+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1976 г.

Родился нам!

«Ce, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Ис. 7:14

Царству Иудейскому грозила неминуемая гибель; два царя соединились против него; два племени восстали для его разрушения. Сирия и Израиль подступили к стенам Иерусалимским с полным намерением сравнять их с землею или совершенно разрушить это царство. Царь Ахаз, в великом смущении, напрягает все свои способности, чтобы спасти город; между прочими ухищрениями своей мудрости, он придумал отвести воду из верхнего водопровода так, чтобы осаждающие остались без воды.

Он выходит утром, вероятно, в сопровождении своих приближенных, и направляется к водопроводу у верхнего пруда, чтобы наблюдать за остановкою воды; но, вот, он встречается с чем-то таким, что разрушает все его планы, делая их ненужными. Исаия выступает вперед и говорит ему не страшиться этих дымящихся головней, потому что Бог уничтожил оба племени, восставшие против него, а он сам и его царство будут спасены. Ахаз смотрел на Исаию недоверчивым взглядом, как бы говоря: «хотя бы Господь послал колесницы с неба, возможна ли такая вещь? Если б Он поднял всю пыль и оживил каждый камень в Иерусалиме, чтоб противостать врагам, может быть тогда я бы мог спастись». Исаия, видя его маловерие, предложил ему испросить знамение.

Ахаз, вместо того, чтоб принять предложение с великой благодарностью, как бы следовало ему сделать, объявляет с притворным смирением, что не будет просить, не будет искушать Господа. На это Исаия, возмущенный и оскорбленный, говорит ему, что раз он не хочет, из повиновения Богу, просить знамения, Сам Господь даст знамение, которое будет чудом для всего мира, знаком величайшей тайны Божией и всепоглощающей мудрости Его. Ибо «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Разберем этот текст: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Рождение. «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось», сказали пастухи (Лк. 2:15). «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему», сказали восточные мудрецы (Мф. 2:2). Остановимся у пещеры и будем наблюдать совершившийся факт воплощения Иисуса. Перенесемся к тому времени, когда, впервые, Христос облекся в смиренный облик и стал жить среди членов человеческих. Не будем стыдиться войти в такое скромное место. Станем у входа в пещеру и посмотрим на младенца Христа.

Прежде всего, мы увидим, говоря об этом рождении, чудесное зачатие. Наш текст ясно говорит: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Это выражение не имеет подобного в Священном Писании. Ни о какой другой женщине это не могло быть сказано, кроме Девы Марии; и ни о каком другом человеке не было сказано, что его мать была дева. И греческое и еврейское слово, оба ясно указывают на истинное и действительное девство, чтоб показать нам, что Иисус Христос был рожден от женщины, но не от мужчины. Мы не будем распространяться об этом, но все же это очень важно и не может быть обойдено молчанием. Так как женщина первая, благодаря своему пытливому духу, вступила на путь беззакония, Бог, по Своей мудрости, решил, что, именно, женщина, дабы ее не презирали и не поносили, одна будет как бы творцом плоти Богочеловека, Который спасет все человечество. Хотя она сама первая попробовала запрещенного плода (быть может, Адам вкусил его из любви к ней), но для того, чтобы она не была в унижении, не стояла ниже его, Бог повелел, чтобы Его Сын был рожден от женщины.

Кроме того, великая мудрость была в том, что Иисус Христос родился от Девы и Духа Святого, потому что, если б Он родился от плоти, то рожденное от плоти есть плоть, и Он, естественно, унаследовал бы по плотскому преемству все слабости, недостатки и грехи, которые человек имеет от рождения. Он был бы зачат во грехе и рожден в беззаконии, как и мы все остальные; поэтому Он не был рожден от человека; Дух Святой осенил Деву Марию и потому Он единственный, кроме одного, вышел чистым из рук Создателя Своего и может говорить «Я чист». Да, и Он гораздо более мог бы говорить о своей чистоте, нежели Адам, потому что Он сохранил ее во все время незапятнанной, ибо от рождения до смерти Он не знал греха, и не было лести на Его устах. О, чудный образ, Дитя Девы!

Остановимся и посмотрим на Него. Какое смешение! Тут и конечное и бесконечное, смертное и бессмертное, тленное и нетленное, человеческое и Божеское; время сочеталось с вечностью, Бог соединился с тварью; бесконечность царственного Творца приходит обитать на этой точке земли; великий, безграничный, Которого земля и небо не могут вместить, лежит в объятиях Своей матери. Тот, Который утверждал столбы вселенной и скреплял творение, покоится на груди смертной и зависит от твари для Своего питания. О, дивное рождение! О, чудесное зачатие! Мы стоим, и смотрим, и дивимся! Истинно ангелы желали проникнуть в то, что слишком глубоко для нас, чтобы о нем говорить. Мы оставляем это. Дева прияла и родила Сына.

В этом рождении, после чудесного зачатия, мы должны отметить скромное родство. Не сказано, что «принцесса» во чреве приимет и родит сына, но «дева». Ее девство было ее величайшею честью; другой она не имела. Правда, она была царского рода; ее предки восходили до Давида.

