Вера и Жизнь 1, 1976 г.
- Во что мы веруем?
- Два года
- Родился нам!
- С новым годом!
- Вечно живое слово
- Время незабвенное!
- Спасти жизнь
- Богатство души
- Война и мы
- Освобождение
- Почему я верю?
- Хочу знать
- Русский язык
- Дорожные мысли
- Христианин и жизнь
- Одиноки…
- Крупицы мудрости
- Без труда — никуда
- Мысли вслух
- «Рака»
- Экзамен всегда впереди
- На солнечной стороне
- Человек и его время
- Свет
- Для детей
- Кардиограмма времени
- Красота и нервная система
Вечно живое слово
Нет в мире такой книги, о которой было бы так много написано, как о Библии. Вряд ли другая какая-либо книга в мировой литературе подвергалась такой строгой критике, как Библия. В 19-м столетии особенно были применены все отрасли науки в исследовании Библии: история, языковедение, археология, естествознание — все было применено, чтобы исследовать тайну Библии. Библия была просеяна буква за буквой. Она была разложена «анатомическим скальпелем» на мельчайшие составные части и подвержена микроскопическому исследованию.
Каков же результат всех этих исследований, если вообще можно говорить о результате?
РОЖДЕНИЕ БИБЛИИ
Библия родилась так же, как рождается всякая другая книга. Библия не упала к нам с неба и не появилась каким-то чудом. Ее писали люди, подобные нам. При чтении Библии чувствуется стиль и другие особенности тех, кто писал ее. Они были детьми своего века, и потому в Библии просвечивается античное мировоззрение и некоторые предубеждения того века.
В естественнонаучных высказываниях Библия не обнаруживает сверхъестественных познаний. Но в повествовании о сотворении мира нам встречаются поразительные мысли.
Отец современной геологии, Квенштедт, однажды выразился так: «Моисей был величайшим геологом всех времен».
Уже при вопросе о происхождении Библии встречаются факты, над которыми стоит задуматься. Будь Библия даже земного происхождения, и тогда она ставит нас перед загадкой.
Библия написана не одним автором, а несколькими, но только некоторых известны нам имена. Не только исторические книги ничего не упоминают об их авторстве, но мы знаем, что писавших Псалмы и пророческие книги было несравненно больше, чем упомянуто в Библии.
Писавшие Библию не принадлежали к одному поколению. Они жили на протяжении полторы тысячи лет. Это половина известной нам истории человечества. Столько времени понадобилось для рождения Библии
Когда еще история народов была окутана тьмой, на глиняных дощечках выводились резцом первые буквы Библии. Такое было ее начало. На рубеже второго столетия нашей эры дописывались на папирусных свитках последние строки Иоанна Богослова. Это был конец Библии.
Утверждение фанатичных врагов Библии, что она, дескать, была написана много столетий позднее, для всякого объективно думающего человека — только легенда.
Еще не так давно некоторые ученые разделяли мнение, что Евангелие от Иоанна было написано в конце второго столетия. Однако, последние находки папирусных свитков достоверно подтвердили, что уже в начале первого столетия Евангелие от Иоанна было широко распространено в первых христианских общинах. Сегодня мы можем сказать достоверно, что Новый Завет был написан при первом поколении христиан.
Все же рождение Библии занимает продолжительное время, к которому надо еще прибавить и тысячелетия, в которые древнейшие повествования передавались устно из поколения в поколение.
Великое число писавших Библию не принадлежало к касте священников или к тайному союзу мистиков. Наоборот, они принадлежали к разным сословиям, занимались разным ремеслом. Рядом с коронованными царями Давидом и Соломоном стоит пастух с фекойских полей — Амос. Рядом с Лукой, образованным греческим врачом из Антиохии, стоят «малограмотные галилейские пролетарии», рыбаки из Фифсаиды, Петр и Иоанн. Канцлер (государственный секретарь) Даниил стоит рядом с вождем народа Израильского — Моисеем.
