Менора 3, 1999 г.
- Слово редактора
- Догматы мессианских евреев
- Мне снилась Палестина
- Арнольд Фрухтенбаум
- Легенда о любви
- Всему свое время
- Поэзия
- В чем несчастье евреев?
- Библейские мотивы
- Письма читателей
- Распространенное заблуждение
- Бриллиант
- Читательская конференция журнала «Менора»
- Слова директора, или страховка
- Говоря на идиш
- Немного статистики
- Симха Тора
- Письмо с вопросом
Догматы мессианских евреев
Арнольд Фрухтенбаум
Мы, мессианские евреи, верим, что Иешуа понес наказание за наш грех и что мы можем познать Бога реальным образом – посредством веры в Него. Все, что нам необходимо, – это верить в Иешуа ха-Машиаха как нашего Искупителя и Избавителя от власти греха.
Придерживаясь в общем всех положений, составляющих основу веры мессианских евреев, мы выделяем главный аспект нашей веры – мессианство. Мы полагаем, что Писания учат трем основным догматам мессианства.
ПРОГРАММА МЕССИИ – первый из догматов, который вытекает из пророчества Михея: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: «Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих. 4:1–4).
В хронологическом порядке пункты программы Мессии следующие:
а) Иерусалим – духовный центр мира;
б) в этом центре началось духовное движение, которое распространится среди всех народов мира;
в) результат этого духовного движения – мир во всем мире.
ЛИЧНОСТЬ МЕССИИ – второй догмат. Танах объясняет и описывает эту личность. Исаия (Йешаягу) говорит, что Мессия должен быть потомком Давида: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (11:1).
В главе 53 он описывает страдания и смерть Мессии. Глава вкратце дает программу Его первого пришествия. В этой главе Мессия назван Рабом Господа.
Раб Господа – страдающий раб: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» (53:3).
Раб Господа – страдалец невинный: «Он... не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (53:9).
Раб Господа – добровольный страдалец: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (53:7).
Раб Господа страдает за грехи Израиля: «Он отторгнут от земли живых; за преступление народа Моего претерпел казнь... предал душу Свою на смерть... Ему назначали гроб со злодеями...» (53:8,9,12).
Средством искупления человека Богом была предусмотрена смерть Раба Господа: «И Господь возложил на Него грехи всех нас... Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (53:6,10).
Совершенно иное описание Мессии дается в других местах Танаха. Пророк Иеремия (Йирмэягу) заявляет, что Он – Царь Израиля и что Он – Богочеловек, то есть Бог, Который стал Человеком, оставаясь Богом: «Вот, наступают дни, – говорит Господь, – и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь – оправдание наше!»» (23:5–6).
Этот Мессия будет Царем из династии Давида, и у Него будет имя: «Господь – оправдание наше». Еврейский пророк никогда бы не назвал обычного человека Господом. Но если Бог решил стать человеком, а Бог, без всякого сомнения, в силах поступить так, то этот человек мог быть назван Господом. Та же самая идея воплощения Бога в человека провозглашена в книге пророка Исаии: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (9:6).
Родился Младенец, но имена, данные Ему, могут быть даны только Богу. Другое место Писания, относящееся к личности Мессии и показывающее задачи Его миссии, тоже у пророка Исаии (11:2–10). Главным в этом отрывке является программа Мессии, которую Он осуществит. Злодеи будут судимы, и будет достигнут мир во всем мире, но не силой, а посредством преобразования человеческой природы и всемирного распространения знания о Господе.
О чем все это говорит? Это говорит о том, что Мессии потребуется дважды прийти в этот грешный мир. Во время Его первого пришествия как страдающего Раба Господа, соответственно Исаии (глава 53) и другим книгам Священного Писания, Его целью было Своей смертью понести наказание за грех мира. Силой Его воскресения все могут получить новое рождение, то есть, иными словами, новую жизнь в общении с Богом, просто принимая Иешуа как Мессию.
Отдельные евреи или язычники, которые принимают Иешуа как Мессию, становятся верующими, или последователями Иешуа. Мы, мессианские евреи, верим, что Иешуа и есть Мессия и Он завершит Свою мессианскую программу со вторым пришествием.
МЕССИАНСКИЙ НАРОД – третий догмат. Будучи мессианскими евреями, мы верим, что Израиль – мессианский народ и что его задача – под руководством Мессии привести к Богу языческие народы. Эта задача возлагается на Израиль устами Божьего пророка Исаии: «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (43:21).
Бог устами раба Своего Моисея сказал избранному народу: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5–6).
Бог – Творец всего, включая и все народы. Израиль вместе с другими народами образует часть Божьего достояния. Но Бог избрал Израиль, чтобы он был светом для язычников и благословением для всего человечества.
Эти три догмата мессианства являются пророческими, причем два из них исполнены, а третий, мы верим, исполнится в ближайшем будущем – при втором пришествии Мессии. Мы верим, что Иешуа есть Мессия, Тот, Кто вернется и завершит пророчество о Нем. Он есть Мессия, Который направит мессианский народ на выполнение Своей программы.