Вера и Жизнь 3, 2018 г.
- Феномен жизни
- Счастливые живут не напоказ
- Ты имеешь слова вечной жизни
- Несколько вопросов к читающим Библию
- В струе Его воли
- Власть наступать
- Человек, поющий в ночи
- Словом и делом
- Скажи нам, когда это будет
- О бабушке, или каких жён нужно искать
- Неудобные люди
- Подписано
- Я могу только восхищаться Богом
- Как обрести победу в стеснённых обстоятельствах
- Не раз средь жизненных тревог
- Письма читателей
Я могу только восхищаться Богом
Интервью с Эльвирой Цорн
Христианскому журналу «Тропинка» исполнилось 28 лет. На постсоветском пространстве, пожалуй, невозможно найти евангельского христианина, который бы ничего не слышал об этом детском издании. Согласно последнему опросу, у «Тропинки» более 1,5 млн читателей в 55 странах мира. Такому успеху могло бы позавидовать любое периодическое издание.
Но идея журнала заключена не в успехе масштабного распространения, а в достижении детских сердец Евангелием Иисуса Христа. Журнал «Тропинка» издаётся на 9 языках, общим тиражом 149 тыс. Все эти годы бессменным редактором «Тропинки» был удивительно посвящённый, мудрый, кроткий, но, самое главное, искренне верующий в Бога человек.
С Эльвирой Цорн я лично знаком более 26 лет.
Она прекрасная жена моего друга и брата в Господе Вальдемара, мать 6 детей и бабушка 15 внуков. Мне выпала честь взять интервью у того, на кого все эти годы старался равняться, а трудоспособностью которого восхищался и продолжаю восхищаться. Спасибо, Эльвира, что согласилась ответить на мои вопросы.
- Насколько я знаю тебя, ты скромный человек. Это качество было выработано с годами или это дар от рождения?
-Если это верно по отношению ко мне, то думаю, что Бог наделил меня этим качеством от рождения. Но, конечно, и жизнь с Богом накладывает свой отпечаток.
- Какие мечты детства тебе удалось воплотить в жизнь?
- Я мечтала быть учительницей. Но когда подросла, поняла, что ничего из этого не получится, так как в атеистической стране (мы жили в Киргизии) у христианина нет никаких шансов стать учителем. Тем не менее Господь исполнил моё желание, подарив мне возможность учить детей жить с Богом по Его законам, то есть через детский журнал быть учительницей в Божьей школе. А ещё я мечтала о благополучной семье – и Господь дал мне замечательную семью.
- Твои родители были людьми верующими?
- Моя мама была верующей. Отец верил в существование Бога, но не был возрождённым человеком и церковь не посещал. Но, слава Богу, в 47 лет он уверовал и тоже стал чадом Божьим.
- Кто из родителей был главным авторитетом для тебя и почему?
- Главным авторитетом для меня была мама. Она была жертвенным, гостеприимным, трудолюбивым, общительным, уповающим на Бога человеком с непоколебимой верой, которую она посеяла и в сердца своих шестерых детей. И не только детей. Моя мама работала бригадиром штукатуров. Благодаря её свидетельству, все сотрудницы уверовали. Не сразу, но одна за другой... В течение десятилетий, до самой своей кончины, мама поддерживала с ними контакт.
- С радостью ли ты посещала общеобразовательную школу? Твои оценки радовали прежде всего тебя или родителей?
- Мне доставляло большое удовольствие учиться, и я любила получать пятёрки. Конечно, родителей радовали мои оценки, но меня, наверное, больше. Правда, в старших классах интерес к учёбе у меня немного ослаб, так как не было перспективы поступить в высшее учебное заведение и получить желаемую специальность. В моей характеристике стояло: «Верит в Бога». Тем не менее я по рекомендации моего начальника по месту работы поступила в техникум на заочное отделение, однако вынуждена была на 4-м курсе прервать учёбу из-за рождения первого ребёнка.
