+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1987 г.

От силы в силу

И. С. Проханов

«…Приходят от силы в силу…»

Пс. 83:8

Стремление к силе - общечеловеческое стремление. Человек не хочет быть слабым, он хочет быть сильным.

I. Необходимость физической силы

Прежде всего человек ищет физическую (телесную) силу в себе и в своих ближних.

Он старается умножить и развить силу своих мускулов. На этом основана гимнастика, всякого рода спорт и т. п. В древности и теперь в связи с этим устраиваются всякого рода состязания, олимпийские игры и т. п. В Испании до сих пор сохранились бои быков, на которых тысячи людей ревут от восторга, когда видят, что человек одолел быка. В Америке очень популярны состязания борцов, на которые собираются десятки тысяч людей; там борцы и бойцы зарабатывают миллионы долларов. Что руководит этими массовыми собраниями? Одно только чувство восхищения перед возможным развитием физической силы человека.

Затем человек старается создать человеческую силу путем накопления человеческих масс: создания всякого рода армий и т. п.

Люди приходят в восторг, когда видят части армий на парадах именно потому, что видят в них накопленную человеческую силу.

Когда люди убедились, что их физическая сила очень ограничена, они стали искать силу вне себя, в окружающей природе и начали пользоваться ею для своих целей. Таким образом человек применил для надобностей своей жизни силу ветра (ветряные мельницы), воду (водяные мельницы), пар (паровые машины, паровозы и т. п.), электричество (электрические машины, электровозы). Благодаря этим силам, слабый человек сделался могучим существом.

Всего этого человек достигает в области физической (телесной) силы.

II. Необходимость духовной силы

Но ведь у человека есть душа, которая также нуждается в силе, но уже, конечно, не в физической, а в духовной.

Спрашивается, как человек заботится о силе для души? Очень мало.

Он слишком занят физической (телесной) силой и у него не остается времени для души. Так как нет усилий к развитию собственной силы души и к притоку духовной силы извне, то создалось общее явление: у человека, достигшего высокого развития физических сил, душа слабая, хилая, болезненная, не крепнет, не возрастает в силе, а слабеет, и как бы сходит на нет.

Это верно вообще по отношению ко всему миру, но это верно также и по отношению к христианской исторической церкви.

В жизни Фомы Аквинского, написавшего книгу «О подражании Христу», был такой случай: у него был школьный товарищ, который достиг высокого положения в церкви католической, сделался кардиналом и жил в папском дворце в Ватикане, в Риме. Однажды он поехал посетить его. Его друг-кардинал повел его по дворцу и показал ему все сокровища и богатства, которые там хранились, и в заключение сказал: «Теперь мы не можем сказать того, что сказал Апостол Петр: «Серебра и золота нет у нас» (Деян. 3:6). На это Фома отвечал: «Но зато вы и не можете сказать: встань и ходи!»»

Да, в христианской церкви (понимая это в общем смысле) накопились внешние богатства, великие политические и исторические права. Но духовная сила, бывшая у апостолов, сократилась, была потеряна, сошла на нет.

В общем, две исторические церкви, по признанию даже их преданных друзей, оказались церквами или организациями без силы.

Но что можно сказать о евангельско-христианской церкви в России?

Она, являясь восстановлением первобытной христианской церкви, проявила ту же силу: массовые обращения грешников, обращение отдельных личностей-гонителей, исцеления; по вере, среди верующих в России, огромное просвещающее влияние на массы и насаждение новой жизни, евангельского быта, в народе.

Но задача этого животворящего движения должна заключаться в том, чтобы эта сила не уменьшилась, не сократилась, а возрастала и умножалась: ему нужно идти «от силы в силу».

Для того, чтобы осуществить это, необходимо, чтобы каждый участник евангельского движения, каждый член всякой евангельской общины или группы не был слаб, но силен, и чтобы он переходил «от силы в силу». Мы поговорим о том, как этого достигнуть, и в связи с этим ответим на несколько вопросов.

III. Какая сила необходима для души?

Чтобы выяснить, какая сила необходима для души и церкви, мы должны упомянуть те силы, которые кажутся хорошими, но на которые нельзя опираться и которых не нужно искать.

