Тропинка 4, 2011 г.
Узнайте меня
Ольга Мартынова
Ш-ш-ш-ш! Здравствуйте! Ш-ш-ш-ш... Это мои листочки, шелестя, поют вместе с ветром. В знак уважения к вам, мои маленькие читатели!
Наш род насчитывает примерно 300 видов, и встречаемся мы по всей Европе. В России мы встречаемся на всей её территории, разве что не селимся на Крайнем Севере. Листочки у меня длинные, линейно-ланцевидные, с заострёнными кончиками. Я – кустарник или дерево, которое может достигать высоты 10 метров. Побеги мои пурпурнокрасные и гибкие. Последнее свойство моих веточек использовали издревле. Так, в Древнем Риме существовала особая должность виргатора (происходит от моего латинского названия). У виргатора был особый инструмент – пучок моих веточек. Дада, розг! Представляете, ещё в XIX веке в каждой школе в бочках замачивали розги для устрашения нерадивых учеников! И люди приговаривали, наказывая, что бьют их не мои веточки, а их собственный грех.
Мои цветки мелкие. Их можно назвать совсем неприметными в сравнении с цветами розы или лилии. Пусть так. Но в один из христианских праздников, который отмечается за неделю до Пасхи, люди используют мои цветущие веточки. Помните, как Иисус Христос въезжал в Иерусалим на ослике? Как люди встречали Его, постилали Ему под ноги одежду и размахивали пальмовыми ветвями? Однако в местности, где я проживаю, пальмы не растут, и не так-то просто ранней весной найти цветущее растение. А я цвету рано и до появления листвы. Поэтому христиане в этот праздник украшают свои дома моими веточками и приносят их в храмы, вспоминая торжественный въезд Иисуса в Иерусалим.
Кора моя обладает лекарственными свойствами: ещё в старину ею натирали дёсны от зубной боли, а позднее получали лекарство, по своим свойствам напоминающее аспирин. Из моих гибких веточек плетут корзины, делают плетёную мебель.
У родственниц моих очень яркие и необычные видовые названия. Одна из них белая, другая – вавилонская, третья – козья. Встречается ещё ломкая, пурпурная, ушастая, пепельная, альпийская, ползучая. Ш-шт-шт-шт... А одну мою дальнюю родственницу из рода тополей (Populus), осину, или тополь дрожащий (Populus tremula), даже побаиваются. По преданию, именно на этом дереве закончил свою бесславную жизнь Иуда Искариот, предавший своего Учителя. Создаётся впечатление, что и дерево в этом виновато: листочки осины дрожат даже от лёгкого дуновения ветра, а в сердцевине ствола почти всегда – гниль.
Уверена, что вам давно знакомо моё название. Конечно, я – ИВА ОСТРОЛИСТАЯ, или краснотал, или красная верба (Salix acutifolia). Ш-ш-ш-ш.