Библию писали также многие безыменные благочестивые, молитвы которых дошли до нас в Псалмах, а рядом с ними — священники Иеремия и Иезекииль.
В Библии лирика чередуется с глубокой и высокой нравственностью; сухие деловые записи чередуются с драматическими повествованиями. Строго деловое законодательство чередуются с частными письмами. Все это объединяется в Книге Книг. В ней нет ничего абстрактного, но все конкретное и пережитое.
Больше всего поражает нас тот факт, что никто из писавших Библию даже не предполагал, что он пишет Библию. Рассуждая по-человечески, Библия родилась без намерения писавших ее. Моисей дает примитивному народу кочевников первые основы государственных порядков. Павел пишет из тюрьмы письмо знакомому христианину из Малой Азии в Рим. Пророк Иеремия предостерегает своего царя от фальшивой политики. Умирающий, в агонии, взывает к своему Богу. Священник слагает песнь для торжественного богослужения. Никто из них не преследовал другой цели, кроме проблем, которые их касались.
О том, что в высшей степени практическое письмо апостола Павла, направленное разделившейся церкви в городе Коринфе, будет спустя столетия читаться во всех церквах мира, Павлу даже не снилось. Так было и с другими.
Своеобразный факт: Книга написана на протяжении полторы тысячи лет многими людьми, не имевшими никакого умысла писать книгу!
Казалось бы, что при таком разнообразии отдельных ее частей не может быть никакой связи и цельности Книги. Как трудно, например, при издании научных трудов нескольких авторов, сохранить цельность книги, даже, если все авторы принадлежат к одной отрасли науки, к одному поколению. Этих предпосылок у Библии не было. Цельность Библии, несмотря на некоторые ее шероховатости, не могут не признать ее враги. Вильгельм Беше, ученик Геккеля, говорит: «Библия, как и все великие книги мира должна рассматриваться как одно целое».
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ БИБЛИИ
Цельность Библии подтверждается ее распространением. Как часто ей предсказывали гибель! Но, вопреки жестокой борьбы против Библии, она не устарела и не нуждается в исправлении, чтобы появиться опять в обновленном виде. Несмотря на множество противников, Библия и сегодня — самая распространенная книга в мире. Целиком или отдельными частями она переведена сегодня на 1400 языков и диалектов и почти всем доступна. На протяжении последних ста лет Библейские общества поставили своей целью распространение Библии среди всех народов. И все же, голод Слова Божия многих народов, а в особенности русского народа, далеко не утолен. Как раз в тяжелые времена в широких кругах населения пробуждалось желание читать Библию, особенно среди молодежи.
Когда в двадцатых годах нашего века в Германии появился новый перевод Библии проф. богословия и филолога Менге, то, несмотря на сильную антирелигиозную пропаганду в эти годы и экономический упадок, за короткий срок было продано свыше 700000 экземпляров. При этом не следует забывать, что каждый христианин имел свою старую Библию перевода Мартина Лютера с важными для него пометками на полях и с подчеркнутыми стихами, с которой не так легко расстается верующий.
Нельзя отрицать тот факт, что Библия всегда имела огромное влияние на отдельного человека и на целые народы. Ни одна книга не испытала такой ненависти, как Библия. Враждебное отношение к Библии со стороны ее противников не является результатом современной пропаганды. Уже во время гонений на христиан при римских кесарях заключенным христианам обещали свободу, если они отдадут свое Священное Писание. Римские властелины догадывались, что Библия является основанием и источником того убеждения, против которого они боролись. Они были убеждены, что должны это делать. Когда в средневековье люди, верующие в Библию христиане, стали искать общение с Богом без посредничества римско-католического священства, то им начали учинять так называемые суды против еретиков. И Библия была объявлена опять «запрещенной книгой».