- В то время велась сильная пропаганда коммунистической идеологии, она как-то повлияла на твоё мировоззрение?
- Слава Богу, нет. Господь уберёг меня от сомнений в Его существование, за что я Ему очень благодарна. А притеснения вследствие моего отказа вступить в пионеры и комсомол (октябрёнком я тоже не была) только укрепляли мою веру. Как ни старались учителя, завуч и директор школы «выбить из меня эту дурь» (меня часто вызывали во время уроков к завучу и директору), им это не удалось. Слава Богу, Который давал мне силу и стойкость противостоять и оберегал меня, несмотря на то что я тогда ещё не была чадом Божьим!
- Когда ты осознала, что Бог простил все твои грехи?
- Это было время, когда запрещалось приводить детей в церковь. В немецкую общину, которую посещала мама, детей с собой не брали. Мне было 14 лет, когда моя новая школьная подруга Мария Мартенс пригласила меня на праздник Рождества в баптистскую церковь. Мне очень понравилось там, и я стала регулярно посещать богослужения. Тогда же у меня появился и интерес к Библии. Со временем пришло осознание своей греховности и необходимости в Божьем прощении. Я молилась и томилась в ожидании того сверхъестественного, что Господь совершает в людях. Видимо, я не совсем понимала, что Господь уже всё сделал для моего спасения, и за мной только осталось сделать шаг к Нему, попросить прощения и принять Его дар. Обратилась я к Господу лишь через три года, в 17 лет. И тогда моё сердце запело: «Пусть Иисус моим сердцем владеет, в мыслях и чувствах лишь Он пусть живёт».
- Апостол Фома однажды сказал: «Не увижу – не поверю». Бог сказал ему в ответ: «Не поверишь – не увидишь». Что ты можешь сказать о своей вере?
- Я очень рада, что вера в Бога была заложена у меня с детства. И я благодарна Богу, что Он взрастил её в моём сердце, укрепил через испытания, через Своё Слово, через служение. Я верю в Того, Кто начатое во мне дело доведёт до конца. Оглядываясь назад, могу только восхищаться Богом, Который меня так сильно любит и ведёт по жизни.
- Что для тебя значит посвящение Богу?
- Посвящение Богу значит для меня всецелая отдача себя в Его распоряжение, то есть ответная любовь на любовь Господа: всем сердцем, всей душой, всем разумением. Это возможно лишь, если знаешь, Кто такой Бог. Если веришь, что Он Творец Вселенной и людей, всемогущий, всеведущий, милосердный, долготерпеливый Господь, что Он из любви к людям, ради их спасения, отдал Своего Сына Иисуса на смерть, и если принимаешь Его жертву за тебя, – тогда нетрудно доверить Ему всю свою жизнь.
- Как зародилась идея создания детского христианского журнала «Тропинка»?
- В 1989 году у нас с Вальдемаром появилась возможность полететь по приглашению Якова Кузьмича Духонченко в Украину (мы в 1982 году эмигрировали из Литвы в Германию). Посещая разные церкви, мы рассказывали о духовном богатстве, которое имеют дети в Германии: о множестве христианских книг и журналов для разного возраста, а также о детских песнях и учебных пособиях для учителей воскресных школ. И везде нас просили поделиться этим богатством и что-нибудь придумать для русскоязычных детей. Когда мы вернулись из Киева, у нас родилась идея издавать детский христианский журнал. Мы перебрали множество названий и остановились на «Тропинке». Наше желание было, чтобы этот журнал стал для детей тропинкой к Богу. Затем мы обговорили содержание и решили составить пробный номер.
- Были ли у тебя с Вальдемаром разногласия по поводу содержания, дизайна?
- Нет. У Вальдемара был опыт в издании журнала «Вера и жизнь», а у меня был опыт в воспитании детей, да и у него тоже. У нас их шестеро. Так что в какой-то мере мы знали психологию детей. Мы вместе решили, какие рубрики желательно иметь в журнале, то есть что будет интересно и полезно для детей.
