Вера и Жизнь 4, 1990 г.
- В чём смысл Рождества?
- Вечный закон Божий
- Джони Эрексон-Тада
- Евангелизация сегодня
- Читая Евангелие
- И. Е. Абрамов
- Любовь, брак, сексуальность
- Остатки и начатки
- Арбат
- Зона особого внимания
- Чарльз Годдон Сперджен
- Письмо из России
- Современный Прометей - научная фантастика
- Наташа
- Из поэтических тетрадей
- Для больших и маленьких
- Сон или откровение?
- Искупление
- Письма читателей
Современный Прометей - научная фантастика
Н. Вудроу, А. Брукс
НЛО (неопознанные летающие объекты)
Научная фантастика и новое сознание
Человек с древнейших времен пытается разгадать загадки природы, приоткрыть завесу будущего. И чем больше он познает, тем больше возникает вопросов.
Бог наделил человека разумом, с помощью которого он не только познает окружающий его мир, но и пытается заглянуть в будущее. Кто из нас не увлекался в детстве Жюль Верном, Александром Беляевым, Айзеком Азимовым? Жизнь на других планетах, снежный человек, неопознанные летающие объекты (НЛО)… В Советском Союзе даже была организована специальная экспедиция на Памир для поиска снежного человека. Организован и специальный комитет по расследованию явлений неопознанных летающих объектов.
В миссию нередко приходят письма с просьбой объяснить эти явления, помочь понять их.
Мы начинаем публиковать статью американских ученых, которые рассматривают эти проблемы через призму Слова Божьего - Библию.
«Есть интеллекты, гораздо более высокие, чем наши, превосходящие разум человека в той степени, в которой последний превосходит разум животного; разумы мощные, холодные и бесчувственные. Находясь по ту сторону пространства, они смотрят на нашу землю жадными глазами хищников и медленно, но уверенно разрабатывают против нас свои планы. К началу двадцатого века наступает великое отрезвление».
Г. Уэллс «Война миров»
Эта страсть охватила нации, расы, культуры и языки. Ее можно назвать аморальным вторжением в тайны вселенной. Универсальный язык этой страсти - математика. Благодаря усилиям своих приверженцев, а иногда и противников, все предприятие стало чем-то вроде современного мифа. Литература, несущая за популяризацию и распространение этого мифа наибольшую ответственность, - научная фантастика. С появлением так называемого «нового сознания» научная фантастика стала точкой пересечения двух тенденций - старой мифологии технологического идеализма и новой мифологии, покоящейся на научной интерпретации паранормальных феноменов.
Рожденная преждевременно, научная фантастика служит пророческим голосом «нового сознания» и создает предпосылки для его усвоения.
Эдгар Аллан По
В 19-ом веке культ науки проник во все области естествознания. Аналитически-математическое мышление проникло даже в сферу политики и богословия. В то время каждый ученый что-то понимал, по крайней мере, хоть в одной области естествознания и часто имел представление и о том, что происходит в других. Именно таким человеком был Эдгар Аллан По.
Короткий рассказ
Эдгар Аллан По был одним из первых популяризаторов научных знаний. Для этой цели он выбрал форму короткого рассказа. Превосходное владение этой литературной формой проистекало из интереса Эдгара Аллан По к новой, «научной» философии. Он утверждал, что им руководит некая духовная «теория», которую он назвал «поэтическим принципом», и был убежден, что всякий, руководствующийся этим принципом, будет приведен к истине. Он был одержим идеей найти разгадки тайн вселенной. Эдгар Аллан По приблизился к сферам жутким и таинственным, и этим пронизаны его фантастические рассказы.
Эдгар Аллан По был первым автором, сочинявшим настоящие детективы. Шерлок Холмс Конан Дойля вдохновлен Эдгаром Аллан По, его месье Огюстом Дюпеном. У писателя была страсть во что бы то ни стало добиться эффекта, и он оттачивал каждое свое слово и предложение, сделав короткий рассказ классической формой искусства и став одним из основателей научной фантастики.
