Менора 2, 1998 г.
Говоря на идиш
Илья Мазл
«Мир зол зайн фар дих» (пусть мне будет за тебя)
Говоря на идиш невольно вспоминаешь своих дедушек и бабушек. Постоянно повторяя эту фразу и целуя свои сокровища – внуков, миллионы стариков вкладывали в эти слова гораздо больше смысла, чем они выражают. В них – и боль изгнания, и надежда на возвращение, позор черты оседлости и стремление подняться, тяжелый труд и вера в перемены, ужасы войны и освобождение из лагерей смерти, страх перед погромами и неунывающее сердце, оскорбленная душа и чувство юмора, горе и терпение, слезы и смех сквозь них.
Думая о судьбе наших прародителей, кажется, будто проклятие всех поколений легло на их плечи. Вечно чужие, гонимые, оскорбленные и притесняемые, они стремились к лучшей жизни для своих детей и внуков. И действительно, современный еврей имеет ряд преимуществ: он может возвратиться на историческую родину, получить образование (не хуже других), изучить свой язык, историю, традиции, имеет общегражданские права, может выехать на ПМЖ даже в Америку или Германию, он может жениться на любой красавице гойке, которая почтет такой брак подарком судьбы.
И хотя в наше время все реже слышна фраза: «Мир зол зайн фар дих», все же и нынешние папы, мамы, дедушки и бабушки желают лучшей судьбы своим детям и внукам. И если прежде из-за заботы о будущем детей старики меняли отметки в своих паспортах, то сегодня заботливые родители отыскивают и добывают свои еврейские корни, возвращая своим именам в прошлом нежелательные окончания: -ин, -ан, -ович, -евич. Они не жалеют средств, чтобы обучить детей музыке и языкам (часто с принуждением), так как им самим это было недоступно в свое время, обучают свои чада искусству самообороны, чтобы прошлое не повторилось «никогда больше».
И хотя Священное Писание говорит: «...сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается», – любящее сердце еврейских мам, пап, дедушек и бабушек готово принять на себя любые удары судьбы, лишь бы ребенок был здоров, умен и счастлив. Эта забота о потомстве и ныне побуждает их отказывать себе во многом, испытывать ностальгию, работать не по специальности, копить средства, «крутиться» и усиленно думать.
И как жаль, что такие горячие еврейские сердца часто не знают, что является истинным благом для их детей. Они не сознают, что Тот, Кто считает нас Своими «чадами возлюбленными», ради наших «будущих благ» пришел в этот погибающий мир, понес наше наказание, отдал Себя на муки и смерть, тем самым как бы говоря неведающему человечеству: «Мир зол зайн фар дих».