Вера и Жизнь 2, 1991 г.
- "Как рыкающий лев..."
- Жажду
- Новые имена
- Свет светит во тьме
- Боже, почему именно я?
- Тупик?
- Свидетельство и стихи
- Вечно живая книга
- На вопросы читателей отвечает
- Современный Прометей - научная фантастика
- Вражье лепко, а Божье крепко
- Любовь, брак, сексуальность
- Читая Евангелие
- Чарльз Годдон Сперджен
- Письма читателей
- Стать христианином, быть христианином...
- Дождливым вечером
Тупик?
А. Н. Балашевич
В Ленинграде насчитывается около 110000 инвалидов, большая часть - христиане пассивного исповедания, т. е. «православные». Если судить по газетным публикациям и передачам по телевидению, то создается впечатление, что множество общин занимается делами милосердия! Все конфессии!
Но если прийти в эти общины и попросить их помочь хотя бы ОДНОМУ инвалиду, перед вами встанет глухая стена. Вот примеры (я не буду называть фамилии):
- пастор крупной общины в ответ на предложение организовать посещения инвалидов на дому (причем Всероссийское общество инвалидов брало на себя финансовую часть) ответил: «В Евангелии написано: «...будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10), и поэтому до сих пор не получают помощи ни инвалиды вообще, ни «его по вере»»;
- руководитель одной из церквей, организовавшей миссию, на заявления 20-ти членов-инвалидов своей церкви прореагировал так: «У нашей миссии уже есть инвалиды, которых мы посещаем». И члены его церкви через полгода получили Евангелия из рук совсем другой конфессии... На просьбу вернуть нам заявления инвалидов это духовное лицо не прореагировало - видимо, потерял;
- одна из миссий, которую часто показывали по телевидению, на просьбу что-нибудь(!) сделать для инвалидов города ответила: «Миссия... бесплатной литературы для инвалидов не имеет», т. е. практически занимается коммерческой, а не христианской деятельностью;
- руководитель одной из общин сказал мне (дословно): «Но ведь Христос не всех инвалидов исцелил? Так и мы не должны заниматься всеми ими».
Таким образом, поместные церкви, озабоченные внутрицерковными проблемами, на самом деле не могут найти времени для постоянной большой работы милосердия и занимаются показухой. Если мы видим какую-либо миссию по телевизору или на страницах газет - это еще не доказывает, что там идет работа. Был случай, когда группа инвалидов нашла учебник для воскресной школы и сама стала по нему заниматься. Со временем учебник пришел в негодность, и они обратились к нам с просьбой достать другой такой же. Я был изумлен действием Духа Святого Божия, подарил им свою Библию. К сожалению, никто ни в одной церкви не захотел организовать посещения этих людей...
Раз церкви не хотят заниматься нами - приходится заниматься собою самим.
Транспортировать, скажем, инвалида-колясочника куда бы то ни было очень сложно. Много места занимает коляска, трудно нести человека. Инвалиду приходится оставаться одному в четырех стенах, и очень часто такой человек замыкается в себе, становится озлобленным на весь мир. Среди этой категории людей очень велико число самоубийств: не с кем поделиться! Некому излить душу! Фактически - это заключенные.
Они собираются вместе там, где живут. В Ленинграде мало христианских храмов, и у инвалидов нет сил добираться до них. К нам обратилась женщина-инвалид с просьбой помочь ей - она пять лет, с тех пор как стала инвалидом, не была в храме... Когда ей ответили, что ради нее одной никто не будет обращаться к организации милосердия, она сказала: «А я не одна такая» - и на следующее утро обратилась уже от имени шести человек.
Средств для помощи ей почти нет. Как же ей соблюсти слова Евангелия «Не покидайте собраний ваших»? Как принять причастие? Кто придет к ней на дом из верующих людей и скажет несколько добрых слов? В пустыне звучит голос просящих об этом; в большой пустыне человеческой...
