международное право не признается, юристы, которые занимались этим вопросом, так и не смогли найти выход из сложившейся ситуации. Вот вопрос ко всем: как поступить в данной ситуации?
Кроме того, достаточно часто мы сталкиваемся с ситуациями задержания или ареста наших миссионеров, когда единственное требование власть имущих – это предложение решить вопрос «по-любовно». И будет ли правильным рисковать жизнью и здоровьем служителей?
Тема этого номера журнала заповедь «Не кради».
Понятие воровство – очень широкое. (Смеется.) Интервью с политиком в номере по теме «Не кради» – это действительно интересно. Может быть, подождать, когда тема «Благодать» будет?
Нет, Павел, могу предложить еще только тему «Не пожелай», по сути не очень отличающуюся от данной. (Оба смеются.) Не могу не задать вопрос, напрямую связанный с темой журнала: как Вам удается бороться с искушениями, которым, наверное, подвержен каждый депутат? Я говорю об искушениях, которые сулят материальные блага при условии лоббирования чьих-то интересов?
Слава Богу, лоббирую только одни интересы: интересы духовности, нравственности, морали в нашем обществе. (Улыбается.) Откровенно скажу, за это лоббирование никто не платит и взяток не дает. Более того, часто нам самим приходится противостоять очень серьезному сопротивлению: табачному лобби, алкогольному лобби. А как лоббировали деятельность всех этих экстрасенсов, гадалок, ворожеек, биоэнергетиков! Огромные деньги за ними стоят! Так что мне и моим коллегам – братьям по вере – в этом случае легко. Все знают нашу позицию. Мы как христиане принципиальны в этих вопросах.
Павел, благодарю Вас за время, которое Вы уделили для беседы, и приятный, непринужденный разговор.У журнала «Вера и жизнь» приблизительно 700 000 читателей, которые живут в 62 странах мира. Это и христиане, и люди, которые находятся на пути к Богу.
У Вас есть возможность каждому из них пожелать что-то особенное, личное
Желаю, чтобы эти два понятия – «вера» и «жизнь» – были неразрывными. Желаю этого и себе, и своим коллегам, и всем читателям журнала. Часто так бывает, что жизнь христианина протекает по каким-то своим законам и правилам, а вера заключается только в красивой благочестивой маске на лице в воскресный день.Желаю, чтобы вера и жизнь были очень плотно переплетены в жизни каждого из нас, чтобы не быт определял веру, но наша вера определяла нашу жизнь!