+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 2, 1998 г.

Эмиграция и обращение

Марк Раик

Непреодолимое желание написать об эмиграции и обращении, об их взаимосвязи я почувствовал, редактируя русский перевод книги К. Я. Гирша «Возвращение к Богу». Творец сделал мне воистину божественный подарок. Передо мной была книга, принадлежащая к высшим образцам художественной литературы. И вместе с тем она была полна поисков духовности, смысла существования, поисков Бога и пути к Нему. Это была не просто биография, рассказанная талантливым автором, это были раздумья о жизненных ценностях, о смысле и оправдании жизни человека. Книга передавала атмосферу мучительности поисков путей к Богу. Она была мне особенно близка страницами, посвященными детству, атмосфера которого щемяще напоминала мне мое детство в еврейской семье, несмотря на различия в материальном, и, пожалуй, духовном и интеллектуальном уровнях, вытекавших из того, что мы проживали в разных странах, а точнее, в разных мирах.

Очень удачен жанр книги. Письма к очень близкому человеку, сыну, позволяют раскрыть богатый духовный мир автора, принадлежавшего к элите интеллигенции Германии первой половины ХХ века, оставляют возможность недосказанности, а повторы и некоторая разрозненность фактов создают чарующее ощущение доверия.

Автора волнуют те вопросы его времени, которые, увы, продолжают оставаться актуальными и спустя 50 лет: место еврейства в мире и что такое еврейство, место определенного человека в обществе, антисемитизм и изгнание и, наконец, человек и Творец. Для нас, да и для более молодых, до сих пор важными представляются вопросы эмиграции, изгнания и выдвигаемые ими проблемы родины, человека в обществе. Это особенно актуально теперь, когда в конце 80-х – начале 90-х годов усилилась, стала буквально обвальной эмиграция евреев из стран бывшего Советского Союза.

Основной причиной эмиграции евреев, как и в годы, описываемые Гиршем, является антисемитизм. Бежали и бегут не за чем-то, хотя из стран бывшего Советского Союза уезжают сейчас и по экономическим причинам, так как безденежье унижает, подчеркивает несвободу, всяческую зависимость, а бегут от чего-то.

В Германии антисемитизм был и до 30-х годов, но он был, по выражению Гирша, «безобидным». В Советском Союзе он был государственным, но скрытым, хотя к 80-м годам уже и не скрывали. Антисемитизм не был разве что узаконен юридически, как в Германии с начала 30-х годов, после чего процесс эмиграции превратился в бегство. Но «безобидность» догитлеровского антисемитизма и прочное укоренение евреев в немецкой культуре сдерживали эмиграционные настроения, что привело почти к полной гибели евреев Германии.

После образования в 1948 году государства Израиль евреи СССР тем больше стремились уехать, чем больше проявлялась дискриминация. Ручеек тек всегда, но когда после 1985 года были «открыты шлюзы», поток принял форму исхода. За последние пять лет в Израиль прибыли 650 тысяч репатриантов.

Здесь уместно отметить, что известный борец за возвращение евреев на родину и к Богу профессор В. Ф. Марцинковский выделяет в истории евреев три исхода. Первый – это исход из Египта, из 400-летнего рабства, ставшего результатом продажи Иосифа его братьями. Бог рукою Моисея освободил Свой народ. Первый исход Израиля был вдохновлен верой в грядущего Мессию и совершился Всемогущим Творцом. Поэтому никакие препятствия не могли остановить победного шествия сотен тысяч евреев через пустыню, кроме... самих евреев. Уже у самой обетованной земли они поддались маловерию, усомнились в Боге и поэтому вынуждены были еще 40 лет странствовать в пустыне.

Второй – это исход из 70-летнего плена в Вавилоне. Причиной вавилонского плена было отступление Израиля от Бога. Израиль духовно развратился, стал поклоняться чужим богам, в храм Бога славы поставил идолов. Внешнему освобождению из второго плена предшествовало внутреннее. Евреи освободились от духа соглашательства, духовной ассимиляции, смешения с язычниками. Они плакали, вспоминая Сион. Бог вывел Израиль из вавилонского плена посредством Своих слуг Неемии, Зоровавеля, Ездры.

И второй исход Израиль осуществил силою Творца и верой в грядущего Мессию.

Третий плен длится более 1900 лет. Что явилось его причиной?

Израиль как народ, отвергнув своего Мессию, отверг Бога. Мессия пришел, как и было обещано в Танахе, до потери евреями государственности. «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель» (Быт. 49:10). Но под влиянием слепых вождей, не понявших или не захотевших понять Слова Божьего, Мессия ими не был принят, Его предали в руки римлян, язычников, как когда-то братья предали Иосифа...

И вот евреи вновь возвращаются на землю отцов. Третий исход начался в начале века, оживился в 30-е годы, а в последнее десятилетие приобрел массовый характер.

