+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2020 г.

Полноценная новая жизнь

Яков Крекер

Духовная статья

И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: «Пойдите, принесите жертву Господу, Богу вашему, в этой земле». Исх. 8:25


Только освобождённый от ветхой природы человек обретает общение с Господом и Его благословение. Не в Египте, а в пустыне израильский народ видел столбы – облачный и огненный. Лишь после того, как Савл распял себя для мира, а мир был распят для него, началось его общение с Христом, ставшее для апостола источником жертвенной жизни и плодотворного служения. Мир всегда будет претендовать на нашу жизнь, пока мы не распнём свою плоть. Власть этого мира распространяется только до креста. Над жизнью воскресения, которая начинается у человека, сораспятого с Христом, после его смерти для ветхой жизни, мир уже не имеет никакой власти.

ФАРАОН И МЫ

Фараон (прообраз ветхой жизни) ничего так не боялся, как ухода Израиля из Египта. Увидев, что путь насилия всё больше и больше отталкивает от него Израиль, фараон изменил тактику. «Пойдите, принесите жертву Господу, Богу вашему, в этой земле», – сказал он Моисею и Аарону. Уступка фараона была значительной. В глазах египтян всякая жертва, приносимая чужому божеству, считалась мерзостью. Они видели в этом осквернение своей земли. К тому же в Египте поклонение богам включало в себя и культ фараона. Жертвы приносились одновременно и традиционным богам, и фараону, так как он считался сыном бога на земле. И всё же фараон пошёл на уступки израильтянам, позволил им принести жертву и поклониться своему Богу на египетской земле. Однако спасение Израиля произошло не на этой, осуждённой Богом земле. Жизнь с Богом и живое общение с Ним народ нашёл только на земле веры, которая находилась по другую сторону Красного моря.

Египет является печальным прообразом греховной человеческой природы, которая всегда восстаёт против Господа. Египетская земля – символ могущества людей и их независимости от Бога. Многоводный Нил был источником их процветания. Урожай в Египте не зависел от росы и дождя, которые нисходят свыше. Это образ человека, полагающегося на свои силы. Не столько мир вокруг нас, сколько то, что внутри человека, является образом Египта, который снова и снова пытается удержать людей в рабстве.

Пустыня же была землёй, на которую нисходила благодать Божья и где оживала вера. В пустыне не было полей, которые бы обрабатывались и орошались. Там израильтяне ели хлеб, сходящий с неба. В пустыне не хватало источников, из которых они могли бы утолить жажду. Вода в пустыне горька, и её нужно было сделать пригодной для питья. В конечном итоге Израиль пил не ту воду, которую предлагала пустыня, но ту, которую ему давал Господь. Это образ нашей полной зависимости от Бога. Своими силами человек не может достойно служить Господу.


СИЛА НОВОЙ ЖИЗНИ

У духовной жизни, как и жизни органической, есть своё начало. Осуждение ветхой природы человека всегда означает освобождение новой. Однако невозрождённая душа ничего так не боится, как отказа от себя и подчинения себя Богу! Все, когда-либо стоявшие перед узкими вратами, знают, на какие уступки готова пойти наша плоть, только бы ей не оказаться отверженной.

Далеко не все из нас в такой решающий жизненный момент отвечали вместе с Моисеем: «Нельзя этого сделать» (Исх. 8:26). Некоторые люди, несмотря на большое желание иметь общение с Богом, остались самовлюблёнными и совмещали жертвы Господу с подчинением ветхому Адаму. Они были очень религиозными, однако новым Божьим творением так и не стали. Подчиняясь ветхому Адаму, невозможно достичь подлинного единства с Богом и получить обещанное Им наследство. Всякое поклонение на египетской земле – это только внешне благочестивый культ. Душа остаётся там без живого общения с Богом, отчуждённой от общества израильского, чуждой заветов обетования (см. Еф. 2:12). Столб облачный или огненный ведёт за собой лишь за пределами Египта. Свободу духа мы обретаем только на Голгофе. Там ветхая жизнь осуждается, а новая рождается для настоящего общения с Богом, направляя человека к вечному наследству.

Да поможет Господь каждой душе, ищущей общения с Ним, сказать вместе с апостолом Павлом: «Когда же Бог… благоволил открыть во мне Сына Своего… я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:15–16).

