Вера и Жизнь 6, 2020 г.
Посвящённый миссии
К 100-летию Миссии
Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью к юбилею Миссионерского союза «Свет на Востоке» с председателем правления, пастором Мартином Хиршмюллером.
Мартин, с каких пор вы участвуете в служении миссии «Свет на Востоке»?
Членом общего собрания Миссионерского союза «Свет на Востоке» я стал официально в 1985 году.
Сколько лет вам было в то время и чем вы занимались и занимаетесь сейчас в миссии?
С миссией «Свет на Востоке» я знаком с юных лет. Во время учёбы на богословском факультете Тюбингского университета я познакомился с пастором Хайко Криммером, бывшим на то время президентом Миссионерского союза, а также с другими активными участниками служения миссии, такими как Вальтер Тлах, Винрих Шеффбух, Эрвин Дамсон. В 1985 году я принял участие в поездке в СССР, в ходе которой смог поближе познакомиться со служением миссии. С тех пор я вхожу в собрание членов Миссионерского союза.
Как случилось, что вы активно участвуете в служении миссии, направленном на Россию и страны Восточной Европы, а не на Африку или Азию, например?
Россия представляла для меня интерес ещё с юности. В особенности я интересовался православной церковью; немецкими переселенцами, эмигрировавшими в XIX веке в царскую Россию, потомки которых частично возвратились в Германию в последние десятилетия; коммунистической системой; борьбой с христианством.
Что привлекает вас в миссии «Свет на Востоке», так что вы столько лет своей жизни посвятили этому служению? Ведь только в должности президента вы служите уже более 25 лет! Как к вашему служению относится семья?
Интересно, что моя жена входила в круг друзей миссии «Свет на Востоке» ещё до того, как мы с ней познакомились. Она поддерживала меня во всём, что касалось миссии. Мой предшественник на посту президента, пастор Хайко Криммер, нас сочетал и был долгие годы нашим духовным наставником. Мы очень рады, что и наши четверо детей сегодня тоже входят в круг друзей миссии и поддерживают это служение. Думаю, что моё служение в миссии помогло нашим детям в их духовном становлении. Ведь дети из пасторских семей часто слышат дома разговоры о сложных, иногда не очень красивых сторонах «церкви»: о конфликтах, ссорах, лицемерии, зависти… Когда я возвращался из поездок по служению миссии, мне всегда хотелось рассказывать моим детям о том, как прекрасна Церковь Иисуса Христа, что мы и в настоящее время каждый день можем переживать действие Божие.
Есть очень много того, что ободряет меня сегодня в Миссионерском союзе так же, как и раньше, например:
– оказание помощи притесняемым христианам и церквам;
– старания миссии (несмотря на запреты) ввозить в страны Библии и христианскую литературу;
– межконфессиональная направленность служения, принципиальная готовность сотрудничать в деле распространения Евангелия со всеми конфессиями и деноминациями;
– служение нерусским народам и малым народностям, не знающим Евангелия; переводы Библии на соответствующие языки с целью донесения этим народам Благой вести;
– чёткая целевая установка: распространение Евангелия через благовестие и разумное оказание гуманитарной и социальной помощи;
– учреждение партнёрских организаций и сотрудничество с ними как с равноправными партнёрами (во всемирной работе «Свет на Востоке» я встретил так много замечательных и достойных восхищения христиан!);
– посвящённость и инициатива наших партнёров и друзей в служении благовестия и основании церквей;
– широта богословских взглядов при одновременном последовательном подчинении авторитету Библии как единственному и окончательному Божьему откровению;
– возможность быть свидетелем того, как Иисус Христос действует сегодня, как Он строит и сохраняет Свою Церковь.
Мне известно, что вы не получаете за своё служение ни денег, ни какого-либо иного вознаграждения. Что мотивирует вас на служение?
