Вера и Жизнь 4, 2019 г.
Молчание Бога и ожидание святых Его
Яков Крекер
Духовная статья
И взошёл Моисей на гору, и покрыло облако гору,
и слава Господа осенила гору Синай;
и покрывало её облако шесть дней,
а в седьмой день Господь воззвал к Моисею
из среды облака. Вид же славы Господа на вершине горы был перед глазами
сынов Израилевых как огонь поедающий.
Моисей вступил в середину облака и взошёл на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.
Исх. 24:15–18
Значение молчания со стороны Бога и ожидания с нашей стороны сокрыто от многих детей Божьих. Поэтому они не находят благословения, которого ищут на основании обетований Божьих, не получают света, в котором нуждаются для принятия решения по важному вопросу, не одерживают победы, которой ожидают, не достигают мира и покоя, по которым тоскует их душа. Они вступили на путь благословения, они согласились с условиями, с которыми связано обетование благословения, но они не смогли дождаться того времени Божьего, в которое Он доверит им его.
Бог дал нам в Своём Слове прекрасные примеры, которые освещают смысл Его молчания и значение нашего ожидания. Они показывают нам, как важно для нашей жизни и служения научиться верою занять позицию ожидания в присутствии Божьем и оставаться в нём до тех пор, пока Бог не прекратит Своё молчание, не утолит жажду нашей души и не откроет нам Свою славу. В приведённом выше тексте Писания показан опыт, переживаемый Моисеем в присутствии Божьем.
Мы знаем, какое значение для самого Моисея и для его служения народу Божьему имели эти сорок дней в личном общении с Богом, во время которого Бог говорил со Своим рабом лицом к лицу, как друг общается с другом. Глаза Моисея созерцали чистоту и святость Яхве в течение сорока дней, из руки Божьей он принял святой Закон для своего чудесным образом спасённого народа. Как никогда раньше, Бог посвятил Моисея в Свои планы относительно народа. Он показал Моисею образец скинии и дал указания касательно её сооружения и предназначения. Бог показал Моисею величие священства, его обязанности, права и наследство. Бог дал Моисею наилучшие законы о жертвах, которыми израильтяне смогут выражать потребность в прощении и свою преданность Богу. Моисей получил и другие законы, посредством которых Бог хотел сохранить Свой народ чистым и отделённым для Себя.
Когда Моисей сошёл с горы, получив Божественное откровение, и предстал перед народом, его лицо отражало славу Божью. Оно сияло с такой силой, что Моисей был вынужден прятать лицо под покрывалом. Что же предшествовало этим благословенным дням живого общения с Богом, созерцанию Его славы и получению откровения? Шесть дней ожидания! Яхве призвал Моисея на гору и сказал ему, что там он получит закон для Израиля. Моисей поднялся на гору для встречи с Богом, и слава Господа осенила гору. Но только через шесть дней Бог воззвал к Моисею из облака. Моисей вступил в середину облака и сорок дней слушал то, что Бог говорил Своему рабу. Трудно себе представить, что чувствовал и переживал Моисей в первые шесть дней своего пребывания на Синае! Господь призвал его, чтобы что-то дать ему. По зову Бога Моисей поднялся на гору. Там он прождал целый день, но Бог не открылся ему. Моисей ждал второй день, но Бог продолжал молчать. Господь молчал также и в последующие дни, и только в седьмой день Он наконец воззвал к Своему рабу. Какими длинными могли показаться Моисею эти дни! Однако он терпеливо ждал. Он оставался в присутствии Бога и ждал. Неизвестно, чего достиг Бог за эти дни в сердце Моисея, но очевидно, что лишь на седьмой день Он начал давать Своему рабу откровения.