Это не была презренная женщина, потому что она была царской иудейской крови. О, Дитя! В Твоих жилах течет царская кровь! Ты родился не от скромных родителей, если посмотреть на Твоих предков, ибо Ты Сын того, кто управлял могущественнейшей монархией. И в интеллектуальном отношении Его мать не стояла низко. Что у нее была великая сила ума видно из того, что она могла сложить такую поэтичную вещь, как «величит душа моя Господа» (Лк. 1:46). Ее нельзя уничижить. «Благословенна ты между женами».

И все же рождество Иисуса Христа было смиренное. Странно, что Господь славы не родился во дворце! Князья, Христос ничем вам не обязан! Вы не пеленали Его, не приготовили Ему золотой колыбели, не облекли Его в порфиру. Царицы, вы не держали Его на ваших коленях, не прижимали к своей груди. И вы, могучие тогда города, ваши мраморные залы не оглашались звуками Его шагов. Он вышел из селения разрушенного и презираемого, а именно, из Вифлеема. Он не был рожден в доме правителя или какого-нибудь начальника, но в пещере. Предания передают нам, что Его пещера была высечена в твердой скале.

В холодном, сыром месте был Он положен, и волы приходили есть сено и солому из яслей, где Он лежал, не имея другой подстилки. О, чудная степень снисхождения! Наш благословенный Иисус был опоясан смирением! Почему же Он снизошел до такого рождения? Почему не удовольствовался рождением от бедных родителей, но еще избрал такое место? Ободримся. Если Иисус Христос родился в пещере, почему Ему не прийти и не жить в нашем каменном сердце? Если Он родился в вертепе, почему вертеп нашей души не может сделаться обителью для Него? Если Он родился в бедной среде, то не дает ли это нищим духом право надеяться на то, что Он будет их Другом? Если Он таким образом с самого начала претерпел унижение, будет ли Он считать унижением прийти к самым бедным и скромным из Его созданий и обитать в душах Своих детей? О, нет! Значит, мы можем найти утешение в Его скромном происхождении; и мы можем радоваться тому, что смиренная женщина стала матерью Господа славы.

Но мы должны сделать еще одно Замечание о Его рождении. Это было славное рождение! При всей скромной обстановке, которая окружала рождение Христа, все же было тут много славного, много почетного. Ни у какого другого человека не было такого рождения, как у Христа. О ком писали пророки и прозорливцы? Чье имя начертано на стольких скрижалях? Кто имеет такой свиток пророчеств, указывающих на Него, как Иисуса Христа Богочеловека? Затем, вспомните Его рождение. Когда зажигал Бог новое светило на небе для возвещения о рождении царя? Цари являются и умирают, но звезды никогда не возвещают о их рождении. Когда ангелы слетали с неба и пели хором симфонию на рождение могущественного человека? Его рождение нельзя назвать низким, если мы посмотрим на посетителей, собравшихся вокруг Его яслей.

Прежде всего, пришли в Вифлеем пастухи, без провожатых и руководителей; затем мудрецы, водимые звездой. Все вместе, представители двух классов человеческих, бедных и богатых, преклонили колена пред Младенцем. Золото, ладан и смирна были принесены этому Младенцу, который был царь всех царей земных, которому с давних времен поведено было сесть на престол Давида.

Теперь мы подходим к имени Христа. «И нарекут имя Ему: Еммануил». В давнее время матери давали своим детям имена, имевшие значение; они не давали им незначащих имен. Имена имели значение, касающееся обстоятельств рождения. Например, Каин — «приобрела я человека от Господа», сказала его мать, и назвала его Каином. Сиф — «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля». Затем Ной — «он утешит нас в работе нашей». Измаил был также назван своей матерью, потому что Бог услышал ее. Исаак — «обетование», потому что он был сыном обетования. Иаков — «вытесняющий» или «сильный», потому что он вытеснил своего брата. Мы могли бы привести много подобных примеров.

Быть может, этот обычай был хорош для евреев, но особенности нашего языка не позволили бы нам делать то же самое. Мы видим, что Мария назвала своего сына «Эммануил», чтобы в нем был смысл: «С нами Бог».

Верующий в Бога человек! Бог с тобой, чтобы помогать тебе, ты не один, потому что Спаситель с тобой. Пусть я буду в пустыне, где ничто не растет, все же я могу сказать: «с нами Бог». Пусть я буду среди бушующего океана, и моя ладья кружится на волнах, я все же скажу: «Эммануил — с нами Бог». Если я возьму крылья зари и переселюсь на край моря, я все же скажу: «с нами Бог».

Дай Бог вам, читатель, счастливого Рождества. Оно будет счастливым, если Бог будет с вами. Празднуйте рождение вашего Спасителя. Не стыдитесь радоваться, вы имеете на то право. «Иди, ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Екк. 9:7,8). Религия никогда не была предназначена для уменьшения наших радостей.

Идите же, радуйтесь все вместе. Но во время ваших празднеств думайте о Младенце.

Архив