Сила и влияние Библии были снова открыты во время реформации, когда она стала доступной всем народам Европы на их родном, разговорном языке. Еще сегодня австрийские крестьяне показывают тайные хранилища, где их праотцы прятали от преследователей горячо любимую Библию.
В Моравии сохранились экземпляры Библии, на которых еще до сих пор сохранились капли крови их владельцев. Даже в час казни они не хотели расставаться с Библией.
В последние годы многие атеистические страны запретили ввоз Библий. Все эти факты говорят в пользу Библии и обличают несостоятельность аргументов ее противников. Если бы они не боялись ее влияния, то к чему такая борьба? Человек чувствует себя беспомощным остановить влияние Библии. Интеллектуальное отрицание содержания Библии — бездейственно.
Ни одна книга не была так любима, как Библия. Католический поэт Карл Шенгер в своей драме «Вера и Родина» передает исторически достоверно, как жители Зальцбурга ради Библии покидали дома, свои поля и имущество. Акты мучеников вальденцев и гугенотов полны подобных фактов. Великое Евангельское пробуждение России, начавшееся в шестидесятых годах прошлого столетия, несмотря на гонения, продолжающиеся по сей день, фактически было и есть пробуждением к Библии. В голодное время, после первой мировой войны, сибирский крестьянин предлагал за одну Библию живую овцу. Где не было возможности приобрести Библию, там переписывали ее от руки страницу за страницей и, таким образом, распространяли дальше.
Один эпизод из страшной Сталинградской трагедии стал известен многим: фронтовой каплан раздал солдатам огромный запас Евангелия, но желающих было так много, что он начал из своей Библии вырывать листок за листком и раздавать солдатам. Многие из личного опыта могут подтвердить, какой великий спрос на Библию был в лагерях военнопленных. Много лет спустя после освобождения из лагеря мне писал один из тех, кто раньше мало интересовался Библией: «Библия стала для меня величайшим сокровищем».
Куда только Библия ни проникала, она всегда оказывала громадное влияние на культурную жизнь народа. У многих народов началось их культурное развитие с момента соприкосновения с Библией. Это относится не только к примитивным народам Европы. Реформация в Германии была бы немыслима без перевода Библии на немецкий язык. Переведенная Мартином Лютером Библия внесла большой вклад в преодоление безграмотности в Германии и, к тому же, послужила соединяющим мостом для германских племен.
Самостоятельность веры, которую открывает нам Евангелие, тесно связана с желанием изучать и углубляться в Слово Божие. Так рождается живая вера, которая не только освобождает нас от чужого опекунства, но и обязует нашу совесть перед Богом.
Великое пробуждение в Германии нераздельно связано с такими именами, как Филипп Иаков Шпенер, Август-Герман Франке и граф фон Цинцендорф Они вошли в историю под названием «Пиетизма». Это было вызвано влиянием Библии.
Исторически доказано, что такие качества, как самоотверженность, общительность, аккуратность и послушание выросли на почве веры, о которой ап. Павел сказал так: «Все могу в укрепляющем меня Христе» (Флп. 4:13).
Через пиетизм пробудилась личная инициатива и ответственность в борьбе против общественного и нравственного зла. Сознание жертвенности многих христиан послужило толчком к открытию сиротских и воспитательных домов, позднее выросшие в громадное дерево со многими ветвями — во «Внутреннюю Миссию». Простые люди пожертвовали на эту работу громадные средства и этим помогли залечить раны тридцатилетней войны.
Нельзя не заметить, что духовный и культурный подъем народа, так или иначе, связан с Библией. Величайшего композитора Иоганна Себастиана Баха во всей глубине может понять только тот, кто знаком с Библией. Мало кому известно, что кенигсбергский философ Эммануил Кант был горячим приверженцем Библии.
Это же наблюдается и у других народов. Духовное пробуждение русского народа в большей мере обязано влиянию Библии. Пионеры духовной и культурной жизни России не были атеистами. Назовем хотя бы такие имена, как Гоголь, Достоевский, Соловьев, Мережковский, Л. Н. Толстой и др.