Метафизическое сочинение Эдгара Аллана По «Magnus Opum» принадлежит к последним произведениям, написанным им накануне его трагической смерти. (Он умер от злоупотребления алкоголем и наркотиками.) В стихотворении, озаглавленном «Эврика» (»Я нашел!»), Эдгар Аллан По пытается раскрыть тайну вселенной. Это что-то вроде синтеза религиозной спекуляции и ньютоновской научной теории, некоторые пассажи напоминают и учение Эйнштейна о вселенной. В каком-то отношении сочинение это можно назвать манифестом нового сознания. Вселенная Эдгара Аллана По организована по принципу симметрии. Действительность - это дуалистическое (почти таоистская) взаимодействие «притяжения» и «отталкивания», в основе которой и покоятся меняющиеся соотношения пространства, времени, материи, света и гравитации. Симметрия представляет собой основу поэтической сущности как человека, так и космоса. Поэтому поэзия и истина идентичны. Говоря словами Эдгара Аллана По: «Мы можем быть уверены, что человек не будет слишком долго ошибаться, если он будет руководствоваться только поэтическим принципом, который я назвал подлинным инстинктом симметрии». Следуя своему инстинкту, Эдгар Аллан По приходит к выводу, который, кажется, слово в слово мог бы быть заимствован из трудов восточной мистики:
«То, что ты называешь звездной вселенной, является ничем иным, как Его (Божьим) современным экспансивным существованием. Он осознает свою жизнь через бесконечность несовершенных наслаждений… Быть равным Богу… Это нужно понимать так, что сознание индивидуальное постепенно растворяется в сознании всеобщем, и человек, в той степени, в какой он перестает ощущать себя человеком, достигает в конце концов такой благоговейной высоты, что осознает свое бытие, как бытие Бога. И, наконец, не забудь, что всякая жизнь - это жизнь в жизни, жизнь более маленького в более большом, и все заключено в божественном духе».
В заключительном слове он поясняет: «Чтобы Бог мог быть всем во всем, каждый должен стать Богом». Мы можем лишь надеяться, что сказанные Эдгаром Алланом По слова были произнесены со всей серьезностью: «Господи, будь милостив ко мне, грешнику».
Предшественники научной фантастики
Два преданных ученика Эдгара Аллана По посвятили свои таланты научной фантастике: это был Жюль Верн (отец классической научной фантастики) и Ловекрафт (отец оккультной научной фантастики). Оба развили идеи, которые можно найти у Эдгара Аллана По в его «Повести о приключениях Артура Гордона Пима». Жюль Верн называл его своим учителем и наставником. Все его фантастические романы-путешествия вдохновлены рассказами Эдгара Аллана По.
Прежде чем обратиться к творчеству Ловекрафта, необходимо назвать, по крайней мере, еще трех других представителей научной фантастики: Карл Маркс, Герберт Уэллс и Олаф Стэплдон.
Коммунистический манифест - классика научной фантастики
Хотя это и может показаться странным, но «Коммунистический манифест», без сомнения, можно рассматривать как классическое произведение научной фантастики, как утопию, претендующую на научность. В нем все политические, исторические, социологические и космологические процессы сводятся к научному материализму. Отбросим только «Божественный Дух» Эдгара Аллана По и заменим его безличным историко-диалектическим процессом (из которого произошел и «мировой дух» Гегеля), и перед нами - марксистская схема абсолютных ценностей, которая при всей своей ложности и фиктивности рядится в научные одежды.
Маркс был рупором европейского социализма.
Гуру научной фантастики
Герберт Уэллс был писателем английской школы фабианцев. В своем романе «Война миров» автор переселяет злых ангелов, заимствованных им из Библии, на Марс и спустил нам на землю шестую главу Послания к Ефесянам, (написанную рационалистически-эволюционным языком). Его «Машина времени» - потрясающий рассказ, в котором мы находим и силу художественного слова, и мощную фантазию, и своеобразную идеологию. Для Уэллса сфера научной фантастики была способом распространения социалистических идей. Так он стал гуру (т.е. учителем) посланника научной фантастики. По его мнению, человек - существо эволюционирующее, и целью его является богоподобное, сверхчеловеческое состояние бытия. Библейская этика, основанная на такой «ненаучной» концепции как первородный грех, вытесняется у него ницшеанской моралью антихриста, моралью, стоящей над понятиями добра и зла, моралью сверхчеловека.