1) Не силу нравственную в себе самом

Есть много людей, которые ищут силу для духовной жизни в самих себе и главным образом, в силе своей воли. Таковы были стоики в древнее время. Таков был Лев Толстой, который проповедовал, что стоит человеку захотеть быть добрым, любящим, и он будет таковым. Но такое мнение возможно у тех людей, кто не вник в глубину духовного опыта, имеющегося в Библии. Ведь смысл Ветхого Завета и заключается в том, что одной человеческой воли недостаточно для духовной жизни человека, что достигнуть нравственного совершенства невозможно только на основании хотения человека, как бы оно сильно не было. А в Новом Завете мы имеем яркую картину ничтожества человека, опирающегося на силу своей собственной воли (Рим. 7:14-25).

2) Не силу нравственную в других людях

Есть много людей, которые, не находя в себе самих достаточной нравственной силы, ищут ее в других людях с авторитетом и хотят опереться на нее. Но это очень большая ошибка. Велик был авторитет апостолов Христа: Петра (Кифы), Иоанна и Иакова, но апостол Павел не взирал на них, как на таких, которым во всем надо следовать, хотя он и называл их «столпами». Не согласившись с ними в некоторых действиях, апостол Павел отстаивал свою свободу. «И в знаменитых чем-либо, какими бы они ни были когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека» (Гал. 2:6).

Апостол Павел уважал деятелей Церкви Христовой, имевших высокий авторитет, но он не считал их за тех, на которых надо положиться во всех вопросах христианской жизни.

Вся Библия полна указаний на бесплодность и вред надежды на человека. В псалме 145:3-4 сказано: «Не надейтесь на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою». У пророка Иеремии имеется очень строгое выражение: «Проклят человек, который надеется на человека и делает плоть своею опорою» (Иер. 17:5). Такого человека он сравнивает с вереском в пустыне, который, находясь на песке, не может ничего извлечь для своей жизни.

3) Не ту силу духовную, которая основана на правосудии Божием

В одно время, когда селение Самарянское не приняло Иисуса, ученики хотели применить силу небесную, «огонь с неба», чтобы истребить жителей по примеру пророка Илии.

Но Господь сказал им: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:55). Одно из первых свойств Божиих то, что «Он есть Бог истины, справедливости и правосудия. Таким Он открывался людям в Ветхом Завете. Пророки пользовались именно этою силою правосудия Божия, особенно Илия на горе Кармиле и пр. Но Господь открыл Илье, что Бог обитает не в огне, не в буре, а в веянии тихого ветра.

Нужна духовная сила, подобная веянию тихого ветра, исходящая не от правосудия Божия, а от другого Его свойства, свойства любви.

4) Но необходимо искать силу духовную, силу благую, исходящую от Бога, от Его любви

В том же псалме, в котором находится наш текст «от силы в силу», имеется разъяснение, о какой именно силе говорится: «Блажен человек, которого сила в Тебе» (Пс. 83:6).

Следовательно, речь идет не о какой-либо силе человеческой, а о силе Божией. Хорошо человеку иметь нравственную силу в себе и находить ее в других людях, но это не та сила, которая должна лечь в основу духовной жизни. Та сила - не сила гнева Божия, не Его правосудия, а сила благости, которая покрывает долину плача « благословением».

Об этой именно силе говорил Иисус ученикам перед Своим вознесением: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:8).

Это сила не снизу, а свыше, не от людей, а от Бога. Это - сила благая, таинственная, чудная, Божественная. Это - сила Духа Божия.

IV. Превосходство силы Духа Святого над всякою другою силою

В Библии сказано, что при самом сотворении мира, когда действовало неизмеримое количество физических, химических и всяких иных сил, самой главной созидающей силой была сила Духа Божия. «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).

Следовательно, Дух Божий являлся основной силой созидания видимого физического мира.

Что касается духовного невидимого мира, то Он является в нем главной действующей силой Божества. Эта сила, как и Слово Божие, проникает до разделения души и тела (Евр. 4:12). «Дух все проницает, и глубины Божий» (1Кор. 2:10). «Нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4:13).

Все, что происходит в истинной духовной жизни, исходит от Него. Ничто не может произойти в ней без Духа Святого, который и является первопричиной всего духовного мира.

Всякая физическая и нравственная сила человека (воля, ум, чувство) имеет свой предел и свои границы. Но о Духе Святом сказано, что Он не имеет пределов или границ. «Куда пойду от Духа Твоего?» - восклицает псалмопевец (Пс. 138:7-12).

Это - сила беспредельная, вездесущая и всемогущая, потому что Бог есть дух.

