Менора 3, 1999 г.
- Слово редактора
- Догматы мессианских евреев
- Мне снилась Палестина
- Арнольд Фрухтенбаум
- Легенда о любви
- Всему свое время
- Поэзия
- В чем несчастье евреев?
- Библейские мотивы
- Письма читателей
- Распространенное заблуждение
- Бриллиант
- Читательская конференция журнала «Менора»
- Слова директора, или страховка
- Говоря на идиш
- Немного статистики
- Симха Тора
- Письмо с вопросом
Легенда о любви
Меир бен-Ямин
Библия бездонна и неисчерпаема в постижении. Раньше я не очень глубоко понимал, а точнее, принимал на веру две (кроме многих прочих) следующие мысли Священного Писания. Первая: в вечности мы будем подобны ангелам, т. е. там не будет ни мужчин, ни женщин, «...ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). И вторая: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Второе утверждение не столько не понимал, сколько не принимал. Понять первое и принять второе мне помогла книга А. Штейнзальца «Библейские образы». Читая еe, я вспомнил легенду о любви.
Когда-то, когда я только вступал в жизнь, меня спросили, знаю ли я легенду о любви. Я, конечно, знал народное предание Востока (кажется, узбекское) о юноше по имени Фархад, о его любви к красавице Мехмене-бану, о том, как она из любви к своей сестре пожертвовала ради ее здоровья собственной красотой (стала очень некрасивой, даже уродливой) и о том, как юноша полюбил эту сестру и оставил прежнюю возлюбленную. На этот сюжет азербайджанским композитором А. Меликовым был написан балет, пользовавшийся довольно широкой известностью и поставленный рядом театров. И я был очень удивлен, когда услышал совсем другую легенду. Суть ее состояла в следующем. Сотворив людей, Бог каждому мужчине назначил в жены определенную женщину. Все пары жили гармонично и счастливо до тех пор, пока не согрешили, тем самым очень огорчив своего Создателя и Отца. Бог в наказание смешал всех людей так, что уже никто не мог узнать своего суженого или суженую. С тех пор каждый человек ищет недостающую свою «половину». И это великое счастье, когда мы находим предопределенного нам Богом человека. Именно об этой легенде я и вспомнил, читая «Библейские образы».
Известно, что Бог создал первую женщину Еву из ребра Адама. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» (Быт. 2:22). Почему? Зачем это Ему понадобилось? Разве Он не мог создать женщину так же, как мужчину? Здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что у Творца ничего не бывает случайного, все продумано до мельчайшей подробности. Дело в том, что, как следует из приведенной цитаты, первоначально созданный человек был существом, имевшим два начала: мужское и женское. Как отмечает А. Штейнзальц, слово «ребро» (на иврите – «цела») имеет и другое значение, а именно «сторона», т. е. женщина была создана как одна из сторон, граней человека. И все это, обе сущности человека, были едины в Адаме. Затем Творец отделил, разделил эти сущности, которые таким образом стали различными (разделенными) личностями. Метод отделения не раз используется Богом при сотворении мира: «...и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1: 4); «... и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (Быт. 1:7); «отделил их (народ Израиля) Себе в удел из всех народов земли» (3 Цар. 8: 53) .
Следы первоначального единства двух сущностей человека сохранились и видны, например, в наличии как в мужчине, так и в женщине, гормонов обоих полов.
План Бога заключается в том, что отделение, установление границ, порой не только разделяет, но и соединяет. Стремление слиться присуще человеку – мужчине и женщине.
Таким образом, для меня проясняется мысль, что в вечности не будет разделения людей на мужчин и женщин, т. е. вполне вероятно, что там мы приблизимся в своей сути к первозданному человеку, воплощавшему в себе оба (мужское и женское) начала.
И второе. Становятся понятными и слова Библии «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Мы любим и чтим родителей, не только стремясь исполнять заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12). Два приведенных места Библии нисколько не противоречат друг другу. Оставить родителей и прилепиться к жене означает создать с ней единство, найти в ней себя, быть с ней целым, и это единое целое должно любить и чтить родителей.
Ибо крепка, как смерть, любовь... Песн. 8:6