+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 2, 1996 г.

Мое еврейство

Марк Раик

Во втором номере «Меноры» за 1995 год даны определения понятий «еврей», «иудей» и «мессианский еврей», но вопрос: кого следует считать истинным евреем – остается, и простого ответа на него нет. Так, в фашистской Германии достаточно было иметь прабабушку еврейку, чтобы угодить в печь крематория. «Разборчивы» были власти и «страны победившего социализма». Можно было быть русским по паспорту (по матери или отцу), но примесь еврейской крови закрывала дорогу в престижный вуз, лишала возможности получить достойную работу.

Проблема имеет несколько аспектов: национальный, религиозный и избранничество. При ее решении также необходимо принимать во внимание совокупность факторов: происхождение, вероисповедание, исполнение своего предназначения.

Чтобы хоть немного облегчить задачу, сузим поле поиска – исключим из рассмотрения религиозный аспект. Иудеем, т. е. исповедующим иудаизм – религию евреев, может быть любой человек. Ортодоксальные иудеи, для которых еврейство связано исключительно с религией, а не с национальной принадлежностью, хотя и с большим «скрипом», но признают прозелитов иудеями. Отсюда следует, что иудаизм не является необходимым, обязательным, тем более достаточным условием еврейства.

Чтобы окончательно отделить национальный вопрос от религии, спросим себя: кого считать французом (англичанином, немцем) – католика, протестанта, атеиста, православного, мусульманина, если по происхождению они французы (англичане, немцы...)? Таким образом, следует признать, что религиозные стандарты неприемлемы при рассмотрении понятия национальности.

Показательно мнение, хотя и весьма спорное, выдающегося борца за создание государства Израиль – его первого премьер-министра Давида Бен-Гуриона, который считал, что еврей – это тот, кто пребывает и селится, и растит детей в Израиле, еврейство – это национализм, связанный с государством Израиль; вне Израиля евреи христианизированы.

Этот взгляд не только в значительной мере политизирован, но и не свободен от религиозного налета.

Вопрос еврейства, разумеется, не может быть решен голосованием, но тем не менее показательна полярность мнений среди жителей Израиля по рассматриваемой проблеме. Репрезентативность выборки оставим в стороне 1.

Так, 23 % опрошенных считают, что еврей – это тот, кто считает себя евреем; 19 % считают, что еврей – это рожденный матерью еврейкой или соблюдающий обряды иудаизма; 13% – это проживающий в Израиле (т. е. гражданин Израиля) или отождествляющий себя с ним; также 13 % считают, что еврей – это тот, кто соблюдает еврейские (иудаистские) обряды; 12 % – это тот, у кого хоть один из родителей или супруг (!) еврей; 11 % – тот, кто по воспитанию еврей.

Не станем анализировать результаты проведенного опроса, который дает обильную информацию для размышления, заметим лишь, что национальность – это не только и не столько происхождение, сколько культурный и социальный комплекс, а культуру определяет прежде всего язык (на каком языке человек думает и говорит) и среда воспитания (литература, история, на которых он воспитан).

Значительная часть современных евреев, особенно из стран бывшего Советского Союза, не знают ни языка идиш, ни тем более иврита. В Израиле они такие же евреи, как тысячи эмигрантов в Штатах – американцы. Но все же по происхождению они евреи. Здесь следует отдать справедливость религии. Действительно, только благодаря иудаизму евреи сохранили себя как нацию. (В Советском Союзе сохранению национального сознания евреев способствовала политика государственного антисемитизма.) Но фанатическая приверженность иудаизму есть причина отхода евреев от истинного живого Бога. Культура – это уже навсегда. Так обстоит дело с любой эмиграцией. Первое поколение остается носителем культуры той страны, из которой оно прибыло. То, что лауреат Нобелевской премии в области литературы И. Бродский давно уже успешно пишет на английском, еще не сделало его американцем 2.

Но евреи –это народ особый, отличный от всех других. Делает ли это отличие евреев «лучше» других, привилегированней или наоборот – это вопрос другой. (Так же как, например, рыжий – это лучше брюнета, блондина, шатена и т. д. или хуже? Иной – не лучше и не хуже.) И несмотря на их постоянное стремление быть, как все другие народы („поставь над нами царя... как у прочих народов» –1 Цар. 8:5), они существенно отличаются от других народов. Отличие заключается в том, что евреи – это представители народа Израиля, избранного Богом для Своего плана восстановления отношений с человеком в свете создания Царства Божия. «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис. 43:21); «Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!» (Зах. 13:9); «...ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал» (Ис. 44:1); «Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал» (Ис. 41:8).