Когда фараон увидел, что Моисей твёрд в своих намерениях, он пошёл на уступки: «Я отпущу вас принести жертву Господу, Богу вашему, в пустыне, только не уходите далеко» (Исх. 8:28). Фараон уже был не против того, чтобы народ принёс жертву своему Богу, но желал, чтобы евреи остались в пределах Египта. Это можно сравнить с зарождением веры без последующего возрастания.


ОДНО ИЗ ДВУХ

Не в силах воспрепятствовать рождению новой жизни, ветхая природа может помешать её росту. На египетской земле невозможно оставаться независимым от Египта. Кто страшится полного разрыва с ветхой жизнью, тот никогда не достигнет цели, к которой приводит жизнь новая. Такие христиане не могут обрести свободу духа, которую Бог дарует Своим искупленным детям. Лишь познав эту истину, можно понять послания апостола Павла, придававшего возрастанию в вере не меньшее значение, чем спасению погибающих. Павел особенно заботился о том, чтобы христиане преображались в образ своего Небесного Учителя. Видя влечение многих верующих людей к прежней ветхой жизни, апостол, не жалея сил, горячо убеждал их полностью отвергнуть её. Это хорошо видно на примере галатов. Будучи помилованными через веру в Иисуса Христа, они тем не менее думали, что должны исполнять закон. Однако закон, записанный на каменных скрижалях, относился к ветхой, а не к новой жизни. Ветхий человек не может обойтись без закона, который извне ставит перед ним определённые требования. Христианину не нужен закон на каменных скрижалях. Для нового человека Сам Христос является законом жизни, а Дух Святой – его сокровенной силой, которая действует изнутри. Поэтому апостол Павел спрашивал галатов: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им?» (Гал. 4:9). Апостол искренне убеждал христиан: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства… Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:1, 4). Позволив букве закона поработить себя, человек теряет прямое общение с Христом. Такой человек становится суровым законником и перестаёт быть духовным. Ведь буква и по сей день убивает, а дух – животворит.


ГРАНИЦЫ НОВОЙ ЖИЗНИ

Не фараон, а только Бог имеет право устанавливать границы новой жизни. Как нам жить – должен определять дух новой, а не ветхой жизни. Для духовного человека решающим является не то, что позволяет ему ветхая природа, а то, что повелевает ему Бог. Поэтому, забывая заднее, устремимся к тем благословениям, к той силе, к тем полномочиям, которые сокрыты в новой жизни! Освящённая жизнь во всей её полноте является нашим наследием и нашей целью.

Когда Моисей не позволил фараону ограничивать место для жертвоприношения израильтян, тот ожесточился и решил вообще не отпускать народ Божий. Однако невозможно долго удерживать жизнь, которая ищет общения с Господом. Чем дольше фараон удерживал израильтян, тем тяжелее становились страдания самих египтян.

И тогда фараон вновь призвал Моисея и Аарона и сказал им: «Пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему. Кто же и кто пойдёт?» (Исх. 10:8). На это Моисей ясно ответил: «Пойдём с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерьми нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдём» (Исх. 10:9). Фараон с этим не согласился: «Нет. Пойдите одни мужчины и совершите служение Господу» (Исх. 10:11). Это было новое ограничение для Израиля: участвовать в поклонении Богу в пустыне могут только мужчины! Общение с Богом, по мнению фараона, является привилегией лишь определённой части народа. Однако общение с Богом – не только личное дело! Этот великий дар благодати предназначен для всего народа. Это чудесное спасение, исходящее от Господа, принятое отдельными людьми, тут же стремится охватить всё общество. Оно обладает Божественной силой, способной оживить всех смертных, даруя им мир и покой. Это спасение не терпит никаких границ, разве только кто-то сам сознательно от него откажется.

Итак, тесные врата в новую жизнь открыты не для особых людей. Бог хочет, чтобы каждый человек обратился от своих злых дел и был жив. Поэтому сознательное общение с Богом должно быть доступно всем, кто изнемог под гнётом ветхой жизни. Истинно верующие и в ветхозаветный период были свидетелями Божьими. Они говорили вместе с Моисеем: «Мы пойдём поклониться Богу в пустыне вместе с нашими малолетними и стариками, с нашими сыновьями и дочерьми».