Перед этой силой всякая другая сила только слабый ветерок.

V. Для чего необходима сила Духа Святого в духовной жизни человека?

Для самого начала и завершения духовной жизни.

1) Для молитвы. «Мы не знаем о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8. 26).

2) Для уверования, ибо «Плод Духа есть вера...» (Гал. 5:22).

3) Для покаяния, оправдания и получения прощения грехов, «...но...омылись... но оправдались... Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11).

4) Для духовного возрождения. «Если кто не родится от воды и Духа...» (Ин. 3:5).

5) Для продолжения духовной жизни.

а) Для работы, для выполнения благовестия, несения бремени и немощей, для .увещания, исправления и т. п. «Бог производит хотение и действие (Фил. 2:13).

б) Для борьбы с миром, грехом и всеми видами зла, с дьяволом, самим собой. «Духом умерщвляйте дела плотские» (Рим. 8:13).

6) Для завершения духовной жизни. Для освящения и достижения совершенства, возможного на земле: «При освящении от Духа» (1Пет. 1:2); «Искупление тела нашего в будущем (достижение совершенной свободы во Христе) совершится, потому что мы, имея начаток Духа, стенаем...» (Рим. 8:23). Сила Духа Божия была нужна для написания книг Ветхого и Нового Завета; для распространения Евангелия по всему миру... для совершения великих подвигов в деле спасения людских душ.

Эта дивная сила и в настоящее время необходима для чистоты, полноты и чудодейственности в духовной жизни человечества. Пусть не думает человек сделать что-либо духовное без силы Духа Божия. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) - это относится и к Духу Святому.

VI. Разные состояния людей по отношению к силе

В физическом мире люди представляют разные состояния по отношению к силе.

Ребенок не может поднять и одного фунта, юноша может поднять не больше пуда, взрослый человек может поднять тяжесть до 5-ти пудов, а иногда и больше.

Среди взрослых людей есть: 1) совсем слабые и даже хилые люди 2) люди средней силы и 3) богатыри.

То же самое и в отношении духовной силы.

1) Есть души слабые, как дети, как младенцы.

Такими называет апостол Павел коринфян. «Я не мог говорить с вами, как с духовными, но как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь еще не в силах. Ибо вы еще плотские» (1Кор. 3:1-2).

Самый хороший младенец не может сделать ничего разумного. Он настолько бессилен, что может только болтать руками и ногами.

Есть много христиан в общинах, которые не делают и не могут делать ничего полезного. Они только сеют недоразумения. Они имеют веру в прощение грехов, но не имеют силы сопротивляться греху, отражать его и побеждать.

2) Есть души средней силы. Эти души называются юношами и притом сильными. «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны и Слово Божие пребывает в вас и вы победили лукавого» (1Ин. 2:14). Это такой духовный возраст, когда христианская душа имеет столько силы, что может побеждать грех, но она еще не в силах произвести что-нибудь положительное для Царствия Божия.

Есть христиане, живущие довольно благочестивою жизнью, так как они могут преодолевать грех. Но от них очень мало пользы в церкви, потому что они не могут выполнять производительного труда.

3) Есть души высшей силы. Эти люди называются отцами. Они имеют высшее познание на земле, познание Сущего от начала, познание Безначального (1Ин. 2:13-14). Но самое главное их отличие заключается в том, что они являются отцами в смысле апостола Павла: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 5:15). Это те христиане, через которых другие души приходят к Богу и рождаются для новой жизни. Через них рождаются везде новые мысли, новые дела, полезные для Церкви Христовой. Они не только побеждают лукавого, в смысле отражения его, но и завоевывают новые и новые области для Царствия Божия. Это - духовные богатыри. Таким именно богатырем и был апостол Павел и другие апостолы.

Это - главные состояния душ в отношении силы.

Но есть промежуточные.

4) Есть люди ищущие, но не ту силу. Если эти люди - слушатели в собраниях, то они любят восторгаться и умиляться. Если они говорят речи в собраниях, то они приводят слушателей в великое возбуждение. Понемногу они привыкают к такой возбудимости и начинают считать такое состояние за проявление силы. Но на самом деле это не есть духовная сила. Это чисто нервносердечная чувствительность, которая называется сентиментализмом, ложной, чувствительностью.

Что в таком настроении нет силы, это доказывается фактом. При такой возбудимости у проповедующего оказывается сплошь и рядом невыносимый характер. Те слушатели, которые любят вводить в собрания такую ложную чувствительность, с легким сердцем продолжают делать свой прежний грех.