- Сложно ли быть главным редактором не просто детского, но детского христианского журнала?
- Я всегда осознавала большую ответственность перед Богом и перед детьми и, конечно, без Божьей помощи не могла бы справиться с этой задачей. Кроме того, большой поддержкой была и редакционная коллегия. Мне не надо было одной принимать решения как по тексту, так и по оформлению. И я знала, что очень много людей молятся о нас и служении детям через журнал. Это тоже очень ободряло. А собирать материал о Том, Кого очень любишь и Кто очень любит детей и всех людей, доставляло мне большую радость. Рассказывать о нашем Спасителе – собственно, цель и призвание каждого верующего.
- Что для тебя самое важное в подготовке номера?
- Самое важное в подготовке номера – чтобы весь материал служил тому, чтобы показать нашим читателям (маленьким и большим) величие и любовь Бога и это вызвало у них желание жить с Господом, служить Ему и другим указывать путь к Богу.
- На что тебе не хватило смелости или дерзновения?
- Служение, по большому счёту, не было вопросом смелости или дерзновения, а послушания. Я боялась взяться за эту работу, так как не имела соответствующего образования и опыта работы над журналом, но согласилась временно составлять журнал, пока не будет найден подходящий редактор. Однако Господь распорядился иначе и наделил меня необходимыми дарами для этого служения. И так я могла выполнять его на протяжении 28 лет с осознанием великой милости Божьей ко мне и с большой благодарностью Ему за то, что Он мог пользоваться мной и даже давал мне видеть плоды этого служения.
- От чего пришлось отказаться ради работы над журналом?
- Отказаться мне ни от чего не пришлось. Я знала, что самая основная моя ответственность – это воспитание подаренных мне Богом детей. Я не хотела в старости жалеть о том, что уделила мало времени своим детям. Поэтому это было моим главным служением. Младшей дочери было шесть лет, когда я занялась работой над журналом. Но первые шесть лет я работала дома, чтобы дети не были предоставлены самим себе. И только когда они уже не так сильно нуждались во мне и работать дома становилось всё сложнее, так как объём работы увеличивался (появились идеи перевода «Тропинки» на другие языки), я перешла работать в офис миссии.
- Как дети относились к твоей работе, была ли с их стороны поддержка?
- Журнал «Тропинка» стал как бы нашим седьмым ребёнком. Дети радовались вместе с нами «его развитию» и с пониманием воспринимали, что всё крутилось вокруг журнала.
- Человеку свойственно уставать. Церковь, работа, муж, дети, внуки да ещё постоянные гости... Как получается отдыхать уставшему редактору, жене, маме, бабушке?
- Это вопрос организации. Иногда получается, иногда – нет. Но Бог установил день отдыха, и мы стараемся по возможности выполнять это повеление.
- Я знаю, что ты уже готовишь себе замену. Изменится ли «Тропинка» с твоим уходом, или ты всё же остаёшься в команде?
- Да, постепенно моё служение переходит в руки Олеси Гандзий, дочери пастора из Нижнего Новгорода. Я ухожу на пенсию, но буду как добровольный помощник вычитывать корректуры и останусь членом редколлегии. Это неизбежно, что в какой-то мере журнал изменится, так как время меняется, и у следующих поколений свои вызовы и испытания. Но цель журнала – познакомить юных читателей с Иисусом Христом и помогать им расти в вере, – конечно, не изменится.
- Твои пожелания читателям журнала «Вера и жизнь».
- Я желаю всем читателям возрастать в познании Господа, наслаждаться общением с Ним и сеять добрые семена, чтобы ещё у многих была возможность познакомиться со Спасителем и Господом душ наших и обрести спасение в Нём.
Вопросы задавал Пётр Луничкин