+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1993 г.

Народы Библии

ЕГИПТЯНЕ

Через всю Северную Африку, от гор Марокко на западе до Красного моря на востоке, простирается обширнейшая пустыня Сахара. По знойным сахарским пескам прокладывает свой путь к Средиземному морю Нил, берущий начало среди озер и нагорий тропической Африки. Последнюю тысячу километров он течет по долине, с обеих сторон окаймленной скалами. За 160 километров до моря русло реки раздваивается. Треугольник плоской земли, заключенный между этими рукавами, называется «дельтой» Нила, потому что его форма напоминает греческую букву «дельта».

Изначально на территории Египта было два царства: одно в долине Нила (Верхний Египет), другое в дельте (Нижний Египет). Около 3000 года до Р. X. царь долины сумел победить царя дельты и стал властелином (»фараоном») всей страны. Рядом с тем местом, где Нил разделяется на два русла, этот правитель, Менес, построил свою новую столицу - город Мемфис. На протяжении последующих 3000 лет Египтом управляли тридцать династий фараонов. За эти годы страна трижды достигала наивысшего расцвета.

Религия древних египтян сильно отличалась от религии древних евреев. Бог Израиля открывался Своему народу. Он требовал, в первую очередь, не исполнения обрядов или принесения жертв, а следования Своим справедливым законам (1 Цар. 15:22), ритуал без праведной жизни не имеет никакого значения (впрочем, эта идея была не чужда и египтянам). В отличие от богов Египта (которых требовалось кормить три раза в день), у Бога Израиля не было потребности в пище или в чем-либо, что могли дать Ему человеческие руки (см. Пс. 49:11-13). Ритуалы египетской религии были магическими актами, чрезвычайно сложными, предназначенными лишь для посвященного меньшинства. Обряды, которые совершались в израильской скинии и в Иерусалимском храме, должны были дать народу представление о величии и чистоте Бога, они были намного проще и предназначались для назидания всего народа израильского, а не только для «избранных».

ХАНАНЕИ

Самым большим вкладом хананеев в мировую культуру является изобретение алфавита. Это произошло в период между 2000 и 1600 годами до Р. X. К сожалению, мы очень мало знаем об этом. Благодаря влиянию египтян, основным писчим материалом в Ханаане стал папирус. А поскольку папирус в здешних климатических условиях сохранялся очень плохо (в отличие от Египта), то образцы раннего алфавитного письма мы находим чрезвычайно редко. Осталось лишь несколько надписей на более прочных материалах, например, вырезанные на чашах имена.

Около 1300 года до Р. X. Ханаан был египетской провинцией, включавшей в себя Ливан, Сирию и то, что позже стали называть «землей Израильской». Первоначально Ханааном, по-видимому, называли лишь прибрежные земли, а затем это название распространилось и на лесистые нагорья, населенные аморреями (см. Числ. 13:30; 35:10; Нав. 5:1). Кроме хананеев и аморреев, в стране жили и другие племена. Во Втор. 7:1 перечислено пять таких народов. Но со временем словом «хананеи» стали называть всех жителей этой земли.

Язык хананеев был близок древнееврейскому, а может быть, и тождествен ему. Жизнь хананейских земледельцев не очень отличалась от жизни израильтян в Египте до того, как последние были обращены в рабство. Поэтому евреи смогли легко освоиться в обетованной земле. Им грозило искушение перенять также и обычаи хананеев. Но хананейская религия не могла сочетаться с любовью к Богу и с выполнением Его заповедей. Потому израильтянам было запрещено смешиваться с этими народами и заключать с ними браки.

Религия хананеев резко отличалась от религии израильтян. У хананеев не существовало свода нравственных норм, подобных десяти заповедям. Их религия была лишена чего-либо хотя бы отдаленно похожего на любовь к какому-либо из божеств; богопочитание не приносило им ни радости, ни счастья. Впрочем, необходимо отметить, что о религии хананеев мы знаем далеко не все, а ее положительной стороной была, к примеру, обязанность хананейских царей заботиться о бедняках, вдовах и сиротах.