Новое определение демонического
Олаф Стэплдон, тоже англичанин, в своих метафизических спекуляциях намного опередил сегодняшних мистично-эволюционных гуманистов. Он развил концепцию «эволюционирующего Бога», исходя из которой духовные поиски человечества - ничто иное, как одна из фаз в развитии сверхсознания. Стэплдон не смог оказать значительного влияния на массы, так как его произведения лишены нужной драматичности. «Последний и первый человек» Стэплдона напоминает стиль Уэллса и Ницше, но его идея, что люди будущего могли бы влиять на сознание сегодняшнего человека, является оригинальной интерпретацией античной концепции демонического.
Несвоевременная тень
Ловекрафт использует эту же идею (вводя пришельцев не из будущего, а из прошлого) в своем лучшем рассказе «Несвоевременная тень». Он не только способствует развитию фантазии своих читателей, но и является родоначальником целой школы писателей, внесших значительный вклад в дело развития научной фантастики. При этом нельзя забывать и о драматической силе специально придуманного им мифа, который Ловекрафт использовал в своих дальнейших рассказах. Этот миф косвенно основан на идее борьбы добра со злом, на том, что когда-то в далеком прошлом землю населяли великаны с интеллектом, намного превосходившем человеческий. В настоящее время эти существа находятся в глубоком сне, но скоро они проснутся и опять установят свою власть над землей.
Необычный талант Ловекрафта заставляет читателей вздрагивать от ужаса. Он был отцом школы, писатели которой наводняли книжный рынок дешевыми изданиями и только так добивались знаменитости. Узаконил эти бульварные романы уже литературный гений Рэй Бредбери. Таким образом, короткий рассказ оказался в руках последователей Ловекрафта, которые способствовали развитию жанра научной фантастики и распространяли идеи оккультной, т.е. восточной метафизики.
Но нашелся и христианин, который смог все это понять. Это был Клайв Льюис. Он попытался спасти жанр, предложив свою собственную «Пространственную трилогию», которая сегодня уже стала классикой. И все же победа осталась за антихристианскими элементами научной фантастики. Предпосылки создания этой литературы были или рационалистически-материалистическими, или оккультно-мистическими. Понадобилось еще некоторое время, чтобы оба течения слились.
Конец детства
«Сомнения не было. Покрытые кожей крылья, маленькие рога, игольчатый хвост - все это было на месте. Страшнейшая из легенд стала действительностью, как бы выплыв из темного прошлого. Солнце освещало его мощное тело, он стоял, улыбаясь в своем жутком величии».
Артур Кларк «Конец детства»
Англичанина Артура Кларка по праву можно назвать «гигантом» современной научной фантастики (Наряду с Хейнлайном, Азимовым и Ван Фогтом). 14-летним ребенком он был увлечен экзотическим культом грошевых романов, а в 15 уже начал сам сочинять подобные истории. В 1945 г. он опубликовал в октябрьском номере «Беспроволочного мира» (»Wireless World») технический научно-фантастический рассказ. В нем Кларк описал применение искусственных спутников Земли в качестве радиотелевизионных ретрансляторов. (В 1963 г. Артур Кларк получил золотую медаль института Франклина как автор идеи спутниковой связи).
Первое большое сочинение Кларка «Конец детства» было опубликовано в 1953 г. Оно привлекло внимание литературных критиков всего мира. Автор драмы описывает последнее поколение людей на земле - поколение, на глазах которого их потомки превращаются в нечто совершенно нечеловеческое, однако во многом превосходящее человека. С точки зрения философской, произведение представляет собой смесь философии Ницше (человек - мост к сверхчеловеку) и восточно-монистического мистицизма (исчезновение индивидуума в божестве). Книга Кларка стала кладезем «премудростей», источником идей и тем, сформировавшим современные представления о внеземных существах, о летающих объектах и т.п. Она стала краеугольным камнем развивающегося мировоззрения целого поколения. Особенно любопытно признание А. Кларка «Взгляды, отображенные в книге, не совпадают со взглядами автора».
