+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2015 г.

В поисках самородка

Александр Залецкий

Всякий раз, когда я открываю Священное Писание и, следуя совету Христа, начинаю исследовать тот или иной текст живого Божьего Слова, меня охватывает чувство, которое испытывает старатель, слой за слоем разрабатывающий золотую жилу. Радостное предвкушение: еще одно усилие – и редкостный самородок будет найден! Но между мной и старателем есть существенная разница. Когда золотая жила иссякнет, его неминуемо ждет разочарование; я же (и такие, как я) не разочаруюсь никогда: наша «золотая жила» – неиссякаема!

В этой статье я буду исследовать «золотую жилу» Послания к галатам апостола Павла: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие…» (5:22).

Данное послание – своеобразный гимн свободы во Христе, гимн непреходящему и неоспоримому преимуществу спасительной веры перед порабощающим законом: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).

На текст о плоде Духа (Гал. 5:22) сказано немало проповедей и написано множество богословских статей. Кажется, что этот стих исследован «вдоль и поперек» и извлечь из него что-то новое – задача непростая. И все же, поскольку жила неиссякаема, постарательски, слой за слоем, пройдем ее вновь в надежде отыскать самородок.

Слой первый:плод духа.

В Новом Завете это словосочетание встречается дважды. В Послании к галатам (5:22) слово «дух» в некоторых изданиях Нового Завета написано со строчной буквы, а в Послании к ефесянам (5:9) употреблена прописная буква: «…Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». Сравнивая эти два стиха (Гал. 5:22 и Еф. 5:9), мы обнаруживаем некоторое созвучие. Это позволяет предположить, что и в исследуемом нами стихе следовало бы слово «дух» тоже писать с прописной буквы. Тогда было бы предельно ясно: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера – это плод Духа

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне». Ин. 5:39

Однако давайте рассмотрим эти слова в контексте. Стих девятый из Послания к ефесянам начинается с причинного союза «потому что», который отсылает нас к предыдущему стиху. Вот как выглядит фраза апостола Павла полностью: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как дети света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8–9). О ком говорит здесь апостол Павел?

О нас с вами! Это мы были «некогда тьма», но, приняв Иисуса Христа в сердце, стали «светом в Господе», т. е., родившись свыше, стали Его плодом! «Вы свет миру», – говорит о нас Христос.

Заметьте, Иисус не говорит: «Вы станете светом миру». Он утверждает, что мы уже свет миру. Плод родился, ему остается духовно созреть.

Теперь так же, в контексте, рассмотрим стих 22 из 5-й главы Послания к галатам: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водимы, то вы не под законом. Дела плоти известны: это прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда…» (Гал. 5:16 –20).

Этот контекст показывает, что плод духа противопоставлен делам плоти. Это не позволяет нам усомниться в том, что апостол Павел говорит здесь о плоде нашего духа. Ключом к такому пониманию этого места Священного Писания являются слова Господа Иисуса Христа, обращенные к ученикам, когда Он говорит о Себе как об истинной виноградной лозе (Ин. 15:1-8). К этому мы обратимся позже. А пока рассмотрим сам плод.

Слой второй:плод «в разрезе»

В богословской литературе и проповедях объяснено, почему любовь, радость, мир, долготерпение… – не разные плоды, а один плод. Этот плод нашего духа можно сравнить с плодом гранатового дерева: один крупный плод содержит внутри множество зерен, наполненных целебным соком, который необходим людям, причем более всего – нездоровым. К примеру, этот сок очень полезен для страдающих анемией и гипертонией – болезнями, способными убить человека.

Иными словами, текст из Послания к галатам о плоде духа – это образ нашего характера, который мы приобретаем в течение христианской жизни, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…» (Еф. 4:13). Каждое качество этого характера непременно должно быть явлено людям и обладать целительным для них действием, иначе мы не сможем быть светом миру, не сможем явить ему Христа.

Теперь рассмотрим одно из качеств характера христианина – милосердие. В Библии это слово употребляется по отношению как к Богу, так и человеку. В Септуагинте, когда речь идет о милосердии Божьем, употребляются слова ελεημοσύναι (элэимосинэ – милостыня, милосердие, Плач 3:22) и έλεος (элеос – милосердие, Дан. 9:9). Когда же речь идет о человеке, используется слово с другим корнем – οικτιρμός (иктирмис – милосердия, мн. ч., Дан. 4:27).

В греческих текстах Нового Завета, в том числе в Послании к галатам (5:22), употреблено слово αγαθωσυνη (агафосинэ – доброта).

Эти наблюдения позволяют предполагать, что милосердие Божье и милосердие человеческое – качества разных уровней: мы не можем быть столь же милосердными, сколь милосерден Бог. Но важно понять, в чем суть нашего милосердия и какова доля нашего участия в формировании этого качества характера.

Вновь обратимся к контексту рассматриваемого нами стиха (Гал. 5:16–20). Нехитрый анализ позволяет увидеть, какому делу плоти противопоставлено качество характера милосердие. Оно противопоставлено вражде (слово «милосердие» стоит шестым в ряду и слово «вражда» – тоже в ряду шестое!).