Вторгшиеся в Ханаан израильтяне испытывали сильное искушение почитать тех богов, которые издревле были прославляемы в этой земле, потому что именно от них, как думали хананеи, зависело ее плодородие. К тому же хананейские боги были не столь требовательны к своим поклонникам, как Бог Израиля. Многие из народа Божьего поддались этому искушению. В результате и произошли все те несчастья, о которых рассказывается в 3-й и 4-й книгах Царств - ведь Бог Израиля требовал от Своего народа абсолютной верности.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ

Филистимляне жили в пяти городах на юго-западе Палестины: Азоте (Ашдоде), Аскалоне (Ашкелоне), Аккароне (Экроне), Гефе (Гате) и Газе. Под их контролем находилась приморская дорога из Египта. Вполне возможно, что «Бог не повел его (Свой народ) по дороге земли Филистимской, потому что она близка» (Исх. 13:17), именно для того, чтобы не допустить столкновения израильтян с филистимлянами.

Во времена судей, а также в годы правления Саула и Давида, филистимляне представляли для Израиля постоянную угрозу. Оба народа добивались власти над спорной землей, лежавшей между их поселениями. Натиск филистимлян стал одной из причин, способствовавших утверждению в Израиле монархии (»Пусть царь будет над нами... будет... царь наш... вести войны наши» - 1 Цар. 8:19-20).

После многих яростных сражений царю Давиду удалось, наконец, покончить с нападениями филистимлян, которых он «поразил... от Гаваи (Гевы) до Газера» (2 Цар.5:25). Однако филистимляне сохранили свою независимость и в последующие годы еще не раз беспокоили израильтян. Они даже расширили, насколько смогли, свои владения к северу - вдоль побережья, и к востоку - в глубь страны.

Земля, лежащая к западу от Иордана, получила название «Палестина» - по имени филистимлян, хотя те никогда не владели ею по-настоящему на протяжении сколько-нибудь длительного срока.

Ветхий Завет дает филистимским богам семитские имена: Дагон (посвященные ему храмы находились в Газе и Азоте (Ашдоде), Веельзевул (Баалзебуб), которому поклонялись в Аккароне (Экроне), и Астарта (Аштарт). Нам мало известно о филистимских городах, но при раскопках холма Тель-Касиль, близ Тель-Авива, обнаружены храмы, крыши которых поддерживались столбами (см. Суд. 16:25-30). Национальным ремеслом филистимлян было изготовление металлических (прежде всего железных) изделий.

АССИРИЙЦЫ

Ассирия занимала северную часть современного Ирака. Ее территорию составлял бассейн верхнего течения реки Тигр, а также земли к востоку, до гор Загроса. Зимние дожди и реки-притоки Тигра дают достаточно воды для ведения богарного (то есть не требующего искусственного орошения) земледелия. На равнинах растут ячмень и пшеница. На холмах - виноград, маслины, абрикосы, вишни и другие фрукты и ягоды. Земля здесь зимой и весной покрыта травой, за исключением территорий, расположенных к западу от Тигра, где преобладает пустыня.

Ассирийцы называли свою столицу, свою страну и своего национального бога одним именем - Ашшур. Город Ашшур находился на юге страны, на западном берегу Тигра. Второй крупный город - Ниневия - лежал на восточном берегу реки, напротив современного иракского города Мосула, в 109 км севернее Ашшура. По крайней мере уже к 2500 году до Р. X. эти два города процветали, а подъем их начался, по-видимому, еще раньше.

Ассирийцы появляются на страницах Библии во времена последних царей Израиля, когда в этом государстве несли пророческое служение Амос и Осия, а на юге, в Иудее, приобретал известность Исаия. В это время Ассирия была сильнейшим мировым государством, державшим в страхе все соседние народы.

«Наведет Господь на тебя... царя Ассирийского», - говорит Исаия. Предсказание, переданное пророком царю Иудеи Ахазу, было устрашающим. Ахаз пытался получить со стороны ассирийцев помощь в борьбе против своих врагов, царей Дамаска и Самарии (Израиля). Но Божий вестник открыл ему, что вскоре его собственной стране придется противостоять Ассирии. Царем Ассирии тогда был Тиглатпаласар III (745-727 гг. до Р. X.), который включил Ахаза в число своих вассалов и лишь после этого избавил Иерусалим от натиска врагов. Тиглатпаласар захватил Дамаск и большую часть Израиля. Эти земли он превратил в провинции своей империи.