Дьявольские сверххозяева
В один из критических моментов соревнования землян по освоению космического пространства и милитаризации космоса на планету спускаются неопознанные летающие объекты. И спускаются для того, чтобы спасти людей от атомной катастрофы. Команды этих космических кораблей - «сверххозяева», раса с высоким интеллектом - имеет странное желание не быть обнаруженными жителями Земли. Вскоре они уже правят Землей, установив сильную и одновременно благожелательную диктатуру. По прошествии долгого времени они наконец открываются людям. И… все видят, что они похожи на… чертей. Но нет, это только «великодушные сторожа, наблюдающие за людьми по распоряжению таинственного сверхразума», который пытается совершить с ними необыкновенные и невообразимые эволюционные превращения. Новая раса - это дети последних людей. Во всяком случае, они выглядят, как дети, но это существа без личного начала, поскольку они не индивидуумы. Новая раса - клеточки в теле «божества», нервные волокна в едином разуме - сверхразуме вселенной, который, наподобие «божественного духа» Эдгара Аллана По, все впитывает в себя. Человечество устарело, поскольку оно достигло наконец расового «самадхи» (состояния полного покоя в медитации, где познающий растворяется в познаваемом).
Кареллен, предводитель пришельцев, объясняет:
«Сверхсознание - это сумма разумов всех рас. Уже давно покончило оно с тиранией материи. Оно регистрирует каждое сознание, причем повсюду. Однажды оно узнало, что вы готовы, и послало нас, чтобы мы подготовили людей к превращению, которое их ожидает».
Умело подменив ценности, отдав роль добрых защитников и вождей «сверххозяевам» с дьявольскими лицами, Кларк в своем произведении проделал идеологический трюк. Метафизическая точка зрения, лежащая в основе данного повествования, выражается разными методами. Так, например, господству «сверххозяев» противостоит оппозиция - потенциально опасная группа честных, но «заблуждающихся религиозных фанатиков». С высокомерным превосходством Кареллен говорит их руководителю: «Вы знаете, что мы представляем здравый смысл и науку, и как бы вы ни были уверены в своей вере, вы боитесь, что мы свергнем ваших богов. Не обязательно явным насилием, можно и более утонченными методами… Поверьте мне, нам не доставляет радости забирать у людей веру. Но все религии Земли не могут быть истинными, и вы это знаете. Человек должен знать правду».
Из всего сказанного можно сделать вывод, что некоторые из религий могли бы быть истинными, и «сверххозяева» подтверждают это:
«Ваши мистики, запутавшиеся в своих заблуждениях, видели какую-то часть истины. Есть силы разума, и есть силы по ту сторону разума, их ваша наука никогда не сможет применить, не разрушив саму себя. Во все времена мы находим большое количество рассказов о странных феноменах - о привидениях, телепатии и интуитивном познании. Эти феномены вы пытались назвать, но никогда не могли объяснить… Они, однако, существуют. И если ваша теория о космосе стремится быть законченной, ее нужно объяснить».
«Конец детства» Кларка является основополагающей книгой для понимания современного сознания и сегодняшнего взгляда на науку, с одной стороны, и на мистические религии, парапсихологию, НЛО (неопознанные летающие объекты) и откровения, с другой. Уже на очень ранней стадии своего творчества Кларк связал между собой некоторые из понятий в одно целое; значение этой связи сразу было понято фанатиками самых разных направлений. Многие общества НЛО использовали «Конец детства» в качестве модели, объясняющей намерения инопланетян, ищущих контакта с людьми. Среди серьезных исследователей психических феноменов его взгляды поддерживают Д. Хуртак и А. Пухарич.
Контакт с «чужим разумом»
С первых дней существования научная фантастика была полностью подчинена идее «чужого разума». Вслед за научной фантастикой этой темой заинтересовалась даже наука! Правительства разработали различные инструкции на случай первых контактов с инопланетянами. Клайв Льюис говорит о современной научной мифологии эволюции и сравнивает эту мифологию с древними скандинавскими сагами - в ней прослеживается то же самое трагичное космическое величие.
В своем киносценарии «Космическая одиссея 2001 года» Кларк берет нас с собой в путешествие. Это путешествие начинается с первых зачатков сознания у примитивного человека-обезьяны и кончается по ту сторону пространства и времени личностью звездного ребенка, совершающего как бы возвращение домой - к великому космическому сознанию вселенной.