5) Есть люди ищущие силу, но не на добро.

Такие люди были во время апостолов. Иаков (4:3) говорит: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».

К числу таких людей принадлежали сыны Зеведеевы, просившие самые близкие места ко Христу не потому, что они хотели быть близкими к Нему, а для того, чтобы превзойти своих товарищей. Если проповедник старается усовершенствоваться в деле проповеди не для того, чтобы через это прославить Господа, а для того, чтобы превзойти других, он ищет силу не для благой цели, и он ее не получит, как не получили удовлетворения сыны Зеведеевы.

6) Есть ищущие силу, но не пользующиеся ею.

Сила есть талант от Господа, который человек должен употреблять ко благу других и к успеху Царствия Божия. Но в Евангелии нам говорится об одном человеке, который имел талант, но им не пользовался, а держал его зарытым в земле. За это он был наказан (Мф. 25:18-27). Есть люди, имеющие материальные средства, но не употребляющие их для Царствия Божия; есть имеющие дар слова, но не пользующиеся им для проповеди; имеющие познания, но не делящиеся ими с другими; имеющие голос, но не поющие, и т. д.

Сила дана им напрасно, и она отнимется от них, так же как и была дана.

7) Есть души, имеющие мало силы. Такою была Филадельфийская Церковь, которой было сказано: «Ты не много имеешь силы» (Отк. 3:8). Правда, на примере Филадельфийской Церкви недостаток в силе вознаграждался верностью. Может быть, что у служителя церкви и даже у целой церкви нет силы и искусства проповеди, нет силы в работе, но они могут оказаться верными Господу. Это хорошо. Но еще лучше, если церковь будет стремиться к тому, чтобы иметь много силы. Псалмопевец пишет: «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога» (Пс. 61:12); этой силы у Него много, и всякий верующий в Него должен иметь эту силу. Он должен переходить «от силы в силу».

8) Есть люди, имеющие мнимую, кажущуюся силу. Самым лучшим примером такого состояния является Петр (Мф. 26:33-35). Иисус сказал ученикам, что придет час, когда они все соблазнятся о Нем. На это Петр ответил: «Если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». В этот момент Петр воображал себя богатырем, а других - немощными и ничтожными. Он думал, что у него много силы, мужества и самоотречения, но это только ему казалось. Это была мнимая сила и факт доказал это. Именно он, и никто другой, трижды отрекся от Господа. Петр оказался подобным мальчику, который скачет на палочке и воображает, что он генерал и может победить целую армию. Среди верующих нашего времени много таких душ. Они воображают, что они имеют силу, потому что красиво говорят и тому подобное. На самом же деле они не имеют никакой духовной силы и при первой же трудности терпят неудачу.

9) Есть души, потерявшие силу. В Библии рассказывается много о богатыре Самсоне, о том, какую он имел силу, как в одну ночь взял и перенес в другое место ворота одного города и т. п., и о том, как он потерял силу. Какое печальное событие! Какое жалкое состояние! Богатырь без сил! Орел без крыльев!

Но то же самое бывает и в духовной жизни. Вот что пишет псалмопевец: «Я стал, как человек без силы» (Пс. 87:5).

Иона проявил великую и духовную силу в Ниневии. Он привел в состояние покаяния все население города во главе с царем, а после того сидел и плакал, бессильный и жалкий во всех отношениях. А Иеремия восклицает: «Отчего сильный твой опрокинут?» (Иер. 46:15).

Отчего происходит потеря духовной силы?

По разным причинам.

Самсон потерял силу, потому что оказался слабым на слове и сказал то, чего не должен был сказать; Иона - потому что впал в состояние ропота и т. д. Бывают такие случаи и в наше время: человек теряет ревность к работе, твердость веры и т. п. Если исследовать положение, то окажется, что причиною послужило какое-либо неправильное действие, а чаще всего - какая-либо неверность Господу.

10) Есть сильные в одном смысле и немощные, слабые в другом смысле. Встреча евнуха с Филиппом является хорошим примером для сего (Деян. 8:26-40). Евнух был силен в своем образовании, но был слаб в духовном понимании Библии; Филипп был слаб в деле образования, но очень силен в духовном отношении. Евнух не мог духовно помочь Филиппу, но Филипп оказал ему действительную помощь. Немощный в мирских делах, но сильный в Божиих делах - сильнее сильного в мирских делах и немощного в духовных делах.