Во-первых, чётко выраженное Иисусом Великое поручение, данное Им Своим ученикам. Кроме того, участие во всемирном миссионерстве обогащает жизнь (в чём я убедился на личном опыте) и обильно благословляется Церковью. Я рассматриваю своё служение в миссии не как жертву, а как подарок. Я переживал и переживаю каждый раз обильное благословение от общения с нашими друзьями и партнёрами и считаю великой привилегией участвовать в служениях «Света на Востоке» и быть свидетелем того, как Иисус действует и совершает чудеса. Сегодня я уже не могу представить своё пасторское служение в церкви без многочисленных переживаний и духовного опыта, приобретённого в миссии и с миссией «Свет на Востоке».
Многие сотрудники миссии, как в Корнтале, так и во всём мире, являются для меня примером посвящения Иисусу Христу, примером в познании Бога и Библии, в вере, служении и доверии Иисусу. Каждая поездка, каждая встреча в рамках служения «Света на Востоке» невероятно обогащают меня и вдохновляют на пасторский труд. В том, что я так долго знаком с миссией и могу участвовать в её служении, я вижу действительно огромную милость Божию.
Партнёры миссии знают вас как вежливого, скромного человека, избегающего жёстких слов, уважающего других людей и стремящегося их понять. Руководство Миссионерским союзом, несущим служения в разных странах, среди разных народов, требует иногда принятия непопулярных, жёстких решений. Как бы вы сами охарактеризовали себя в свете вышесказанного?
Став президентом Миссионерского союза, я быстро понял, что штатные сотрудники и волонтёры миссии как в Германии, так и в восточных странах, не нуждаются в «руководстве», которое указывало бы им, в каком направлении идти, как организовывать и выполнять миссию. Сотрудники во многом превосходили меня: в духовной жизни, посвящённости, усердии, готовности служить, познании Бога, богословских знаниях, жизненным опытом и опытом в служении, талантами и дарованиями. Я видел свою задачу, скорее, в помощи и согласовании, чтобы каждый мог применить свои таланты, мудрость и силы в рамках общего служения, направленного на достижение общей цели. Я часто ощущал себя дирижёром, задача которого – помочь замечательным музыкантам всем вместе, одновременно, гармонично исполнять музыку, написанную прекрасным Композитором так, чтобы каждый мог использовать свои особые дарования, имел возможность сыграть первую скрипку, но потом отойти на второй план, уступив место другому, чтобы все имели возможность развиваться, не вытесняя и не ущемляя при этом других. Трудно было, когда отдельные исполнители не желали становиться частью оркестра, стремились оставаться солистами и не играть вместе с другими музыкантами.
Оглядываясь назад, вновь и вновь поражаюсь, как Иисус Христос добивался от нашего оркестра «Свет на Востоке» довольно-таки сносного «музыкального исполнения», несмотря на то что нам часто не хватало слаженности. Уверен, что это получалось только потому, что все мы вновь и вновь подчинялись Иисусу как великому концертмейстеру, передав руководство в Его руки.
Не могли бы вы сформулировать основные принципы, которыми руководствуется Миссионерский союз «Свет на Востоке»?
Самая важная и, наверное, основная задача миссии «Свет на Востоке» была определена сто лет назад Вальтером Жаком и Яковом Крекером – подкладывать полено туда, где только вспыхнула искорка или уже горит огонь веры в Иисуса, чтобы огонь ещё более разгорался и освещал всё вокруг. Наше желание – просто служить христианам и церквам на Востоке и помогать им благовествовать об Иисусе Христе и строить церкви. А основными ценностями для миссии, выполняемой во имя Иисуса, являются: Иисус – основа, центр и цель миссионерской деятельности; приверженность Библии, посвящение Богу и молитва. Тут можно ещё много чего перечислить, но для этого не хватит места.
Бывали ли в годы вашего служения в миссии «Свет на Востоке» моменты, которые особенно тронули, взволновали или даже в чём-то изменили вас?
Да, я мог бы назвать много таких моментов и событий. Но в общем могу сказать, что особенно волнительно мне было видеть, с какой глубокой посвящённостью Иисусу Христу трудятся наши друзья и сотрудники «Света на Востоке», принося при этом большие жертвы, претерпевая трудности и лишения, сталкиваясь с враждебным отношением и притеснениями. Это часто помогало мне видеть мелкие невзгоды и неприятности моего пасторского служения в правильном свете, вдохновляло меня (надеюсь) на более глубокое посвящение Богу.