Вот почему миссионеров-неинвалидов часто не слушают и не хотят слушать, считая, что человек, не переживший страдания, не может проповедовать что-либо путное.
Не все инвалиды нетранспортабельны. Многие свободно или относительно свободно могут передвигаться. Вот инвалид - доктор технических наук, вид у него явно больной: руки трясутся, на лице - гримаса. И я вижу верующих, ОБХОДЯЩИХ этого инвалида, не дай Бог, поприветствует! А инвалид это замечает. В этот храм он больше не приходит, сделав вывод: «Сами говорите, что Бог есть любовь, а любить не умеете».
Широко распространено мнение, что если человек - инвалид, то он, наверное, страшный грешник в прошлом. Или грешники его родители. Утверждающие это уверены, видимо, что сами они - праведники.
Презрению подвергаются не все инвалиды: инвалиды-опорники, например, вызывают уважение и сожаление. Ну, а если человек - инвалид по психическому заболеванию? Я хотел бы услышать от кого-либо из вас, что Христос не пришел спасти и этих людей? Скажите прямо, как вы считаете: не велел ли Христос проповедовать и этим людям? А если нам завещано проповедовать ВСЕМ, и им в том числе, то где же проповедующие?
Я при этом не имею в виду те категории психических и нервнобольных, которые настолько безумны, что не понимают человеческой речи. Я имею в виду тех, кто вступает в контакт, а таковых, кстати, подавляющее большинство. Принимая лекарства, они живут и общаются, как нормальные люди, и лишь на лице у них так называемое «дебильное» выражение. Из-за этого выражения они боятся приходить в храмы: придешь - услышишь что-нибудь вроде «Опять этот дурачок приперся».
Что же делать?
Думаю, никто не будет возражать, что все люди должны читать Евангелие. А еще лучше - и Новый Завет, и Ветхий Завет. А еще лучше - и читать, и понимать прочитанное; для лучшего понимания служит множество христианской литературы и Новые Заветы с комментариями.
Никто не возражает вообще. То есть ВООБЩЕ-ТО никто не против: пусть инвалиды читают Евангелие. Но когда дело доходит до того, что надо бы поделиться литературой, поместные церкви, как я и говорил, не хотят или не умеют приходить к инвалидам, а тем более не хотят делиться имеющейся литературой. Благотворительные же организации говорят нам: «Обращайтесь в поместные церкви, там вам помогут!..»
В последнее время мы нашли какой-то выход из этого тупика: мы стали покупать Евангелия на деньги Всероссийского общества инвалидов у поместных церквей для бесплатного их распространения среди инвалидов. Жажда огромна: недавно мы приобрели партию в 2500 шт., а начинали с единиц. Однако хотелось бы, чтобы церкви подумали, у кого и за что они берут деньги! На эти десять рублей, что мы платим за Евангелие, инвалид мог бы жить три дня! А вместо этого мы платим церкви за то, чтобы она за деньги сделала то, что апостолы делали бесплатно. Поистине жаль, что нет бича Христа, которым Он выгнал торгующих из храма!
Но Евангелие мы, слава Богу, еще можем купить. Библии тоже, хотя Библию с комментариями Скоуфилда покупали со скрипом. Но где достать Библейский словарь, Симфонию, детскую Библию? Они есть в церквах «для внутреннего употребления» - для членов церкви. А инвалиды не могут стать членами церкви по причинам, которые я только что изложил: поместные церкви не хотят заниматься инвалидами; им самим трудно попасть в храм; к инвалидам на дом не приходят; в храме к ним здоровые христиане относятся с презрением.
Древние говорили: «Природа не терпит пустоты». Если нет христианской литературы, инвалиды начинают читать что-нибудь про «белую» магию, экстрасенсов и прочую дьявольскую чушь, которую в последнее время выпускают наши периодические светские издательства.
Результаты трагические. Но кто в них виноват, братья?
Ленинград