Хроника миссии ярко свидетельствует о торжественном шествии Библии среди народов. Никто другой, как Чарльз Дарвин, на которого любят ссылаться противники Библии, как на главного свидетеля неверия, был поражен влиянием Библии на туземцев Огненной Земли. Именно там он предполагал найти связывающее звено между обезьяной и человеком. С этого момента он каждый год посылал порядочную сумму на миссию.
На малый остров в Тихом океане были выброшены волнами моряки английского корабля, потерпевшего аварию. Спасшийся капитан нашел гостеприимный прием в хижине вождя туземцев. Увидев на столе лежавшую Библию, он не мог удержаться и начал глумиться над Святой Книгой. Он сказал: «В моей стране ни один просвещенный человек не верит в Библию!» Туземец ответил: «Капитан, не глумись над этой книгой, потому что она спасла тебе сегодня жизнь. Раньше, когда мы не имели этой Книги, ни один человек, выброшенный волнами на наш остров, не оставался в живых. Но с тех пор, как мы имеем эту Книгу, мы научились любить нашего ближнего, как своего брата».
Так и между нами не один наслаждается благословениями Библии, сам того не сознавая или же сознательно умалчивая об этом.
ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ
Можно сделать в высшей степени интересное наблюдение. Мы знаем, что всякая книга при переводе на другой язык кое-что теряет из своего содержания. По этой причине каждый образованный человек старается читать английскую, французскую или немецкую литературу в оригинале, если оригинал ему доступен.
Самый хороший перевод «расплескивает» определенную часть драгоценного содержания. Это могло бы преградить путь к народам и для Библии, так что она не стала бы Книгой всего человечества. Тем более что и Ветхий, и Новый заветы написаны так называемым «мертвым языком».
Великая и едва обозримая работа была сделана по переводу Библии на протяжении столетий. Начиная с грандиозной работы «семидесяти», переведших в свое время в Александрии Ветхий Завет на греческий язык, Иероним перевел латинскую Библию «Вульгата», Вульфила — творец готской Библии, Мартин Лютер дал немецкому народу Библию на разговорном языке.
Эта работа продолжалась до бесчисленных миссионерских работников в Индии, в Китае, в Африке, на тихоокеанских островах, в прилежной и упорной работе, переводивших Библию для народов, не имеющих никакой письменности, не говоря уже о грамматике. При этом христиане сделали открытие, что содержание Библии, имеющее обусловлено историческую сторону, можно свободно «перелить» в другой язык.
Как часто встречаются нам христиане других наций, считающие их перевод самым хорошим переводом. Мы, немцы, думаем, что имеем право гордиться нашим переводом Библии. Несколько недель подряд мне довелось читать Библию каждый вечер вместе с молодым арабом-христианином из Египта. Моя немецкая Библия часто вызывала у него только сочувственную улыбку на устах, но он не мог нахвалиться своей Библией на арабском языке.
Поразительно! При переводе на новый язык, Библия становится новым оригиналом. Повторяется чудо Пятидесятницы, когда люди со всех концов Римской империи, удивляясь, говорили: «Мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян. 2:11). Здесь теряет свою силу проклятие Вавилонской башни — смешение языков.
ПРЕГРАДЫ
По словам профессора Б. Шлаттера, «Библия не дается так легко». Берущий ее в руки впервые, подобен ребенку, начинающему есть черный ржаной хлеб. Твердая корка требует здоровых и крепких зубов. Только хорошо разжевав, человек познает питательность и вкус хлеба.
С Библией же происходит обратное, чем с другими книгами. Самые ценные книги мировой литературы в большинстве случаев теряют свою привлекательность при повторном чтении.