СЕКРЕТ ВЛИЯНИЯ

Кто сам соприкоснулся с воскресшим Христом, тот и других хочет привести к Нему. Ведь Господь является источником живой воды, которая утоляет жажду души. Кто, изнемогая в жизненной борьбе, познал Божью любовь и водительство, тот и другим людям хочет рассказать об их спасительной силе. Фараон прогнал Моисея и Аарона после того, как они потребовали отпустить народ для поклонения Богу. И всё же, какими бы преследованиями ни отвечал мир на свидетельство Церкви Божьей, весть о спасающей любви никогда не смолкала в устах вестников Христа. Во все века они обращались к страждущему народу со словами: «Примиритесь с Богом!» Громче, чем когда-либо, эта весть звучит в наш век: мы хотим выйти за стан и служить живому Богу в духе и истине вместе с нашими малолетними и стариками, с нашими сыновьями и дочерьми!

Несмотря на то что фараон не один раз прогонял Моисея и Аарона, он вынужден был снова и снова звать их. Пробудившуюся жизнь невозможно скрыть или заглушить давлением и угрозами. Она раскалывает камни, пробивается сквозь могильные плиты и прокладывает себе путь к свету. Следующее предложение фараона показывает, как упорно ветхая природа пытается удержать тех, кто хочет обрести свободу в служении Богу. Фараон сказал Моисею и Аарону: «Пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами» (Исх. 10:24).


БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ

Даже эта немалая уступка содержит в себе ограничение. Это ещё не полное освобождение, в котором нуждался Израиль. Слова фараона означали, что Богу может принадлежать жизнь людей, но не их имущество. Собственность как будто относится к их старой жизни, в распоряжении материальными ценностями нет ничего духовного, и в этом вопросе якобы можно довериться человеческому эгоизму. Не Божественные, а мирские принципы здесь являются определяющими. Однако, согласно Божьему плану спасения, не только весь народ, но и всё его имущество, включая скот, должно быть посвящено на служение Господу.

Однажды я проповедовал на эту тему в большом собрании. После богослужения ко мне подошёл один бизнесмен и сказал: «То, что вы здесь говорили, очень хорошо и прекрасно, однако сразу видно, что вы мало смыслите в торговых делах. Коммерция есть коммерция, и у неё мало общего с христианством. Торговля имеет свои принципы, христианство – свои, и смешивать их неразумно». Этот человек сам был бизнесменом и христианином одновременно. Он любил Господа, но, по-видимому, плохо понимал, что материальные ценности тоже занимают определённое место в христианской жизни. Это ясно выразил Моисей, ответивший фараону: «Пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмём на жертву Господу, Богу нашему» (Исх. 10:26).


РАДОСТЬ СВОБОДЫ

Таким всеобъемлющим является Божий план спасения человечества. Вместе с детьми и старцами, с сыновьями и дочерьми, со всем нашим имуществом мы, по благодати Божьей, должны предоставить себя в полное распоряжение Господу. Начало этой новой жизни торжественно и славно! Каким бы великим было благословение, если бы все искупленные, получив освобождение от плена прежней жизни, не оставили и «копыта» на мирской территории! Какой благословенной силой стали бы тогда в их руках и материальные ценности!

Это состояние знакомо тем, кто старается жить в соответствии с Божьим планом спасения. Однако полного освобождения мы ещё не достигли, ещё не всё своё имение предоставили в распоряжение Бога. К сожалению, до сих пор над многими нашими ценностями больше владычествует фараон, чем Господь. Доказательством этому является вся мировая история, написанная слезами и кровью. На египетской земле любые сокровища в конечном итоге приносят человеку горе. Однако у христиан всё должно быть иначе. Наше имение должно стать благословением для ближнего, а не средством давления на него.

Когда материальные ценности приносятся в жертву Богу, они перестают вызывать слёзы и производить разрушения, но несут радость для многих. Кто это понял, тот, глядя на бедственное положение мира, искренне восклицает: «Гряди скорее, Господи Иисусе!» Народ, который вместе с Моисеем ничего не хочет оставлять в египетской земле, будет умножаться. Этот народ всецело посвящён Господу, что соответствует Божьему замыслу.

Архив