Случалось ли вам принимать неправильные решения, о которых вы впоследствии сожалели?
Не могу припомнить абсолютно неправильные решения. Думаю, наши партнёры по служению «Света на Востоке» могут лучше об этом судить. Но, конечно же, бывали решения, которые не привели нас к намеченным целям. Так, нам не удалось глубже вовлечь церкви российских эмигрантов в США и Канаде в наше миссионерское служение или достичь их нашими журналами. И тем не менее было правильно с нашей стороны попытаться это сделать, воспользоваться шансом. Да и некоторые успехи в этой области тоже были.
Что было особенно тяжёлым для вас или с чем вам приходилось бороться?
Вообще-то, я всё время страдал от того, что мы не имели бо́льших финансовых возможностей и не могли предоставить нашим партнёрам на Востоке больше средств для служения. Самыми тяжёлыми для меня были моменты, когда приходилось, не получив пожертвований в ожидаемом объёме, сокращать или вовсе отказывать нашим партнёрам в поддержке. Это было часто личным испытанием, и я, бывало, даже немного роптал на Бога. Но потом мы нередко видели настоящие чудеса в отношении пожертвований. Самое большое чудо для меня состоит в том, что Иисус Христос и сегодня силён расположить сердца людей здесь, на Западе, поддерживать служение «Света на Востоке», а также в том, как много Он может сделать из тех немногих средств, которые мы отдаём в Его распоряжение. Это всегда напоминает мне историю о совершённом Иисусом чуде умножения хлеба: мы имеем всего лишь пять хлебов и две рыбки, а Иисус насыщает ими тысячи людей.
Каким вам видится будущее Миссионерского союза, когда весь мир стоит на пороге перемен в разных сферах общественной жизни, культуры, политики, технологий? Как вы и Миссионерский союз реагируете на это?
Должен признать, что я всё меньше пытаюсь предугадать, что принесёт нам будущее. Наше поколение пережило уже так много технологических переворотов, политических сюрпризов, которые никто не мог предсказать или предвидеть. Кто бы мог подумать, что владевший умами в прошлом году страх перед климатической катастрофой так быстро отойдёт на второй план из-за малюсенького коронавируса? На протяжении последних месяцев мы могли наблюдать, как основательно эта пандемия изменила наше общество или даже положение в мире в плохую и хорошую стороны, и нам понадобится ещё много времени, чтобы сделать правильные выводы для миссии. И так было на протяжении последних 50 лет: Израиль с его войнами, интернет и цифровые технологии, распад Советского Союза со всеми вытекающими последствиями, войны на Балканах, воссоединение Германии, усиление агрессивного ислама со всеми последствиями, начиная от разрушения Всемирного торгового центра в США и кончая Ираком, Ираном, Афганистаном, арабская «весна», войны, гражданские войны, волна миграции, всемирный экономический кризис 2008 года и в нынешнее время. И это всего лишь несколько примеров. Единственное, в чём я сегодня абсолютно убеждён, – Иисус может использовать абсолютно всё, любой поворот, катастрофу, общественный перелом для строительства Своего Царства. Поэтому всё очевиднее становится необходимость и неотложность миссионерского служения как такового. И (как я понимаю некоторые главы в Откровении Иоанна) вместе с апокалиптическими катастрофами произойдёт и всемирное пробуждение, люди обратятся к Богу. Так что Миссионерскому союзу предстоят ещё великие времена. Мы не можем принимать «предвидящие» решения. Но мы можем и хотим оставаться открытыми к повелениям Христа, которые Он даёт нам ежедневно, из года в год.
Журнал «Вера и жизнь» читают около 700 тысяч человек. Что вы пожелаете читателям, что хотели бы им сказать?
Каждый читатель в отдельности для меня – чудо Божие, за которое я глубоко Ему благодарен. Иисус сумел из такого незначительного, неприметного служения «Света на Востоке» сделать что-то большое и действенное, чтобы спасти и благословить так много людей. Это просто невероятно!
Спасибо за беседу, Мартин.
Беседу вёл Вальдемар Цорн
Перевод с немецкого Марии Винс