Конечно, глубина и богатство некоторых книг, как «Божественная Комедия» Данте или «Фауст» Гёте, открываются нам и при повторном чтении, но при тщательном и повторном чтении содержание их исчерпывается. С Библией же дело обстоит иначе. При первом чтении содержание кажется непонятным и скучным, так что не один уже, потеряв терпение, отложил Библию в сторону.
Как правило, Библия открывает свои сокровищницы только прилежному и верному читателю. Это подобно тому, как в звездную ночь выйти из ярко освещенного зала во двор… Будучи ослеплены светом электрических лампочек, мы увидим только несколько больших звезд. Но, присев на скамью и всматриваясь в ночное небо, наши глаза быстро привыкают к темноте и нашему взору открывается великолепие «золотого покрывала», который распростер Господь над землею.
Так обстоит дело и с Библией. Сперва нам бросаются в глаза только жирно напечатанные стихи, с которыми, может быть, связаны наши воспоминания. Но, углубляясь в изучение Библии, нам шаг за шагом начинает открываться сокрытое богатство этой Книги. Вскоре мы придем к опыту: все другие книги, чем больше мы их читаем, становятся для нас беднее и беднее, но не так с Библией!
Чем больше мы читаем Библию, тем она становится для нас богаче и драгоценнее.
Едва ли вы встретите такого читателя Библии, который действительно прочитав ее, мог бы сказать: «Теперь мне все понятно!»
Все же, не существует ли преграды для некоторых людей, берущих в руки Библию с радостью? Не правы ли те, кто считает Библию чуждой для нас еврейской книгой?
Ответить на эти вопросы не трудно для тех, кто ищет ответа и помощи. Для тех же, кто вообще утратил способность слушать, а свои предубеждения считает «последней мудростью», тому никакими аргументами помочь нельзя.
Мы, любящие Библию, читаем ее как Божию Весть для нас, а не как продукт и выражение иудейского духа. Когда я получаю из дому письмо моей матери, то я уже радуюсь ее почерку на конверте и еще больше — содержанию письма. Почтальон, доставивший мне письмо, в данном случае, меня не интересует.
«Почерк» Библии обнаруживает черты Святого Духа. Библия передает нам Слово Божие, Израиль же является только Божиим «почтальоном».
Но все же, не является ли странным тот факт, что в Библии Бог называет только один народ избранным народом и этот народ — именно израильский народ?
Конечно, если я преподнесу моему пятилетнему сынишке корзину с яблоками, то он выберет самое большое и самое красивое яблоко. Приписывающий Богу такое же чувствование думает не о том, что Божие, а что человеческое. Неужели вы серьезно думаете, что Бог искал и выбрал Себе народ из среды других народов земли, который, как мы часто выражаемся, казался Ему наиболее симпатичным? Если бы отношение Бога к нам, людям, определялось и зависело от симпатий, то мы все бы были обречены на погибель.
В слове «об избрании» Израиля содержится как раз противоположное тому, что противники Библии хотели бы в нем найти. Во Втор. 7:7,8 мы читаем такие слова Моисея к своему народу: «Не потому, что вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленное всех народов; но потому, что любит вас Господь…».
Этим обращением к народу Моисей отклоняет мнение, что Бог мог избрать Израиля ради каких-то превосходств народа и преимуществ над другими народами. У Бога нет лицеприятия. Никто, испытавший благословение Божие, не может отнести это к своим заслугам. Иначе, он безнадежно преграждает сам себе путь к Богу. Выражение «избрание по благодати» Израиля показывает само по себе, что израильский народ не имел никаких достоинств для этого и, что любовь Божия — это только снисхождение и милосердие Бога.
Если бы Бог избрал мудрый египетский народ, или одаренных в искусстве греков, или способных в политике римлян, или какой-либо другой талантливый народ, тогда все те, кто должен был познать благодать и милосердие Божие из истории избранного народа, могли бы сделать такой вывод, что, дескать, природные способности и преимущества были фактическим источником или причиной их спасения. В случае с Израилем все это отпадает. Племя рабов, бежавших из Египта, еще не было народом. Насколько они противились благословениям Божиим в пустыне, позднее — в Ханаане, об этом беспощадно говорит Библия.