Нечто подобное мы находим и в Книге пророка Иеремии. «По прошествии десяти дней было слово Господа к Иеремии» (42:7). Пророк обратился к Богу не со своей личной нуждой, он говорил Ему о нуждах и чаяниях своего народа, уничижение и страдания которого глубоко разделял. Иеремия и прежде много молился о своём народе, много делал для него, но не видел плода. Он пожал лишь отвержение, поношение и презрение. А теперь казалось, что Бог наконец увидел его слёзы и услышал молитву. Все военачальники и старейшины вместе с народом пришли к пророку с просьбой помолиться о них Господу. Предметом молитвы пророка было нечто драгоценное!
Весь остаток народа, который так долго не слушал голоса Господа и Его верных пророков, теперь решил вопросить Бога и узнать, каким путём он должен идти и что ему надлежит делать. Каким приятным должно было быть это желание для пророка Божьего! Неужели у этого народа, перенёсшего столько бед, открылись наконец глаза и он осознал, что до сих пор жил без Бога и шёл путём непослушания и проклятия? Невозможно представить себе большей радости для Иеремии, чем радость об обращении народа, о пробуждении к новой жизни, жизни общения с Богом.
Иеремия сказал народу: «Помолюсь Господу, Богу вашему, по словам вашим, и всё, что ответит вам Господь, объявлю вам, не скрою от вас ни слова» (Иер. 42:4). Каким примером служит позиция Иеремии для всех пророков и слуг Божьих! Как недостаёт сегодня таких мужей, которые готовы возвестить своим братьям всё, что говорит Господь! Народ объявил Иеремии о своей готовности выполнить всё, что Господь откроет им через Своего слугу. В состоянии искренней радости пророк предстал перед Господом и открыл Ему желание своего народа. И что же делает Бог? Бог молчит, в то время как Его слуга смиренно просит у Него откровения для своего несчастного народа. Лишь по прошествии десяти дней Господь ответил Иеремии. Удивительно!
Наш Бог в Своей непостижимой мудрости и любви может целых десять дней молчать, в то время как Его слуга простирается перед Ним в молитве! Что же случилось по прошествии десяти дней? Пророк получил ясную и определённую спасительную весть для своего народа. Как он радовался, что Бог посредством этой вести дал иудеям возможность сохранить жизнь! Бог долго молчал, но теперь Он ответил, и Иеремия может предстать перед народом.
К сожалению, народ не остался верен своему обещанию и не согласился с возвещённой ему волей Бога. Пророк же верно передал народу всё, что возвестил ему Господь.
Проверь в свете этих примеров свой духовный опыт. Бог посредством Писания звал тебя к более тесному общению с Ним и Его возлюбленным Сыном Иисусом Христом. Бог открыл для тебя источник благословений, подарил жизнь с избытком, дал тебе дух силы и любви. Ты утомился в борьбе, и Он предложил тебе успокоиться в Нём и верой принимать от Его полноты благодать на благодать. Бог открыл тебе путь к более глубокому общению с Ним. Ты сознавал, что только чистые сердцем могут узреть Бога, и освобождался от многих вещей, которые тебе нравились. Цена для тебя не была слишком высокой, и ты разрывал связи, которые мешали твоей духовной жизни. Ты смирялся перед братом, которого обидел. Всякий грех, который обнаруживался при свете Божьем, ты приносил к подножию креста, очищаясь от него кровью Иисуса Христа. Ты отдавал себя и свою жизнь на Господен алтарь с одним желанием: чтобы Бог принял жертву и прославился через неё.
Слава Богу, если ты шёл и продолжаешь идти этим путём! Как некогда Моисея, Бог призвал тебя в общение с Ним. Он хочет подарить тебе возможность познать Его и уразуметь Его спасительные планы. Он хочет просветить тебя и дать тебе новые дары благодати для служения. Он хочет сделать тебя сосудом, способным вмещать Его сокровища. Как Христос является отражением славы Божьей, так и ты призван стать отражением славы Сына Божьего. В этом состоит Божье предначертание для тебя и Его спасительный замысел. Это точно соответствует и желаниям твоей души. Это то, по чему ты давно тоскуешь.