Таким образом, слово «милосердие» – антоним слову «вражда». На мой взгляд, это важное наблюдение, поскольку подтверждает заповедь: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»(Рим. 12:21).

Значит, милосердие как качество нашего характера – это, по сути, оружие против зла, и «заряжено» оно добрыми делами, добрыми мыслями, добрыми намерениями, добрыми словами.

Слой третий – тайна плодоношения.

Но ведь быть милосердными нас учили с детства. Я был таковым, когда еще не знал Бога. Однако если мы отмотаем ленту памяти назад и проанализируем наши дела и поступки, совершенные, когда мы были «от мира сего», выяснится, что мы были милосердны далеко не всегда. Наше милосердие носило избирательный характер: мы проявляли его к тем, кто, по нашему мнению, этого заслуживал. Да и то отнюдь не постоянно. Что же изменилось, когда мы приняли Христа в сердце и последовали за Ним? Да, мы, конечно же, не можем быть такими милосердными, как Бог, но теперь наше милосердие становится неотъемлемой частью характера и должно быть нелицеприятным, как нелицеприятен Сам Господь:«Всякому, просящему у тебя, давай и от взявшего твое не требуй назад.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным, и к злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден»(Лк. 6:30–36).

Эти слова Христа не нуждаются в комментариях. Они раскрывают сущность христианского милосердия. Но способны ли мы быть милосердными, как Отец наш? Способны ли мы вообще приносить какой-нибудь добрый плод сами по себе? Конечно же, нет!«Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я – лоза, а вы ветви.

Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками»(Ин. 15:4–6, 8). И далее: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите у Отца во имя Мое, Он дал вам»(Ин. 15:16).

Мы плодоносны только, когда «привиты» к лозе – Христу и пребываем в Нем. Без Христа мы ничего не можем! Наше милосердие, таким образом, не является результатом нашего стремления стать лучше.

Наше милосердие, как и характер в целом, – результат действия в нас Бога. В том, что мы теперь способны приносить плод духа, нет абсолютно никакой нашей личной заслуги.

Но неужели от нас не требуется никаких усилий? Апостол Павел в Послании к галатам дает ответ на этот вопрос: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспят Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (2:19–20).

С нашей стороны требуется умереть для закона, сораспявшись Христу, предав смерти свое грязное, ничтожное «я» с его грехами и похотями; отдать без остатка Господу сердце свое и жить верой в Сына Божьего. И еще: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны»(Гал. 5:25).

Слой четвертый – радость практики.

Мы часто обращаемся к этим словам святого апостола, слушаем проповеди на эти стихи, проповедуем сами. Мы уже в полной мере растворили их в разуме и, кажется, готовы принять сердцем. Но как только Господь предоставляет нам шанс принести плод духа (а такой шанс Он дает нам каждый день), многие почему-то этим шансом не пользуются. Когда надо говорить о Христе, мы молчим. При виде нищего, неопрятно одетого, плохо пахнущего человека брезгливо отворачиваемся и проходим мимо. Почему?Не так давно я смотрел фильм-притчу «Как Христос в гости приходил». Сюжет фильма прост: от блаженной, стоявшей на паперти, одна очень верующая христианка услышала о том, что к ней в этот день непременно придет Христос.

Она накрыла богатый стол и стала ждать. Соседский мальчик Ваня тоже слышал эту весть и тоже стал ждать (больше из любопытства).

Вскоре перед окнами их дома появились по очереди то маленький нищий, над которым издевались дворовые мальчишки, то пьяница, то женщина с младенцем. Никого не пожалела верующая христианка, всех прогнала: «Не до вас, мол, – я Христа жду». А Ваня всех приютил, ко всем был милосерден.

Оказалось, в образе мальчишки, пьяницы и женщины с младенцем Христос приходил.

Едва фильм закончился – звонок в дверь. Смотрю в глазок: на пороге – нищенка с маленьким ребенком на руках. И тут началась борьба плоти и духа. Эта борьба продолжалась несколько секунд.

Когда нищенка позвонила во второй раз, дух одержал победу. Я открыл двери и, ни о чем не спрашивая, отдал женщине немного еды и десятину… «Зачем ты отдал цыганке такую сумму денег?» – услышал я за спиной голос матери, как только дверь за нищенкой захлопнулась. Я ничего не ответил, не до того мне было: сердце мое в этот момент трепетало от радости…

Оказывается, быть милосердным на деле нетрудно. Надо только сделать первый шаг. Что помогло мне сделать этот шаг? Я просто посмотрел на цыганку и на себя глазами Христа.

В том, что мне удалось принести плод, нет абсолютно никакой моей заслуги. Быть милосердным – значит быть жертвенным. И жертвовать надо, прежде всего, собой. Апостол Павел говорит об этом в Послании к римлянам: «Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (12:1–2).

У меня в этот раз получилось быть милосердным. Христос помог.

Он обязательно поможет и вам.

Архив