Вера и Жизнь 4, 1990 г.
- В чём смысл Рождества?
- Вечный закон Божий
- Джони Эрексон-Тада
- Евангелизация сегодня
- Читая Евангелие
- И. Е. Абрамов
- Любовь, брак, сексуальность
- Остатки и начатки
- Арбат
- Зона особого внимания
- Чарльз Годдон Сперджен
- Письмо из России
- Современный Прометей - научная фантастика
- Наташа
- Из поэтических тетрадей
- Для больших и маленьких
- Сон или откровение?
- Искупление
- Письма читателей
Остатки и начатки
Николай Водневский
«Да не будет у тебя других богов перед лицом моим». Исх. 20:3
Кто из читателей, верующих в Бога, не знает этой заповеди?
Как трагично звучат слова апостола Павла в первой главе Послания к Римлянам, где он пишет о людях, которые, отвергнув единого живого Бога, создали себе иных богов в образе четвероногих и пресмыкающихся.
Эти люди, «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим. 1:22-23).
Это превращение нетленного Бога в образ, подобный человеку тленному, мы наблюдаем и сегодня. Это возможные изображения, ставшие предметом поклонения: личности, которым вчера кричали: «Слава мудрому и великому!» А сегодня их развенчивают и памятники бросают на свалку…
Так бывает всегда, когда живой и спасающий Бог не занимает в нашем сердце первого места.
* * *
Верующим людям нет нужды доказывать существование Бога. Они не только верят, но и знают по личному опыту, что Бог един, Он наш Творец и Он же Спаситель наш. И все же, к сожалению, многие верующие люди забывают великую Божию заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
В ветхозаветное время верующие евреи много раз нарушали эту заповедь. Они уклонялись от живого Бога и обращались к «Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской», как читаем мы в 4Цар. 23:13. Милхому не только поклонялись, но даже приносили в жертву своих детей, за что Бог их много раз наказывал.
Читатель может возразить: «Все это верно, но это было давно. Теперь иные времена». Но, к сожалению, в иные времена создаются и иные боги.
Разве в наше время нет поклонников Молоха, который славился кровожадностью?
Разве в наше время нет поклонников маммоны? Ведь не случайно Христос сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13). Поклонники маммоны были, есть и будут. Разве апостол Павел не называл любостяжание идолослужением? (Кол. 3:5).
Разве сегодня нет поклонников Ваала, бога чувственности и нечистоты? Этому божку сегодня поклоняется все больше и больше людей, и среди них немало так называемых христиан.
Все это было и все это, к сожалению, есть и сегодня, но в более утонченной, современной форме.
* * *
У пророка Исаии есть точное описание, как язычники делали себе богов:
«Плотник, выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень… И это служит человеку топливом. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой» (Ис. гл. 44).
В наш век есть еще немало народов-язычников, которые создают себе божков всевозможных форм и названий.
Писание учит служить Богу не остатками, а начатками. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3:9), ибо истинный Бог есть Бог-ревнитель, но не в смысле зависти или плотской ревности, а в смысле Его суверенного права на первое место.
Некто сказал очень мудро: «Где нет Бога на первом месте, там Его вообще нет».
Все христиане должны хорошо знать эту истину. Хозяин нашей жизни - Бог, и потому все, что мы имеем, должно принадлежать Ему, а мы - Его управители, как и в песне поем: «Все Его, Ему служу я и Ему принадлежу». К сожалению, в жизни часто бывает иначе. Очень многие верующие приносят Богу не начатки, а остатки.
Вот почему мы, христиане, должны быть очень осторожными, критикуя языческие верования и обычаи. Они служили и служат своим богам только остатками, но если каждый из нас внимательно присмотрится к своей жизни?..
Когда я говорю, что у меня нет времени для молитвы, для общения с моим Богом, а на другое время есть, то что это означает? Конечно, остатки.
Когда я говорю, что я устаю, нет времени читать Библию и духовную литературу, то что это значит? Конечно, остатки, потому что для всего другого время находится. Перед экраном телевизора некоторые христиане сидят по несколько часов, а для изучения Библии ну никак не выберут время. Значит, для души нет уже и остатков.
Когда церковь поручает мне то или иное служение, а я, занятый личными делами, говорю: «Братья, мне некогда», то это значит, что я чту Бога остатками.
То же самое можно сказать и о материальном служении: «Я не могу сейчас жертвовать на дело Божие… Вот когда расплачусь с долгами, тогда другое дело». Что это значит? Поклонение Богу остатками!
Поставить служение Господу на первое место, выше своих личных интересов - это и есть правильное поклонение Богу, служение Ему начатками.
Поклонение Богу - это не отбивание поклонов, не зажигание лампадок и свечей перед изображениями святых угодников, не заучивание и бесконечное повторение молитв, а, в первую очередь, внутреннее горение, открытое Богу сердце, когда душа Ему отводит первое место. Такова и воля Божия: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20:3).