+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2015 г.

Vultus est index animi

Надежда Орлова
«…А вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы».
(Н. Некрасов)

Наверное, ни один орган человеческого тела не наделен таким количеством эпитетов и приписываемых ему свойств, как глаза. Это не только орган зрения, но и орган чувств. «Глаза – зеркало души» – одна из самых известных фраз. Авторство приписывается Л. Н. Толстому, но знатоки утверждают, что это древняя латинская поговорка: «Vultus est index animi».

Наш взгляд может быть нежным и убийственным, тоскливым и искрящимся, затуманенным слезой радости или боли. В детстве, когда мы чувствовали свою вину перед родителями и стояли, «ниже плеч буйну голову повесив», то часто слышали от них: «Посмотри мне в глаза!» Помните? Вам тоже так говорили? И мне. И было ужасно трудно поднять голову, оторвать взгляд от пола и посмотреть в глаза отцу и матери. Почему так трудно было это сделать?

Случаются и другие неприятные моменты, например, ссора. Смотреть в глаза друг другу невозможно. Почему? Быть может, потому, что взгляд настолько раскрывает наше внутреннее состояние, будто все тайные мысли и чувства, которые в этот момент пытаешься спрятать глубоко в себе (чтобы не выдать их ни малейшим образом), открываются, выносятся на свет и становятся достоянием другого. Он, другой, и сформулировать-то не сможет, что там увидел, и пересказать не сможет, а внутренним чувством все поймет. И слов не надо, и объяснений. Достаточно лишь взгляда.

Сколько образных выражений, способных заменить многословные описания, существует в речи! У изумленного человека «глаза на лоб лезут». У растерявшегося от обилия товаров «глаза разбежались». Разгневанный в сердце бросает фразу: «Глаза б мои на тебя не смотрели!» Желающий сообщить нечто тайное приглашает побеседовать «с глазу на глаз». Требующий правды приказывает «говорить все в глаза». Влюбленный может «утонуть в глазах» возлюбленной или «положить на нее глаз». А у того, кто долго заблуждался, вдруг «глаза открываются».

***

«Если верить старому убеждению, что глаза – зеркало души, то душа стоящего перед ним человека была пуста, как скорлупа гнилого ореха».

(Н. Шпанов)

А к рассуждениям этим подтолкнул меня небольшой рассказ, который услышала я от человека, мальчишкой видевшего Сталина. Встреча произошла в далеком 1943 году. Дети сотрудников, обеспечивающих безопасность советского руководства, играли во дворе, когда увидели приближавшуюся группу во главе с вождем. Сталин остановился возле мальчика и, заглянув ему в глаза, спросил:

– Ты чей?

–Папин.

– Это понятно. Фамилия как?

Окружение тут же доложило фамилию и звание отца ребенка.

– Хорошо ли кормят? – это опять вопрос к маленькому собеседнику.

– Отец паек получает.

К Берии, стоявшему рядом:

– Распорядись, чтобы пацану выдавали офицерский паек.

Выслушав, задаю вопрос:

– А что запомнилось? Была ли какая-то особенность в этом человеке?

– Да обыкновенный: рыжий, лицо все оспой побито, ничего особенного… Хотя была одна деталь, которая поразила и которую помню до сих пор. Его глаза. Они были, как дырки. Когда несколько секунд я смотрел в них, то мне показалось, что проваливаюсь в черную, бездонную пропасть. Глаза будто затягивали в яму. Очень страшно и неприятно было в них смотреть.

Если глаза – зеркало души, то это была выколотая душа?

***

«Не каждый слепой пребывает во тьме, но каждый, пребывающий во тьме, слеп».

(К. Прайс)

Эту же фразу про глаза и зеркало повторяет и В. Короленко в своем произведении «Слепой музыкант». Судьба мальчика, родившегося слепым, трагична и тяжела. Окружающий мир непознаваем. Ребенок настолько перегружает нервную систему обилием незнакомых звуков, что теряет сознание. Его слух обострен до невероятной степени: этим органом чувств мозг пытается компенсировать отсутствие зрения. Однако мир стремительно проносится мимо, огибая слепца, стоящего на его пути, и уносясь прочь.

Также проносился мир мимо слепого нищего, что сидел при дороге, когда по ней шел Спаситель. И, в отличие от мира, Создатель остановился. И мир рядом замер. И в эту минуту слепой оказался не на обочине мироздания, как было с самого его рождения, а в его центре: «И прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (Ис. 29:18).

Ничего нового не скажу: заблудшее человечество бродит в темноте, то есть оно слепо. Увидеть ничего не может, но может услышать: «Ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердца ваши» (Евр. 3:7–8). А услышав голос и не ожесточив сердце, оно окажется в центре со Христом.

В детстве к нам часто в гости приезжала мамина подруга. Своей семьи у нее не было, поэтому всю любовь и внимание она отдавала родным и близким. Это была энергичная, деятельная женщина, любительница путешествий и походов за грибами. На родном предприятии работала по линии снабжения, а те, кто знает советское производство, помнят, какими пробивными качествами должен был обладать снабженец, чтобы в условиях тотального дефицита обеспечивать поставки. Ее отец был основателем поместной церкви, за что и поплатился в 1937 году. Его дочь всегда была верной христианкой и деятельным сотрудником на Божьей ниве. И, конечно, ее живая натура отражалась в глазах яркими искорками. Глаза всегда улыбались с легким задором: «А вот мы сейчас с тобой затеем что-нибудь этакое!»

Распад Союза отделил нашу семью от нее не только границами, но и гражданскими войнами. Письма не доходили, телефонной связи не было. И спустя двадцать два года состоялась встреча, правда, виртуальная, с помощью компьютерной техники. На экране монитора мы увидели старушку восьмидесяти семи лет, согбенную годами и испытаниями, но не сокрушенную. Я не могла ее узнать, пока не разглядела близко и четко глаза – с задорной искоркой, с молодой улыбкой. А вот она меня не увидела, потому что уже несколько лет как ослепла.

А может быть, верующие не могут потерять зрение?

Архив