Вера и Жизнь 3, 2015 г.
Слово о милосердии
Иоанн Златоуст
Он (Господь) соделал тебя участником Своих благ, не только не получив ничего Сам от тебя, но еще предупредив тебя этим неизреченным благодеянием. Итак, не великое ли безумие получать такие дары и между тем самому быть нечувствительным и не воздавать взаимно за благодеяние, и притом меньшим за большее? Он соделал тебя наследником неба, а ты не хочешь пожертвовать для Него и земным. Он примирил тебя с Богом, несмотря на то что ты не только не сделал ничего доброго, но даже был врагом, а ты не хочешь воздать другу и благодетелю, тогда как, не говоря о Царствии и обо всем прочем, ты обязан воздать Ему благодарность за то самое, что можешь дать.
Когда рабы приглашают господ на пир, делают это не с тем, чтобы доставить им удовольствие, но чтобы самим получить от них. Между тем здесь, напротив, не слуга пригласил своего господина, но Господь призвал слугу к трапезе Своей. А ты не хочешь пригласить Его и после этого? Он Сам первый ввел тебя в дом Свой, а ты не хочешь сделать этого и теперь? Он прикрыл твою наготу, а ты и после этого не хочешь дать Ему приюта как страннику? Он прежде утолил жажду твою из Своего сосуда, а ты не хочешь дать Ему и капли холодной воды? Он тебя напоил дарами Духа Святого, а ты не хочешь утолить и телесной Его жажды? Он тебя напоил Духом, тогда как ты был достоин наказания, а ты презираешь Его, когда Он жаждет, и это несмотря на то, что ты должен употребить Его же дары?
Ужели ты почитаешь маловажным держать ту чашу, которую будет подносить к устам и из которой будет пить Христос? Ужели ты не знаешь, что один только священник имеет право предлагать чашу? «Но Я на это не смотрю строго, – говорит Христос, – а принимаю и у тебя.
Хотя бы ты был мирянин, Я не отвергну тебя и не требую того, что Я сам тебе дал. Я требую не крови, но студеной воды».
Представь, кому ты предлагаешь питие; представь – и трепещи. Помысли, что ты сам делаешься священником Христа, когда руками своими подаешь не тело, не хлеб, не кровь, но чашу холодной воды.
Он облек тебя одеждою спасения, и облек Сам; и ты сделай то же, хотя через раба. Он прославил тебя на небесах; а ты, по крайней мере, защити Его от страха, наготы и бесславия. Он удостоил тебя жительства с ангелами; а ты прими Его только под кров твой – по крайней мере, дай Ему приют, как бы рабу своему. «Я не пренебрегаю приютом этим, – говорит Христос, – хотя Сам Я отверз для тебя целое небо. Я освободил тебя от тягчайшего плена, но не требую того же от тебя и не говорю: освободи Меня; для Моего утешения довольно, если ты только обратишь на Меня внимание, когда Я нахожусь в узах. Я воскресил тебя из мертвых и не требую, чтобы и ты сделал то же; но говорю: посети Меня только во время Моей болезни».
Итак, каких адских мучений не достойны мы, ежели при столь великих благодеяниях, изливаемых на нас, и при столь легких требованиях от нас не исполняем и последних?
Будучи бесчувственнее камня, мы по всей справедливости пойдем в огонь, уготованный дьяволу и ангелам его.
Скажи мне: какая бесчувственность с нашей стороны, когда мы, получая столь великие дары и столь великие имея в виду, остаемся рабами богатства, с которым скоро, может быть, против воли своей, должны будем расстаться? Тогда как другие пожертвовали жизнью и пролили кровь свою, ты для Небесного Царствия и столь великой славы не хочешь пожертвовать даже своими избытками.
Какое ты заслужишь прощение, какое получишь оправдание, если ты при засеве поля охотно вверяешь земле все семена и, давая в заем людям, ничего не жалеешь, а к бедным остаешься так жесток и бесчеловечен, к бедным, в лице коих ты питаешь Самого Господа?
Итак, зная, что мы получили, что надеемся получить, и то, что требуется с нашей стороны, и размышляя обо всем этом, покажем всякое рвение к делам духовным.
Будем снисходительны и милосердны, чтобы нам не подвергнуться тяжкому наказанию.
Почему ты удивляешься, что милосердие служит отличительным признаком человечности?
Оно есть признак Божества!
Великую и мудрую душу ничто столь не поощряет к добрым делам,как сознание, что этим она уподобляется Богу.
Милостыня есть искусство,училище которого находится на Небесах,а учитель – Сам Бог.
Христос повелел нам давать нуждающимся для того, чтобы нас,живых, сделать мудрыми, чтобы убедить презирать деньги,чтобы научить не уважать земного.
Как дети знатных людей носят на шее украшения и никогда не снимают их в знак благородства,так и нам всегда должно возлагать на себя милостыню,чтобы показать, что мы дети Милосердного.
Иоанн Златоуст
Милость, исходящая из поврежденного человеческого естества,противна правде; милость, изливающаяся из заповедей Евангелия...находится в неразрывном союзе с правдой Божией,служит выражением ее.
Не может быть милости там, где нет суда и правосудия.
Епископ Игнатий(Брянчанинов)