Только несведущие люди могут утверждать, что Библия написана для восхваления Израиля. Наоборот, в Библии много раз Израиль назван «жестоковыйным и прелюбодейным» народом, утруждающим Бога своими грехами и, таким образом, лишающим себя благословения.
Божий план спасения исполняется, несмотря на сопротивление Израиля. «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Господом»» (1Кор. 1:27–31).
В этих словах ап. Павел показывает нам ясно, что в Библии идет речь не о человеческой славе, не о славе Израиля, но исключительно о славе Божией.
Нам, людям, это не нравится. Не чрез антисемитизм люди становятся противниками Библии. Человек желает быть сам богом, по крайней мере — божком. Человек всегда противится авторитету Божию. Такова его греховная природа.
В 15-м столетии во Флоренции жил молодой художник и скульптор. Он был учеником великого мастера. Однажды, неосторожным ударом мастер испортил мраморный блок и, как не пригодный, отложил его в сторону. Ученик попросил у мастера этот блок и получил согласие. Предание повествует нам, что из того мраморного блока была создана прекрасная фигура Давида, украшающая еще и сегодня академию во Флоренции. Этим учеником был Микеланджело Буонаротти. Он стал известным всей Италии не только потому, что статуя Давида — одна из совершенных фигур человеческого тела, но и потому, что скульптор сделал этот шедевр из непригодного материала.
Еще одно возражение делает чтение Библии многим благонамеренным людям трудным. Они говорят «Не слишком ли низкое нравственное состояние тех, кто призван Богом в Ветхом Завете?» Обман Иакова, неверность Авраама в супружеской жизни, вероломное убийство и прелюбодеяние Давида… Этот перечень можно было бы продолжить. «Я не могу этих людей ставить в пример моим детям», — сказал мне однажды интеллигентный человек.
Но эти ветхозаветные личности не даны нам, как примеры, во всяком случае, не как примеры нравственного поведения. Они являются подлинным отражением человеческой природы и его сущности. Библия — это не сборник моральных рассказов, бывших любимой литературой наших бабушек и дедушек, в которых рассказывалось о бравых Матренах и о находчивых Иванах. В тех, чуждых действительности рассказах люди делились на ангелов и демонов. Мы убеждаемся, что дети, здраво воспринимающие жизнь, смеются над такой фантазией человека. Неиспорченный ребенок знает лучше, нежели допотопный педагог, что среди людей нет ангелов и нет демонов. Библия повествует о настоящих людях — о людях действительных — без приукрашивания.
Даже там, где кажется было бы уместным восхваление героев, как например, в случае с царем Давидом, грехи его не скрываются и не умаляются. И к нему приходит пророк Божий и произносит приговор: «Ты этот человек!» Давид должен был каяться и молиться: «Тебе, Тебе единому согрешил я», и «Сердце чистое сотвори во Мне, Боже…» (Пс. 50).
Неподкупная правдивость делает для нас Библию неудобной Книгой, потому что никакое человеческое величие не может ей возбранить преподнести нам зеркало истины. Библия правдива до соблазнительного и содержит такие главы, которые мы не станем читать несовершеннолетним детям. Если же взрослый бежит от этого зеркала, отражающего нашу действительность, то он бежит от своего подлинного облика, который он не может отрицать. Конечно, пропасть человеческого греха ужасна, но Библия свидетельствует: «…А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20).
Разумеется, для глубокого познания Божией Вести требуются определенные предпосылки. Вдумчивого человека это может побудить к размышлению.
Основательное знание Библии должно быть неотъемлемой частью каждого образованного человека. Однако, убеждения и опыт о силе Слова Божия мы приобретаем другим способом.