Ассирийцы обычно заключали со всеми покоренными народами договоры. Если партнер по договору переставал выполнять его условия - отказывался платить ежегодную дань или вступал в дружественные отношения с врагами Ассирии, ассирийцы стремились добиться своих целей дипломатическими методами. Если же это не удавалось, они посылали войска.

Именно так развивались и ассирийско-иудейские отношения. Царь Ахаз строго соблюдал все статьи договора, но его сын Езекия примкнул к восстанию против ассирийского господства, поднятому вавилонским царем Меродах-Валаданом (Мардукапла-Иддином) после смерти царя Саргона в 705 году до Р. X. Езекия захватил принадлежавшие Ассирии филистимские города. Сокрушив Вавилон, новый ассирийский владыка Сеннахирим, естественно, отправился выяснять отношения с мятежным Езекией. Ассирийское войско наводнило Иудею, как это и предсказывал пророк Исаия. В хрониках Сеннахирима утверждается: «Сорок шесть укрепленных городов (Езекии)... я осадил и захватил. Я вывел из них 200 150 человек... Я запер его (Езекию), как птичку в клетке, в Иерусалиме - его столичном городе... Ужасающее величие моей власти потрясло его,.. и послал он в Ниневию 30 талантов золота, 300 талантов серебра». Иерусалим, однако, не был взят. Больше ассирийские войска никогда не нападали на святой город, хотя сын Езекии, Манассия, присоединился к инспирированному египтянами антиассирийскому восстанию и около 671 года до Р. X. был ненадолго взят в плен.

Ис. 7:17-25; 4 Цар. 15:29; 16:7-9; 18:7-19:37; 20:12 и далее; 2 Пар. 33:11-13.

ВАВИЛОНЯНЕ

В Месопотамии (южная часть современного Ирака) в эпоху Ветхого Завета было расположено прославленное Вавилонское царство. Впервые город Вавилон достиг могущества в середине XIX в. до Р. X. и сохранял его на протяжении жизни нескольких поколений. Затем наступил период относительного упадка. Новый подъем город пережил 1200 лет спустя при царе Навуходоносоре, но ненадолго: Вавилония была завоевана персами.

Первые города появились здесь задолго до расцвета Вавилона - как только люди научились использовать воды рек для орошения земли. В Уруке (современной Варке, библейском Эрехе - Быт. 10:10) раскопаны массивные храмы этой эпохи, построенные из глиняного кирпича. Их колонны украшены цветной мозаикой.

В первом тысячелетии до Р. X. важную роль в вавилонской истории начинают играть племена халдеев и арамеев, пришедших в страну с запада. В 612 году до Р. X. халдейский царь Набопаласар сокрушил ассирийскую державу и разрушил ее столицу Ниневию. В созданную им империю входило большинство бывших ассирийских провинций, а сын Набопаласара, Навуходоносор (605-562 гг. до Р. X.), еще более расширил ее пределы, включив в нее, кроме прочих завоеванных земель, Иудею. Несметные богатства империи позволили этим двум царям построить свою столицу с большим размахом и пышностью.

В книге Даниила рассказано, как Бог покарал Навуходоносора, похвалявшегося своими успехами (Дан. 4). Позднее сын Навуходоносора был убит военачальником Нериглиссаром (Нергал-Шарецером, Иер. 39:3), но сына Нериглиссара, в свою очередь, сверг с престола Набонид. Этот царь был глубоко религиозным человеком. Оставив Вавилон на попечение своего сына Валтасара, он десять лет прожил в Аравии. Вскоре после возвращения Набонида Вавилон был взят персидским царем Киром.

Вклад Вавилона в мировую цивилизацию огромен, хотя сейчас нам подчас трудно проследить его в деталях. Вавилонская система письменности в XXX-XV веках до Р. X. распространилась по всему Ближнему Востоку. Греки заимствовали у вавилонян знание астрономии и математики (день и час; деление круга на градусы).

Как и большинство других древних народов, вавилоняне и ассирийцы поклонялись стихиям. У них были свои любимые боги и богини. О них слагали легенды, приносили им жертвы в огромных храмах и маленьких святилищах, просили о помощи и надеялись на их благоволение. Богам было подвластно все, а поведение их было непредсказуемо.