А что делает Бог в то время, когда ты ждёшь исполнения Его обетования? Он молчит. Ты молишься об укреплении твоей духовной жизни, а Бог молчит. Ты молишься об исполнении Святым Духом, а Он молчит, и твоя жизнь кажется тебе пустой и бессильной, как никогда раньше. Ты взываешь о победе над грехом, а Бог молчит. Ты ожидаешь света, чтобы принять правильное решение в трудных вопросах, а Бог молчит. Может быть, твои переживания похожи на переживания пророка Иеремии. Бог вверил тебе как отцу семью, как матери – детей, как пастырю – общину, как миссионеру – народ. Знакомо ли тебе в твоём служении долгое ожидание ответа от святого Бога?
Возможно, в настоящий момент ты взываешь к Нему, желая получить ясность в отношении тех душ, которые Он доверил твоему попечению. Ты давно молишься о сокрушении их сердец, об их искреннем обращении и о святости в их жизни. Наконец кто-то пришёл к тебе и выразил желание служить Богу. Это было для тебя невыразимой радостью. С искренним восторгом ты идёшь в святилище и просишь благословения для дорогих тебе душ. Ты взываешь к Богу, ходатайствуешь о других, а Бог день за днём молчит. Кажется, что небо стало тёмным и не может открыться тебе.
Почему же Бог молчит, заставляя нас ожидать? Он молчит либо ради нас самих, либо ради тех, о ком мы молимся. Он молчит для нашего блага. От благого Бога может исходить только благо. Даже в Его Божественном молчании заключается благословение. В Своей превосходящей разумение любви Он хочет дать нам благословение лишь тогда, когда мы сделаемся способными принять его. Прежде чем вверить нам нечто святое, Он учит нас свято обращаться с ним. Самое печальное явление в Церкви Божьей – это бестрепетное отношение к святыне, которое проявляется у тех, кто прежде имел возможность временно пользоваться Божьими благословениями. Поэтому Его молчание вызвано любовью. Господь желает дать нам то, что обещал, гораздо сильнее, чем мы сами желаем получить обещанное Богом. И всё же Он вынужден молчать и ждать того момента, когда сможет дать нам Своё Божественное благословение.
Если бы среди нас было больше тех, кто готов, подобно Моисею, терпеливо ждать милости Божьей шесть дней, то мы, вне всякого сомнения, были бы великим народом, которому Господь уделил бы все сорок дней! Если бы среди нас было больше тех, кто готов десять дней ходатайствовать перед Богом за других, то у нас было бы больше пророков, способных с великой силой возвещать народу весть спасения!
Как же практически происходит это смиренное ожидание ответа от Бога? Речь идёт вовсе не о том, что в дни ожидания мы должны непрерывно стоять перед Богом на коленях. Это было бы невозможно. Некоторые христиане настолько связаны работой и семьёй, что едва ли могут в течение дня уединиться и хотя бы один час побыть в тишине. Каким бы благословенным ни являлось это внешнее уединение, для многих святых оно просто невозможно. Для уединённого общения с Богом они имеют в своём распоряжении минуты или часы, но не дни. Однако нет ничего невозможного в том, чтобы ожидать ответа от Господа внутри своего сердца, несмотря на занятость и неотложность дел. Это очень важно!
Уже само время внутреннего ожидания приносит живое дуновение от Божьего престола. Мы чувствуем, что становимся всё ближе и ближе к Господу. Очами веры мы взираем на Него, час за часом и день за днём ожидая Его милости. Наконец Бог прерывает Своё молчание, и тогда Его лицо освещает нас, и мы приближаемся к Нему, чтобы получить свет и благодать! О, как радуется наша душа, переживая часы и дни внутреннего укрепления, ободрения и откровения!
В служении и жизненной борьбе мы познаём значение того ожидания, которое предшествовало откровению и славе. Это побуждает нас с благоговением склониться у ног Бога и Агнца и воздать Ему хвалу, достойную Его славы.
Яков Крекер (1872–1948)
Меннонитский проповедник, богослов, издатель, автор многочисленных книг, один из основателей миссии «Свет на Востоке».
Перевод с немецкого Д. Воробьёва