Способность сильнейших к выживанию совершенствует человека для того, чтобы доставить его со спасительной миссией точно в срок на Землю для спасения ее от атомной катастрофы. Борьба человека с созданной им технологией достигает своего апогея - жуткое единоборство астронавта с компьютером. Режиссер Кубрик использует визуальную силу «Сотворения Адама» Микеланджело, которую можно увидеть в Сикстинской капелле. Кубрик заставляет астронавта (Дэвид Боумен) указывать пальцем на металлический монолит (так Адам протягивает палец навстречу Богу). Этот монолит - посредник космического разума (сверхсознания в «Конце детства»). Так на наших глазах астронавт превращается в звездного ребенка, в космического мессию. Кубрик не скрывает свою связь с Ницше, выбрав в качестве сопровождающей музыки «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса и наращивая звучание музыки до кульминации в сцене превращения. (Эта вещь была сочинена Р. Штраусом в честь одноименного философского труда Ф. Ницше.) Как и во всех оккультных учениях, здесь игнорируется сотворение человеческой личности Богом - она, эта личность, - ничто иное, как набор атомов, средство достижения цели, вещь, которой манипулирует гораздо высший интеллект.
«Имперская земля» Кларка представляет собой веский аргумент значимости контактов с внеземными существами. В этом романе вы также найдете страстный призыв ко всему миру приложить все усилия на строительство гигантского приемника, который мог бы принимать излучения, прежде недоступные людям. Что же, собственно, все это значит? Остановимся на некоторых аспектах проблемы, прежде чем ответить на этот вопрос.
Средства массовой информации
Невероятно, но факт - средства массовой информации (телевидение, радио, кино), благодаря которым научная фантастика стала доступна широкому кругу людей, были предсказаны именно научно-фантастической литературой. Потрясающая связь, очень тонкие взаимоотношения! Средства, передающие сообщения, сами являются сообщением. Мы живем в столетии непредсказуемого будущего - в столетии, где изо дня в день становится все труднее отличить каждодневные истины от фантастики. И не случайно этот литературный жанр все глубже внедряется в те сферы сознания, заглянуть в которые могли раньше лишь оккультисты и мистики.
«Звезда Трек»
Мы настолько привыкли к космической технике, что даже сообщение о посадке космического корабля на Марсе не будоражит более наши умы.
В середине 60-х годов, когда все уже было готово для посадки космического корабля на Луну, внимание целого поколения было приковано к телевизионному многосерийному фильму «Star Trak» (»Звезда Трек»), И сегодня еще этот фильм повторяется время от времени по телевидению.
Прилунение выглядит после ознакомления с техническими новинками фильма «Звезда Трек» безнадежно устаревшим. Этот фильм несколькими шестидесятиминутными сериями посвящает зрителя во все самые важные области научной фантастики. И не только это - он готовит сознание к тому, что после любого контакта с «потусторонним» наступают мир и благополучие. Так называемый Высший Директорат провозгласил, что его звездолет «Энтерпрайз» не может вторгаться в естественное развитие планеты, пока его не попросят об этом сами жители. Теперь можно понять, что значат эти идеи для приверженцев НЛО: этим объясняется тот энтузиазм и та серьезность, с которой приверженцы НЛО ждут «спасителей с неба». В резком контрасте с Уэллсом и его пришельцами с Марса Кларк и «Звезда Трек» так подготовили наше восприятие, что мы рассматриваем всякий превосходящий нас разум как разум доброжелательный и благонамеренный.
Действительность, которой манипулируют
Лишь в настоящее время правительства начинают знакомить народ с результатами исследования в области НЛО. Только сейчас нас признали достаточно «зрелыми» для усвоения этой информации. Когда Уэллс выпустил свою радиошутку «Война миров», вышедшую в эфир в 1983 г., он вызвал панику в обществе. Это стало официальным доказательством того факта, что в интересах общественности следовало бы уменьшить этот страх. Нет большего страха, чем страх перед неизвестностью. Мы изменились под действием радио, телевидения, науки и техники. Современные технологические и технические «чудеса» превращают немыслимое во что-то совсем реальное и создают такое общественно-психологическое состояние, при котором возможно все. Действительность стала манипулируемой. Жак Валле рассматривает НЛО как часть «системы наблюдения», задача которой состоит в том, чтобы трансформировать нашу систему веры и представлений и подчинить ее в конечном счете более «высокой» цели.