ПЕРСЫ

Персидские племена впервые появляются на арене мировой истории в середине VII века до Р. X., когда их царем стал Кир I. Персы жили к востоку от Персидского залива, в области, которая вплоть до настоящего времени называется Фарсистаном. Происхождение персов неизвестно, но персидский язык относится к той же языковой семье (индоевропейской), что и греческий, латынь, французский, английский, немецкий и русский; в особенности же он близок к санскриту и другим индийским языкам.

Действие библейских книг Ездры, Неемии, Есфири и отчасти Даниила происходит во времена Персидской империи при Кире и его преемниках.

Персидские цари создали империю, территория которой по своим размерам превосходила территории всех ранее существовавших держав. Их земли простирались на восток до Индии, под их властью находились Малая Азия и Египет. В 513 году до Р. X. царь Дарий I (522-486 гг. до Р. X.), построивший великолепный дворец в городе Персеполе, покорил Македонию. Однако его попытка завоевать всю Грецию закончилась разгромом персидского войска в битве при Марафоне. Сын Дария, Ксеркс I (486-465 гг. до Р. X.), сумел даже овладеть Афинами, но был разбит в морской битве при Саламине (480г.).

Несмотря на неудачи в войнах с греками и восстания в Египте, Персидская империя просуществовала более 200 лет. В 333 г. до Р. X. Александр Македонский переправился через Геллеспонт (Дарданеллы) и, нанеся персам ряд сокрушительных поражений, прошел через всю их империю вплоть до Индии. Походы Александра Македонского сопровождались распространением в завоеванных областях греческой культуры.

Верования древних персов были связаны с их пастушеским образом жизни: одни боги олицетворяли силы природы, другие - воплощали понятия, например: «договор» (Митра), «правдивая речь» (Варуна). Ритуалы персидской религии включали в себя принесение в жертву животных и употребление особого напитка - «хаома», или «сома» - с помощью которого люди впадали в эйфорию.

ГРЕКИ

В Новом Завете часто упоминается о греках (эллинах). Иногда под греками имеются в виду просто неевреи (язычники) - грекоязычное население Римской империи. Небольшая часть событий новозаветной истории происходит на греческой земле. Апостол Павел, будучи воспитан как правоверный иудей, тем не менее писал по-гречески и хорошо понимал греческий образ мыслей.

Показательная встреча греков с христианством произошла в Афинах. Апостол Павел, прибыв в Афины, заметил, что город был полон изваяний различных божеств. Он вступил в спор с людьми на городской площади и получил предложение изложить свои взгляды перед «советом Ареопага». Павел обратился к грекам с доступной им речью, цитируя греческих поэтов, обращаясь к философам стоической и эпикурейской школ. Но смысл его слов был слушателям не ясен, так как, несмотря на всю мудрость их ученых, они не знали Бога. Павел провозгласил: Бог «не в рукотворенных храмах живет», имея в виду и те прекрасные храмы, которые стояли вокруг. Господь повелел всем людям покаяться и изменить свою жизнь. Он будет судить мир через Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых.

Большинство афинян не приняли это новое, необычное для них учение, потому что «Еллины ищут мудрости», - говорил Павел. Проповеди Павла казались им безумием (1Кор. 1:22-23). Их мыслители иначе представляли себе жизнь после смерти и были слишком горды для того, чтобы вникать в то, что так очевидно противоречило принятому у них учению.

РИМЛЯНЕ

При жизни Иисуса Палестина была захвачена римлянами. Сначала они пробовали управлять этой землей через подчинявшихся им царей из династии Ирода. В Иудее такая политика не принесла успеха, и римляне поставили здесь своего наместника - «прокуратора». Хотя первые римские императоры и их наместники старались с уважением относиться к чувствам своих подданных, им было трудно проявлять терпимость к иудейской религии и еврейскому национализму. Понтий Пилат, прокуратор Иудеи с 26 года по 36 год после Р. X., и его преемники раздражали евреев своим нежеланием считаться с национальными и религиозными особенностями страны, и в 66 году после Р. X. в Иудее вспыхнуло крупное восстание против римского владычества. После смерти Нерона между его главными военачальниками развернулась борьба за власть над Римом. Победителем оказался Веспасиан, командовавший войсками, расквартированными в Сирии. Он правил с 69 года по 79 год после Р. X. Его сыну Титу удалось подавить Иудейское восстание. В 70 году Тит разрушил Иерусалим и храм.