Конечно, в Израиле вопросы, связанные с переселением, имеют свою специфику, этот процесс даже называется не иммиграцией, а репатриацией. Да, евреи в Израиль, в отличие от США, Германии и других стран, не иммигрируют, а возвращаются, возвращаются на родину, на землю, обетованную Израилю Самим Богом. И если эмигрант (любой национальности) едет в Штаты, чтобы стать американцем, то репатриант в Израиле стремится в большей степени сохранить себя в прежнем виде. Несмотря на эти различия, основные проблемы, с которыми сталкивается человек в любой новой для него стране, те же.

Многие, покинувшие свое прежнее место жительства, и сами понимают, что меньше вопросов и сложностей при перемене страны проживания возникает у молодых людей. Это и естественно. Они еще не так прочно обросли производственными, общественными и семейными связями.

Эмиграция трудна всегда и для всех, но особенно она трудна для людей старше 40–50 лет. Кроме обычных трудностей с языком и поисками работы, у них добавляется сознание того, что они уже прожили половину жизни, уже чего-то достигли, уже «состоялись», а приходится начинать все сначала. Более 55% репатриантов в Израиле имеют высшее образование, но занять место, близкое по уровню к прежнему, удается единицам. В довоенной Америке, а США отличаются менее глубокими культурными корнями и традициями, чем Европа (это имеет порой и положительные стороны: американцы не обременены, не скованы этими традициями, зачастую тянущими назад), преобладал своеобразный взгляд на эмигранта, добившегося уже в прежней жизни определенного успеха. Там эти успехи, достижения не имели не только решающего, а вообще никакого значения. Важно, что человек может сейчас. Все остальное по-американски называется «backgraund» и является только фоном, задним планом. Сейчас это характерно не только для США, такое же положение и в Израиле, и в Германии. Это – особенность буржуазной демократии, мира свободного предпринимательства, что, говоря объективно, вполне справедливо. Поэтому многое зависит от уровня притязаний. Очень немногие, преодолев языковой барьер, находят свое место, опираясь на прежнюю специальность, и добиваются положения не ниже того, которое они занимали на прежней родине. Большинству же людей зрелого возраста, даже нашедших работу, приходится ми-риться с тем, что они уже не на той ступени общественной лестницы, которой достигли в своей жизни в другой стране. Несмотря на высокие социальные гарантии, имеющиеся теперь в передовых демократических странах, особенно для лиц пенсионного возраста, им-то как раз особенно трудно. Как дереву, пересаженному в другую почву, таким людям практически почти никогда не удается врасти, полностью интегрироваться на новой родине. Поэтому, несмотря на свое сравнительное материальное благополучие, эти люди вновь и вновь возвращаются к вопросам о цели, ценности и смысле жизни. В этой связи особенно важно понять, что и третий исход может совершиться лишь силой Божьей и верой в Мессию Иешуа. Только Он может привести к цели, ввести в землю обетованную народ Свой. Это является и основной идеей книги К. Я. Гирша, идеей, которую необходимо не только понять, но и принять: только Бог дает ответы на все вопросы, только с Богом человек везде и всегда на родине. Это важно для всех возрастных категорий, но особенно для лиц преклонного возраста. Чтобы не засохнуть, будучи вырванными из родной, привычной почвы, необходимо питаться соками, которые дает только вера в единого Бога.

Обращение и рождение свыше очень индивидуально, но никогда не бывает без веры. Евреи атеистической страны оторваны от Бога, они заняты своим внешним благополучием, стремятся решить свои проблемы самостоятельно. Избранный Богом народ, отвернувшись, отказавшись от своего Господа, попал в почти безвыходную ситуацию. Несмотря на наличие государства Израиль, евреи все еще в значительной мере рассеяны, продолжают пребывать в галуте, в большей мере духовном, хотя Господь уже начал собирать Свой народ. Сейчас евреям, как никогда, необходимо внутреннее освобождение, достигаемое лишь принятием Иешуа Мессии. Внешнему освобождению всегда предшествует освобождение внутреннее. Задача евреев – заняться внутренними вопросами – поисками пути к Богу. Это очень трудно людям, получившим атеистическое воспитание.

Не легче отказаться от традиционных представлений и ортодоксальным иудеям. Если для атеистов основная трудность и проблема состоит в признании существования Творца, то для иудеев она заключается в признании Иешуа из Назарета Мессией Израиля и всего мира, с вытекающими из этого признания последствиями. Но для тех и других особенно труден второй шаг – крещение, ибо это у евреев необоснованно ассоциируется с изменой своему народу, хотя этот обряд восходит к древнему еврейскому ритуальному омовению – твиле. Истина же заключается в том, что, обретя Иешуа, человек возвращается к Богу, возвращается к своим истокам, к своему еврейству, суть которого в принадлежности к Богу. Евреи как народ были избраны дать миру Мессию, они это свое призвание выполнили. Но мы призваны еще и к тому, чтобы нести свет миру, нести свет язычникам. Будем же достойны и этого своего избрания.

Архив