До прихода Мессии все аспекты еврейства: национальный, религиозный и избранничество – были совмещены. Евреи по национальному признаку исповедовали иудаизм и причислялись к избранному Богом народу, через который Он дал миру Библию – Слово Божие – и из которого произошел Мессия – Сын Божий.

С приходом Иисуса все изменилось. Основная масса избранного народа не приняла Мессию, отвергла Бога. Подобный отказ от Бога не был единственным в истории евреев, хотя именно этот отказ сыграл решающую роль в их судьбе. Они постоянно «сбивались» с путей Господних и возвращались к язычеству. Стоило Моисею на некоторое время оставить народ, как они отлили себе золотого тельца и вернулись к идолопоклонству. «...Развратился народ... уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему... и сказали: вот бог твой, Израиль» (Исх. 32:7–8). А когда умер Иисус Навин, «... тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить ваалам; оставили Господа, Бога отцов своих... и обратились к другим богам... оставили Господа и стали служить Ваалу и астартам» (Суд. 2:11–13).

Отойдя в решающий момент истории от Бога, основная масса евреев, т. е. иудеи по религиозному признаку, утратила все основания называться евреями в смысле избранного народа. Тому, что, отвергнув Мессию, они перестали быть истинными евреями, не следует удивляться, «... ибо не все те израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:6, 7), т. е. не каждый, рожденный евреем, есть истинный еврей. Подобное «несоответствие» прослеживается на протяжении всей истории, начиная с первого еврея – Авраама. Его старший (первый) сын Измаил не был евреем. Некоторые скажут: Измаил был рожден Агарью, нееврейкой, а по еврейскому закону национальность определяется национальностью матери.

Если руководствоваться этим законом, то и Гирсам, сын Моисея, не был евреем, ведь его мать Сепфора не была еврейкой. Имеются и другие примеры. Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой. В приведенных примерах имели место смешанные браки. Но вот действительно парадокс – два брата-близнеца Иаков и Исав от одних родителей Исаака и Ревекки. Иаков – еврей, а Исав – нееврей. В этом случае еврейство определяет куда более важный и решающий фактор, чем рождение от родителей евреев, что является случайным обстоятельством. Еврей – это тот, кто, кроме рождения от родителей евреев, является участником в избрании Божием, или, как сказано в Писании: «...дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:8).

В национальном избрании Израиля никто из признающих Библию за Слово Божие не сомневается, но следует различать избрание Богом народа Израиля от положения отдельного представителя этого народа.

Мессия – суть Божьего откровения, главная стержневая тема Священного Писания. Мессия предназначен спасти не только Израиль, но и все человечество. Непринятие Мессии Иисуса есть отход от Бога, отказ от избранничества, отказ, таким образом, от сути и предназначения еврейства. Но приход Мессии и новый завет с Израилем есть новая фаза в отношениях Израиля с Творцом. Речь идет уже не об отношениях Бога со всем народом, но об отношениях Бога с отдельной личностью. Иисус пришел не ко всем вместе, а к каждому персонально. Избранничество народа во все времена определяли не все, причисленные к Израилю, а лишь незначительное меньшинство, те, которые назывались «сынами избрания». Основное большинство народа всегда составляло ту массу, внутри которой сохранялась сущность избранной нации, суть ее избранничества.

Поэтому наивны представления еврея, который полагает, что благодаря своему еврейскому происхождению автоматически является Божиим избранником. Мессия – это источник Божьего благословения, а Израиль предназначен быть его проводником. Но еврей, лишенный этого мессианского сознания, не являясь проводником этого благословения, не может считаться истинным евреем. Истинный еврей – это тот, кто, понимая роль Мессии в освобождении Израиля, принимает Его своим личным Спасителем и являет благую весть всем народам; тот, кто любит весь мир.

Таким образом, из трех составляющих понятие «еврейство» – религиозный аспект – иудаизм не является необходимым (для признания человека истинным евреем), более того, он является препятствием для избранничества, тогда как это избранничество вместе с происхождением представляют две необходимые составляющие для того, чтобы считаться истинным евреем. Необходимые, но в отдельности недостаточные, только в сочетании они есть два необходимых и достаточных условия для того, чтобы считать себя истинным евреем.

Д-р Марк Раик

1 «Шалом Алейхем», адар 5755 (март 1995)

2 Статья была уже написана, когда пришло сообщение о смерти поэта.

Сын Божий стал Сыном Человеческим, дабы сынам человеческим можно было стать сынами Божьими.

Павел Рогозин

Архив