В прошлом Рим часто покровительствовал евреям и защищал их от врагов. Апостол Павел, будучи евреем по крови, родился римским гражданином. Естественно, что именно в Риме он искал справедливости и защиты. Установленные римлянами мир и безопасность позволяли проповедникам Евангелия свободно путешествовать и распространять свое учение. Когда с Павлом обошлись не по закону, он воспользовался своим правом римского гражданина обратиться к императору.

Обычно римляне с большой терпимостью относились к различным верованиям. Однако те религиозные группы, которые не были лояльны по отношению к государству, всегда запрещались. Иудаизм относился к специально дозволенным в империи религиям. Сначала это дозволение распространялось и на христианство, потому что оно казалось разновидностью иудаизма. Но со временем римляне начали использовать в качестве критерия лояльности отношение приверженцев различных религий к культу императора. Император Домициан (годы правления 81-96 после Р. X.) требовал, чтобы все поклонялись ему как «господу и богу». Положение христиан резко изменилось к худшему: они должны были быть готовыми пострадать за свою веру. Именно в этой ситуации была написана книга «Откровение Иоанна».

В Новом Завете упоминается и о других религиях, распространенных в восточной части Римской империи (особенно в Малой Азии). В Листре Павла и Варнаву ошибочно приняли за Гермеса и Зевса (Деян. 14:11-13). В Ефесе находился знаменитый храм Артемиды, одно из семи «чудес света» (Деян. 19). По представлениям жителей Листры, Артемида больше походила на восточную богиню плодородия, только носящую греческое имя. Апостол Павел, находясь в Листре и Афинах, так ответил поклонникам языческих богов: «Один Бог сотворил всех людей, Он их питает, относясь ко всем с любовью, и Он будет судить их в последний день.»

ФИНИКИЙЦЫ

Израильтяне никогда не владели всей землей, которую Бог первоначально обещал им. Хананеи, жившие здесь многие века, продолжали населять некоторые области Палестины, и прежде всего ее северо-западную прибрежную часть - современный Ливан. Одним из их городов был древний Библ, в котором, возможно, был изобретен алфавит. Во всяком случае, греки, заимствовавшие алфавит у финикийцев, заимствовали и название этого города как слово, которое стало обозначать книгу (»библос»).

АРАМЕИ И ХАЛДЕИ

В то время, когда израильтяне продвигались в Ханаан, к северо-востоку от этой страны поселились другие родственные им семитские племена. Это были арамеи (в русском переводе Библии именуемые сирийцами). История этих народов частично дошла до нас в еврейских и ассирийских хрониках, а также в нескольких надписях на арамейском языке.

В царствование Соломона Дамаск добился независимости от Израиля и превратился в мощную державу (см. 3 Цар. 11:23; 15:18). До того, как в 732 году до Р. X. ассирийцы превратили Дамаск в свою провинцию, его цари, включая упоминаемых в библейских повествованиях Бен-Хадада (Венадада) и Хазаэля (Азаила), часто воевали с Израилем и Иудеей, пытаясь завладеть торговыми путями в Египет и Аравию. Время от времени им удавалось подчинить себе арамейские города, находившиеся к северу от Дамаска и на морском побережье.

Арамеи были широко рассеяны по странам Ближнего Востока. Когда приближенные ассирийского царя Сеннахирима пришли угрожать иерусалимлянам, люди царя Езекии просили их говорить по-арамейски. По-арамейски были написаны указы персидских царей. Люди, жаловавшиеся персидскому царю на евреев, которые вернулись из вавилонского плена во главе с Зоровавелем, тоже писали на этом языке. На нем написана и часть книги пророка Даниила.

После походов Александра Македонского официальным языком на Ближнем Востоке стал греческий, а арамейский занял место второго официального языка и продолжал оставаться разговорным обширного региона. В новозаветную эпоху на арамейском говорили жившие в Израиле евреи. В Новом Завете содержится несколько арамейских выражений, например, «талифа куми, Авва» и «Элои! Элои! ламма савахвани!» (слова, сказанные Иисусом Христом на кресте).

4 Цар. 18:26; Езд. 7:12-26; 4:7-6:12; Дан. 2:4-7:28; Мк. 5:41; 14:36; Мф. 27:46

Архив