Вера и Жизнь 6, 2020 г.
Памяти Иосифа Бродского
Александр Савченко
Страницы прошлого
В этом году Иосифу Бродскому, выдающемуся поэту, эссеисту, драматургу и переводчику, лауреату Нобелевской премии по литературе исполнилось бы 80 лет. В связи с этим предлагаю читателям своё эссе из авторской книги «Бриллианты мысли», которая в прошлом веке вышла двумя изданиями.
Поэта Иосифа Бродского вынудили покинуть родину. В связи с этим он написал тогдашнему руководителю СССР Леониду Брежневу: «Мне горько уезжать из России. Я верю, что вернусь. Поэты всегда возвращаются – во плоти или на бумаге».
В 47 лет он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Пятым по счёту из русских авторов. В моей библиотеке есть сборник его стихотворений «Назидание», вышедший в свет в 1990 году. На обложке – эпизод получения этой премии: король Швеции, пожимая руку Бродскому, вручает ему соответствующую атрибутику – медаль и денежный чек на крупную сумму. И всё это на фоне газетной статьи с крупным заголовком «Тунеядцу воздаётся должное». А «тунеядец» улыбается, очевидно, вспоминая горькие страницы своей ленинградской истории.
Тогда, в 1964 году, его привлекли к уголовной ответственности за тунеядство. Кстати, срок для исцеления от болезни тунеядства, проявлением которой судьи объявили сочинение стихов, определили в 5 лет. Тогда сильно клеймили «гнилой капитализм» за безработицу и ревностно боролись за трудоустроенность граждан на поприще строительства «светлого будущего», дабы трудящиеся не обленились. И юного поэта, «стихоплётство» которого сочли блажью, «трудоустроили» в тюрьму. Бродскому повезло, что за него заступились С. Маршак, А. Ахматова и Д. Шостакович. Таким образом, уже через год, в 1965 году, он был досрочно освобождён, а в 1972 году выехал в США. В Америке выходят его новые книги: «Часть речи», «Размером подлинника», «Конец прекрасной эпохи».
Бродского следует причислить к христианским поэтам, хотя он не был связан с православием. В 24 года он впервые прочитал Библию, и она произвела на него очень сильное впечатление. Он сам говорил об этом: «Я понял, что метафизические горизонты, предлагаемые христианством, менее значительны, чем те, которые предлагаются индуизмом. Но я совершил выбор в сторону христианства». Он часто вспоминал Осипа Мандельштама, который, несмотря на еврейское происхождение, был христианским поэтом.
Библейские сюжеты и образы в сочинениях Бродского встречаются весьма часто. Два его произведения полностью посвящены этому: «Исаак и Авраам» (ветхозаветная тематика) и «Сретенье» (новозаветная тематика). Один из его сборников называется «Рождественские стихи». У Бродского около 20 стихотворений на эту тему.
Он был благодарным человеком, никогда не забывал людей, заступившихся за него и вызволивших из-за тюремной решётки. И, конечно, он никак не мог остаться неблагодарным по отношению к Богочеловеку, Который принял смерть за него. Он считал своим долгом в день Рождества сесть за письменный стол и поздравить с Днём рождения не только своих друзей, но, пожалуй, в первую очередь этого Богочеловека. И это Бродский делал ежегодно. Какой пример для всех нас! Впрочем, первое рождественское стихотворение он написал в далёком 1962 году, когда его вызволили из тюрьмы.
Из двух категорий бытия Иосиф Бродский больше интересовался временем, нежели пространством. И он считал Рождество универсальной точкой отсчёта новой человеческой цивилизации. Известно, что у Пастернака тоже есть цикл рождественских стихов. Но если у него больше действует центробежная сила и радиус всё время расширяется от центральной фигуры Младенца, то у Бродского – центростремительная христоцентричность.
Иосиф Бродский предпочитал западный рационализм восточному мистицизму православия. Сам Бродский, склонный к Западу, в одном из интервью объявил себя протестантом и кальвинистом. В кальвинистской доктрине его привлекала личная ответственность человека перед самим собой и Богом за всё. Однако он не был категоричным в своих убеждениях и умозаключениях. В 1992 году в Москве была напечатана его книга с мощным названием «Бог сохраняет всё».
Иосиф Бродский страдал заболеванием сердца и в возрасте 56 лет скончался от острой сердечной недостаточности. Он всё принимал близко к сердцу, поэтому сердце не вынесло таких перегрузок. Как у Лермонтова в стихотворении:
Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид...
И хотя сам поэт был «убит» в поединке со смертью, где исход очевиден, его творчество обречено на бессмертие. В стихотворении «Сретенье» он размышляет о времени в свете вечности, о смерти в аспекте бессмертия, обусловленного пришествием Христа. Вот что он пишет об умирающем Симеоне:
Он шёл умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шёл по пространству, лишённому тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою, как некий светильник, в ту чёрную тьму, в которой дотоле ещё никому дорогу ещё озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась.
Тело Бродского похоронили в Венеции, согласно завещанию, а душа этого «тунеядца» предстала перед Богом, чтобы получить должное «возмездие» за труды. Ниже я привожу текст своего стихотворения, посвящённого светлой памяти Иосифа Александровича Бродского. Одного из своих сыновей я назвал в его честь.
ТУНЕЯДЦУ ВОЗДАЁТСЯ ДОЛЖНОЕ (Памяти Иосифа Бродского) На обложке: получает Бродский премию и всё, что с ней положено. И газетный заголовок броский: «Тунеядцу воздаётся должное». Да, его когда-то тунеядцем объявили за стихотворения. Вы, возможно, будете смеяться, но поэт в тюрьме был – в заключении. Только год, а должен был «пятёрку» отсидеть за это поведение. Он, когда освободился, «дёрнул» из страны, где бьют так за «безделие». Из страны, где это было самым невообразимым преступлением, что о Боге много написал он, но забыл в стихах прославить Ленина. И тогда – в связи с его отъездом – журналисты падали в истерику и хулили на партийных съездах эту «безработную» Америку. И его пугали: «Эх, Иосиф, ждёт тебя в „раю“ том безработица». Он же, всё своё «богатство» бросив, верил в то, что Бог о нём заботится. Там, привыкнув к эмигрантской доле, он писал свои стихотворения, и, в конце концов, был удостоен за труды те Нобелевской премии. Кто-то из судей его подумал: «Много чести и довольно шума, Ни к чему подобная истерика. И зачем такою круглой суммой поощрять ленивого бездельника? Тунеядец всюду тунеядец. Но, наверно, хорошо устроился, коль в стране, где маловато пьяниц, отхватил столь крупное сокровище». Что такое деется на свете? До чего же люди в мире дожили? Как контрастна та строка в газете: «Тунеядцу воздаётся должное».