Такой же пример мы имеем в случае с Нееманом и Иудейской девочкой (4Цар. 5:1-4).

Нееман был человеком сильным и великим в военном деле: он командовал армиями. Но он был слабым в духовном отношении и не имел понятия о Боге. Девочка, наоборот, была немощна с мирской точки зрения, но сильна в вере в Бога. Из рассказа ясно, что немощная в мирском смысле, но сильная в духовном смысле, оказалась сильнее полководца сильного по мирскому положению, но немощного в духовном смысле. Теперь для нас становятся понятными слова апостола Павла: «Немощное Божие сильнее человеков» (1Кор. 1:15).

11) Есть немощные и в то же время сильные. Таким был апостол Павел, который говорит о себе так: «Когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:10). Из его слов видно, что он впал в очень тяжелое духовное состояние: ему было дано «жало в плоть», и это жало он называет «ангелом сатаны». Он трижды молил Господа, чтобы Он удалил это жало, но Господь сказал ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Смысл этого события таков: Господь заметил у апостола склонность к некоторому превозношению. Чтобы избавить его от этого недостатка, Господь послал ему «жало в плоть» удручать его. Вследствие этого плоть апостола впала в состояние страдания, а «страдающий плотью перестает грешить» (1Петр. 4:1).

Этой немощью было устранено превозношение, а вместе с тем открылся доступ к Его силе и апостол сделался более сильным.

Таким образом, когда он получил немощь в плоть, он получил силу для духа, и нам становятся понятны его слова: «Когда я немощен, тогда силен».

Когда я немощен своей человеческой силой, тогда я силен Его силой.

Сознание, что у меня есть своя собственная сила, ослепляет меня. Но когда это неправильное сознание удалено, тогда предо мною открывается великий океан духовной силы, благодати Господней и, по выражению одного проповедника, я слышу: «О маленькая рыбка, для тебя довольно моего океана».

VII. Как может получить силу бессильный?

Для этого прежде всего надо молиться.

В Слове Божием сказано, как получили силу апостолы. Они «пребывали единодушно в молитве и молении» (Деян. 1:14).

И получился чудный результат.

Боязливый Петр сделался гepoем, полным мужества; не могшие излечить бесноватого, потом исцеляли всяких больных и воскрешали мертвых; неграмотные люди превратились в писателей, которые оказались мудрее философских книг всего мира и т. д. Да, действительно, в тот день бессильные люди превратились в могучих духовных богатырей.

Слабый! Молись и получишь силу.

Господь сказал: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать вашим детям, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13).

VIII. Как переходить от силы в силу?

Если у нас немного силы, то мы должны стремиться к тому, чтобы было много. Что же для этого нужно делать?

1) Нужно почаще подходить к источнику силы.

Если мы в зимний холод находимся в лесу и хотим согреться, то мы должны почаще подходить к костру. Если мы хотим получать больше и больше духовной силы, то мы должны чаще и чаще подходить ко Христу и прикасаться к Нему, как это сделала евангельская женщина (Mк. 5:30). Нам нужно хорошенько изучить, что значит исполняться Духом и действительно чаще исполняться Им (Еф. 5:18).

2) Нам нужно питаться вдоволь и утолять жажду. Если человек хочет увеличить свою физическую силу, то он прежде всего начинает хорошо питаться. Если мы хотим приобрести больше и больше духовной силы, мы должны более и более воспринимать Слово Божие (Мф. 4:4; 1Пет. 2:2). Если мы принимаем физическую пищу три, четыре раза в день, то и духовную пищу мы должны вкушать не реже. А для питья мы открываем в долине плача источники чистой воды живой благодати Божией.

3) Нужны упражнения, т. е. усиленная работа. Если человек хочет развить свою физическую силу, то он делает разные упражнения, называемые гимнастикой, спортом. Но не менее развивающее влияние имеет на физическую силу работа.

Если мы хотим развивать духовную силу, то мы должны прибегать к применению ее: к упражнению или к работе. Чем больше мы трудимся на ниве Божией, тем более развиваются наши духовные силы (Прит. 14. 23).

Если эти условия соблюдены, то наша душа будет переходить от силы в силу, и тогда к нам будет относиться слово пророка Иоиля 3:10: Слабый пусть говорит: «я силен!».

Архив