Таким образом, художественная фантастика помогла некоторым внеземным силам, которые уже давно пытаются проникнуть в человеческую историю. Посмотрим правде в глаза: контакт с внеземным разумом существовал уже на заре человеческой истории. В античное время люди вступали в общение с «богами Олимпа». Сегодня они общаются с чистым и высокоразвитым «разумом» иных миров или с «нефизическими сущностями» других измерений. При этом никто не замечает, что спрятано за подобными сущностями! По закону Моисея любая попытка контакта с чужими сознаниями (духами) каралась смертной казнью. Такого человека побивали камнями. Давайте, наконец, проснемся и разглядим, в какое будущее устремился наш мир.
Освобожденный Прометей
«Молния покоряется ему; глубины неба отвечают ему блеском своих звезд, которые, как стадо овец, проходят перед его взором, и он ведет счет всем им. Буря - его конь, он пронзает воздух. И пропасть взывает из своих бездонных глубин: небо, есть ли тайны у тебя? Человек меня покорил, у меня больше нет загадок и тайн».
Миф о Прометее уже давно привлекал наше внимание. Прометей восстал против Зевса, украл огонь у богов и дал его людям. За эту дерзость он был наказан - прикован к скале - и каждый день испытывал невероятные страдания. Хищная птица прилетала и клевала его печень. Миф этот пережил второе рождение в английском романтизме ХVIII и ХIХ веков, особенно в творчестве Шелли (Перси и Мэри). Они принадлежали к литературной школе, которая рассматривала сатану из «Потерянного рая» Мильтона как героя, а библейскую трактовку его неверной. Группу назвали в свое время «Школа сатанистов». Перси Шелли создал своего Прометея, опираясь на философию своего тестя - Уильяма Годвина, одного из основателей анархизма. После того, как Мэри Шелли освободила сатану от проклятия Яхве, сатана стал прототипом «истинного человека» (анархиста), свободного от традиций, обычаев и законов:
«Спала отвратительная маска, человек обрел свободу и независимость; это человек, который равноправен, который не принадлежит никакому классу, нации или расе, который свободен от поклонения и преклонения и поэтому является королем над самим собой».
В своей книге по истории научной фантастики Бриан Алдис выступает как настоящий англофил. Он оспаривает тот факт, что именно Эдгар Аллан По является отцом научной фантастики, и отдает первенство англичанам. Бриан Алдис считает, что начало научной фантастики было положено романом «Франкенштейн или Современный Прометей». Этого же мнения придерживаются и советские ученые. А рассказ этот написан никем иным, как Мэри Шелли при содействии ее мужа Перси Шелли.
Знакомый с этой историей знает также, что создание монстра происходило более по правилам оккультного познания (алхимия), чем по правилам науки. Смешение оккультных и научных знаний и является в данном случае предметом нашего анализа. Мы сегодня вступаем в то время, когда наука переплетается с оккультизмом, и это соединение приведет к рождению человека греха: монстра, антихриста, беззаконника, раскованного Прометея, сверхчеловека.
В некотором роде слова сатаны, обращенные к Еве, были первой научной фантастикой: «Ешь, и с помощью полученного знания ты станешь богом». Герберт Уэллс не был первым, кто писал о высших разумах, вынашивающих против человечества коварные планы. Вот уже почти 2000 лет прошло, как апостол Павел писал во 2 Послании к Фессалоникийцам:
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2:3-12).
Уже нетрудно представить себе, хотя бы схематично, будущие события, когда мировые правительства вступят в контакт с «внеземным разумом», как это описывается в «Конце детства», и когда они получат от этого разума всевозможные инструкции, как вести дела на Земле. И нас не должно удивлять, что при этом Иисус Христос не будет признаваться «путем, истиной и жизнью», не должно удивлять и то, если Он вообще не будет упоминаться. Но мы всегда должны помнить, что Иисус Христос - истинный Спаситель, сошедший с небес.
Эта личность святая, без лукавства и обмана, отдавшая Себя за вину каждого, принявшая на себя справедливый приговор, вынесенный человеку, воскресшая из мертвых, дающая прощение тем, которые доверяются Ей, и делающая их «новой тварью» (2Кор. 5:17). О сатане же говорится, как об «отце лжи», как об «ангеле света», который готов манипулировать и, прикрываясь добрыми намерениями, добивается порабощения. Кому же мы доверимся?
Продолжение следует